2-93 по иску прокурора города Кисловодска в защиту интересов Вартанян М.М. о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2011 г. г. Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Коротыча А.В., с участием помощника прокурора г.Кисловодска Арустамян С.А, при секретаре Лашко М.В., с участием Вартаняна М.М., представителя администрации города-курорта Кисловодска Кибизовой А.Г. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Кисловодского городского суда, материалы гражданского дела по иску прокурора города Кисловодска в интересах Вартанян М.М. к администрации города-курорта Кисловодска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Вартанян М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы г. Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ. принят на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемому по договору социального найма, и включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под № 5. В настоящее время Вартанян М.М. не имеет закреплённого жилого помещения, проживает на съёмной квартире в <адрес>, зарегистрирован по адресу <адрес>, основным квартиросъёмщиком является Кузьменко Л.Я.

Прокурор города г. Кисловодска обратился в Кисловодский суд в интересах Вартаняна М.М. на основании ст. 45 ГК РФ и заявления Вартаняна М.М. о нарушении его жилищных прав с исковым заявлением- обязать администрацию города-курорта Кисловодска и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить Вартаняну М.М. вне очереди жилое помещение в г. Кисловодске в течение 2011 года по договору социального найма, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в котором указал, что прокуратурой г. Кисловодска проведена проверка по обращению Вартаняна М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Вартанян М.М. как лицо, имеющее статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закреплённого помещения, проживает на съёмной квартире. Согласно абз. 2 ч. 1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опёкой (попечительством), не имеющие закреплённого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам РФ.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), в приёмной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору, либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади по Ставропольскому краю, устанавливаемой квартально, органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.04г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с которыми органы местного самоуправления должны были приобретать жильё по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договору социального найма в пользование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся.

В соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от 23.09.2010г. № 517 «О внесении изменения в п.п. 9.2. Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края от 07.07.2008г. № 530, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство строительства и архитектуры. Данный закон не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом государственных полномочий, т.к. после внесения законодательных изменений в законодательные акты Ставропольского края изменился распорядитель финансовых средств и теперь министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в рамках возложенных полномочий будет осуществлять финансирование отдельных государственных полномочий путем предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Ставропольского края и контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению указанной категории лиц и постановке их, на очередь нуждающихся соответствуют также положениям п. 3 ст. 14 ЖК РФ, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений является учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Объектом, отношений регулируемых жилищным законодательством является жилое помещение, существенные признаки которого определены ст. 15 ЖК РФ, в соответствии с которой, жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками жилых помещений и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным или относится к специализированному жилищному фонду, а также, если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Таким образом, прокурор г. Кисловодска считает, что Вартаняну М.М. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади, а поскольку соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, это противоречит вышеуказанным нормам.

Присутствовавший в судебном заседании Вартанян М.М. поддержал исковые требования прокурора г. Кисловодска, обратившегося в суд в его интересах, просил суд удовлетворить заявленные требования и пояснил, что он является воспитанником трёх детских домов г. Пятигорска, г. Светлограда, ст. Барсуки - Воспитательной школы- интернат, а согласно справки «Пятигорский санатория детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ранее проживал с бывшей супругой в <адрес>, где в настоящее время и зарегистрирован, согласно отметки в паспорте. В настоящее время проживает на квартире в <адрес> с супругой не проживает, иного закрепленного за ним жилого помещения не имеет.

Представитель ответчика администрации города-курорта Кисловодска Кибизова А.Г. просила рассмотреть исковое заявление в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещён о времени и месте судебного заседания, предоставив письменное объяснение на исковое заявление, в котором сослался на постановление губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменении в положение о министерстве строительства и архитектуры», постановления правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменении в постановление правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ8г. №-п» «О предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закон Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закон Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 219 БК РФ, при этом считают, что администрацией города-курорта Кисловодска не должным образом организована работа по расходованию средств, с целью обеспечения жильём детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Минстроя СК и вынести решение в соответствии с законодательством РФ.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 п. «ж» ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебном заседании установлено, что Вартанян М.М. обратился с заявлением в прокуратуру г.Кисловодска ДД.ММ.ГГГГ в котором он указал, что является воспитанником трёх детских домов г. Пятигорска, г. Светлограда, ст. Барсуки- Воспитательной школы- интернат, а согласно справки «Пятигорский санатория детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ранее проживал с бывшей супругой в <адрес>, где в настоящее время и зарегистрирован, согласно отметки в паспорте. В настоящее время проживает на съемной квартире в <адрес> иного закрепленного за ним жилья не имеет.

Согласно акту проверки жилищных условий Вартаняна М.М. от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано передать документы на административную комиссию для постановки заявителя на очередь на жилое помещение.

Постановлением главы администрации города-курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ Вартанян М.М. поставлен на учет как нуждающийся в жилищных условиях. Указанное постановление не отменено и действует в настоящее время.

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ 3/125 Вартанян М.М. извещён о постановке в очередь, и ему указан порядковый номер в очереди №.

Согласно карточке квартиросъёмщика № от ДД.ММ.ГГГГ в двухкомнатной <адрес> площадью 17 кв.м. и 22 кв.м. по <адрес>, зарегистрировано 5 человек, основным квартиросъёмщиком является Кузьменко Л.Я., что также подтверждается выпиской из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Вартанян М.М. зарегистрировал брак с Кузьменко А.Н., от которого имеет сына Вартанян А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждено свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ

Жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.


Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.


Право Вартанян М.М. на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиками в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.


Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.


При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержке - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

По мнению суда, представленные документы, бесспорно свидетельствуют о том, что Вартанян М.М. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено не предоставлено, что противоречит законодательству, кроме того не имеет надлежащих бытовых условий для своего проживания.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.


Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Кисловодска и Министерство Строительства и Архитектуры Ставропольского края.

На изложенного,руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,


РЕШИЛ:


Исковое заявление прокурора города Кисловодска в интересах Вартанян М.М. к Администрации города-курорта Кисловодска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кисловодска и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить Вартаняну М.М. вне очереди жилое помещение в городе Кисловодске в течение 2011 года по договору социального найма, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Мотивированное решение суда изготовлено 07.02.2011г.

Судья Кисловодского городского суда Коротыч А.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200