РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 года город - курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
при секретаре Пшуковой А.У.
с участием помощника прокурора Арустамян С.А.
с участием представителей: Разборовой М.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Боровского В.Н., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по заявлению Кортунова В.П. об отмене постановления,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ Кортунову П.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 на основании подпункта «в», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кортунов П.В., не согласившись с данным постановлением, обратился в Кисловодский городской суд с заявлением, в котором указал, что Территориальной Избирательной Комиссией г.Кисловодска были неправильно применены нормы права при принятии постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Просил отменить данное постановление Территориальной Избирательной Комиссии и обязать ТИК г.Кисловодска зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 6 – му избирательному округу.
В судебном заседании Кортунов П.В. поддержал доводы, изложенные в заявлении, показав суду, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальная Избирательная Комиссия города Кисловодска приняла постановление № об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6. Данное постановление было принято с нарушением действующего законодательства. 22 декабря 2010 года он уведомил ТИК г.Кисловодска о выдвижении его кандидатом в депутаты Думы г.Кисловодска. для регистрации кандидатом в депутаты в ТИК г.Кисловодска им были представлены подписные листы в которых содержалось 73 подписи. 20 января 2011 года состоялось заседание Рабочей группы по проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей. В нарушение ч.7 ст.38 Федерального закона № 67 – ФЗ копия итогового протокола не была ему выдана вплоть до заседания ТИК г.Кисловодска, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ. На заседании ТИК г.Кисловодска ДД.ММ.ГГГГ, ему было разъяснено, что его паспорт недействителен, что является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты. Считает, что если бы его заблаговременно предупредили об этом, он мог исправить данный недостаток. Кроме того, полагает, что указание наименования субъекта РФ в подписных листах не является обязательным, так как выборы проходят в Ставропольском крае и избиратели не могут проживать в иных регионах, поэтому указание данной информации излишне. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель Территориальной Избирательной Комиссии города Кисловодска – Боровской В.Н., не согласился с заявлением Кортунова П.В., пояснив суду, что Кортунов П.В., уведомив ТИК города Кисловодска о своём самовыдвижении кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска, в установленный законом срок собрал все необходимые для этого документы, которые представил в ТИК г.Кисловодска. ТИК г.Кисловодска была проведена проверка представленных им документов и подписных листов. В ходе проверки представленного пакета документов Рабочей группой было выявлено, что в начале Кортуновым П.В. была представлена не полная копия паспорта, о чем он был уведомлен. В дальнейшем им была представлена полная копия паспорта, в котором имелись отметки не предусмотренные действующим законодательством, что влекло за собой недействительность документа, об этом он не был уведомлен избирательной комиссией, так как это не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, при проведении проверки была выявлена недействительность всех 72 подписей избирателей, так как при сборе подписей были допущены нарушения, предусмотренные п.3,5,7 части 10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, о чем был составлен Итоговый протокол с указанием выявленных нарушений. Свои выводы, отраженные в итоговом протоколе, Рабочая группа основывала на официальных документах. Учитывая, что в поданных подписных листах отсутствовали действительные подписи, Рабочая группа внесла предложение в Территориальную избирательную комиссию города Кисловодска отказать Кортунову П.В. в регистрации кандидатом. Кортунов П.В. участвовал в работе рабочей группы и замечаний от него в ТИК на тот момент не поступало. По результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ ТИК г.Кисловодска было принято постановление об отказе Кортунову П.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска. Считает, что данное решение принято в соответствии с действующим законодательством, так как представленных Кортуновым П.В. достоверных подписей было недостаточно для его регистрации в качестве кандидата в Думу. Кортунов П.В. вправе был обратиться в ТИК г.Кисловодска о выдаче ему итогового протокола и ведомости, но так как такого обращения не было, в соответствии Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, данные документы не были выданы ему. Просит отказать в удовлетворении заявления Кортунова П.В. в полном объёме.
Представитель Думы города - курорта Кисловодска – Разборова М.А. считает, что заявление Кортунова П.В. удовлетворению не подлежит, так как доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства. Кортуновым П.В. не было представлено необходимое число подписей в поддержку его выдвижения, поэтому ему обоснованно было отказано в регистрации кандидатом в Думу города – курорта Кисловодска. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованные лица – Избирательная Комиссия Ставропольского края, Администрация города – курорта Кисловодска, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своих представителей не направили. С заявлением об отложении судебного заседания в суд не обращались. Суд, в соответствии со ст.260 – 1 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей вышеуказанных заинтересованных лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав мнение помощника прокурора, считающего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд пришел к нижеследующему.
В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из ст.261 ГПК РФ в случае если суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, он обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В соответствии с п.1,2 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно подпунктам «в» и «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниям для отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Таким образом, указанной нормой установлены: максимальный предел - не более 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, и минимальное количество подписей в размере – 10, в зависимости от численности избирательного округа.
Конкретное же количество подписей необходимых для регистрации кандидатов установлено пунктом 3 статьи 14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, в соответствии с которой количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списка кандидатов, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
При этом указанная норма Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» не противоречит требованиям, изложенным в п.1 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и принята в соответствии с п.6 ст.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Исполняя указанный Закон Ставропольского края N 37-кз, 21 декабря 2010 года Территориальной Избирательной Комиссией города Кисловодска принято Постановление № 2\3, которым установлено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва.
Данное постановление Территориальной Избирательной Комиссии города Кисловодска в установленном законом порядке оспорено не было.
В соответствии с вышеуказанным постановлением по избирательному округу № 6 установлено количество подписей необходимое для регистрации кандидата в размере – 68, и максимальное количество подписей, представляемых для регистрации, в размере 73.
Согласно постановления № 3\17, принятого ТИК города Кисловодска 28 декабря 2010 года, проверке подлежало 100 процентов подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу.
Также указанным постановлением была создана Рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты, а также утверждено положение и списочный состав рабочей группы.
Вышеуказанное Постановление не противоречит ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз.
22 декабря 2010 года Кортунов П.В. обратился в ТИК города Кисловодска Ставропольского края с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по 6 избирательному округу, приложив к нему неполную копию паспорта, а также ксерокопии документов об окончании высшего учебного заведения, справку с места работы и документы, подтверждающие доходы, имущественное положение заявителя.
Данные документы были приняты членом ТИК г.Кисловодска Г.Т.А., что подтверждается представленным в судебном заседании подтверждением от 22 декабря 2010 года.
14 января 2011 года Кортуновым П.В. в ТИК г.Кисловодска были представлены дополнительные документы, касающиеся его места работы.
Как следует из подтверждений от 14 января 2011 года, член ТИК г.Кисловодска Г.Т.А., также в указанную дату, приняла от Кортунова П.В. уведомление о реквизитах специального избирательного счета в филиале Сбербанка России, протокол об итогах сбора подписей и подписные листы в поддержку кандидата на 8 листах, в которых содержалось 73 заявленных подписей избирателя.
17 января 2011 года, Рабочей группой было установлено, что представленная в ТИК г.Кисловодска Кортуновым П.В. копия паспорта, в нарушение пункта 2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", оформлена ненадлежащим образом, а именно отсутствовали копии некоторых страниц паспорта, иных нарушений в документах, представленных Кортуновым П.В. в ТИК г.Кисловодска, на тот момент выявлено не было.
18 января 2011 года, в соответствии с п.1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Кортунов П.В. был уведомлен о выявленном несоблюдении требований закона к оформлению документов, а также уведомлен о времени и месте рассмотрения его заявления ТИК г.Кисловодска.
19 января 2011 года, как следует из Подтверждения, Кортуновым П.В. была представлена в ТИК г.Кисловодска полная ксерокопия паспорта, в которой на шестой страницы имелся аннулированный штамп о регистрации по месту жительства.
В этот же день в ТИК г.Кисловодска поступил ответ за запрос комиссии от ОУФМС по СК в г.Кисловодска из которого следует, что в соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 828, вносить в паспорт гражданина отметки, не предусмотренные данным Положением, не допускается, что влечет за собой недействительность паспорта гражданина РФ.
Несмотря на наличие данной информации ТИК г.Кисловодска, в нарушение п.1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не уведомила Кортунова П.В. о выявленном несоблюдении требований закона к оформлению документа.
В судебном заседании представитель ТИК г.Кисловодска Боровской В.Н., пояснил суду, что в соответствии с п. 1.1 ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. На паспорт это положение не распространяется. Его недействительность считается отсутствием надлежащего документа и на основании пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поэтому ТИК г.Кисловодска не обязана была уведомлять Кортунова П.В. об этом.
Суд не может согласиться с данной позицией представителя ТИК г.Кисловодска по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. этого же Закона в регистрации должно быть отказано.
Согласно п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Таким образом, паспорт является одним из документов о которых идет речь в п.1.1 ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в соответствии с которым кандидат вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В связи с чем, при выявлении нарушений в оформлении представленного документа – паспорта гражданина РФ, ТИК г.Кисловодска должна была уведомить Кортунова П.В. о выявленных нарушениях, чего ею сделано не было.
В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подп. "в.1" и (или) подп. "в.2" п. 24, подп. "б.1" и (или) подп. "б.2" п. 25, подп. "з" и (или) подп. "и" п. 26 ст. 38 Федерального закона.
В связи с чем, суд приходит к убеждению, что предоставление Кортуновым П.В. в ТИК г.Кисловодска паспорта гражданина РФ, с отметками не предусмотренными действующим законодательством, фактически свидетельствует о наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документа, оформленного с нарушением требований действующего законодательства, а не об отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Поэтому, в связи с вышеизложенным, суд считает, что ТИК г.Кисловодска необоснованно сослалась в Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ на подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отказав Кортунову П.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.
Вместе с тем, суд приходит к убеждению, что ТИК г.Кисловодска обоснованно отказала Кортунову П.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по следующим основаниям.
В соответствии с положением пункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст.14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии со ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке. Подпись избирателя может быть признана недействительной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке, либо на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии Ставропольского края.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
При этом в соответствии с п.1,3,5,7 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
В ходе проверки подписных листов проведенной Рабочей группой ТИК г.Кисловодска, в поданных подписных листах были установлены нарушения, которые могли послужить основаниями для признания подписей недействительными, что было отражено в ведомости, приложенной к протоколу.
В судебном заседании установлено, что во всех 72 двух подписях избирателей на 8 подписных листах, представленных Кортуновым П.В. в ТИК г.Кисловодска, в графе адрес места жительства избирателя и в адресе места жительства сборщика подписей удостоверявшего подписные листы отсутствовало наименование субъекта Российской Федерации, что являлось нарушением пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, ч.3 ст.14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, и влекло за собой, в соответствии с п.3,7 части 10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, недействительность всех 72 подписей избирателей.
В строках 7,8 подписного листа 1, в строке 6 подписного листа 2, в строке 3 подписного листа 3, имелись исправления специально не оговоренные избирателями, а в строке 5 подписного листа 5 неверно указана дата выполнения подписи избирателя, что являлось нарушением ч.11 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, и влекло за собой в соответствии с п.5 части 10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз, недействительность всех 5 - ти подписей избирателей.
Доводы заявителя Кортунова П.В. о том, что указание в адресе места жительства лица, удостоверявшего подписной лист, избирателей, наименования субъекта Российской Федерации не предусмотрено действующим законодательством, по мнению суда подлежат отклонению, так как противоречат вышеуказанному пункту 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При этом, суд согласен с доводами заявителя Кортунова П.В. о том, что оснований для признания недействительной подписи избирателя в строке 1 подписного листа 8 по п.1 ч.10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз у ТИК г.Кисловодска не было, так как в соответствии с Решением Думы города - курорта Кисловодска Ставропольского края № 134 – 310 от 27 октября 2010 года, которым были утверждены схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы города – курорта IV созыва», избиратель Г.К.А. обладает пассивным избирательным правом на 6 одномандатном избирательном округе. Вместе с тем, как указано выше данная подпись избирателя совершенно обоснованно была признана недействительной на основании п.3,7 части 10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года N 37-кз.
Проверив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст.59,60 ГПК РФ и оценив их в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд находит данные доказательства относимыми, допустимыми и имеющими значения для правильного разрешения дела по существу.
Выявленные нарушения в подписных листах, представленных Кортуновым П.В. в ТИК г.Кисловодска, в действительности имели место и влекли за собой юридически значимые последствия, предусмотренные действующим законодательством, поэтому ТИК г.Кисловодска абсолютно на законных основаниях признали недействительными все 72 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва Кортунова П.В.
В связи с чем, суд приходит к убеждению, что Кортуновым П.В. не было представлено достаточного количества достоверных и действительных подписей для регистрации его кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, и поэтому в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Территориальная избирательная комиссия г.Кисловодска обязана была отказать в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.
Поэтому суд, установив, что допущенные вышеуказанные нарушения ТИК г.Кисловодска не повлияли в целом, на правильность по существу и законность принятого постановления, отказывает в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Кортунова В.П. об отмене постановления Территориальной Избирательной Комиссии города Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Кортунову П.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6», и обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы города – курорта Кисловодска по 6 избирательному округу - отказать.
Решение может быть обжаловано в пятидневный срок в Ставропольский краевой суд.
Судья Стойлов С.П.