2-347/11 по иску Управления мин.юстиции РФ по СК к некоммерч.орган.негосуд.образоват.учрежден.СОШ санаторного типа `Ступени` о ликвид.некоммерч.организ., исключ.сведений о юр.лице из ЕГРЮЛ. Иск.треб.удовлетворены.



Дело № 2-347

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

10 марта 2011 года г. Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Клочковой М.Ю., при секретаре Пашиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к некоммерческой организации – негосударственному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа санаторного типа «Ступени»» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц.

УСТАНОВИЛ:

Управление министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось в суд с иском к негосударственному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа санаторного типа «Ступени»» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель истца Зипунникова Н.С., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие; требования, изложенные в исковом заявление поддерживает в полном объеме, не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства в случае разрешения судом данного вопроса.

В судебном заседании представитель ответчика руководитель негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа санаторного типа «Ступени»» Токарева Н.А. иск признала, суду пояснила, что некоммерческая организация, руководителем которой она является, не осуществляет свою деятельность с 2006 года (ввиду истечения срока лицензии), о том, что в Управление министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю необходимо было предоставлять сведения, предусмотренные ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» ей известно не было. Просит суд иск удовлетворить.

Представитель третьего лица - ИФНС РФ по г. Кисловодску в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 117 ГК РФ особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых названным Кодексом, определяются законом.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и статьей 61 ГК Российской Федерации.

Согласно п.п. 3, 5, 7 и 10 ст. 32, ст. 18 Закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;4) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. При этом, предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Судом установлено, что 25 июня 2002 года Комитетом регистрации субъектов хозяйственной деятельности администрации города Кисловодска принято решение о регистрации при создании юридического лица, (л.д.7), сведения о некоммерческой организации были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается выпиской из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 42-46).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (вместе с "Правилами передачи сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ отчет о деятельности некоммерческой организации за 2006 - 2008 годы по утвержденной форме N ОН0001, N ОН0002 должен был быть представлен в орган государственной регистрации. Организацией отчетность по установленной форме в Управление не представлялась с 2006 года.

Как следует из содержания искового заявления, в данном случае Управление ставит вопрос перед судом о ликвидации организации в связи с прекращением ее деятельности, изложенные обстоятельства объективно подтверждаются совокупностью письменных доказательств исследованных в ходе судебного заседания, а также пояснениями представителя ответчика в судебном заседании.

Как следует из представленных суду документов, Управлением Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю 5 августа 2009 года, 6 октября 2009 года, в адрес постоянно действующего руководящего органа организации, а также в домашний адрес руководителя организации, были направлены предупреждения о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, в частности требований ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», а также о необходимости представления для проверки документов по деятельности за 2006 - 2008 годы.

Предупреждения остались без ответа, документы для проверки по деятельности за 2006 - 2008 годы организацией представлены не были.

Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.1, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" документы на государственную регистрацию изменений представляются в регистрирующий орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения об изменении учредительных документов некоммерческой организации. Из материалов дела видно, что связь с организацией, по указанному в учредительных документах адресу, не обеспечивалась.

Факт государственной регистрации, как существующего юридического лица с внесением сведений в государственный реестр сам по себе не является доказательством осуществления некоммерческой организацией деятельности и не освобождает ее от необходимости выполнения требований Федерального Закона «О некоммерческих организациях».

Руководствуясь положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о ликвидации ответчика.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать в доход государства госпошлину в размере 4 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю.

Ликвидировать некоммерческую организацию - негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа санаторного типа «Ступени»» и исключить сведения о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с некоммерческой организации - негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа санаторного типа «Ступени»» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней через Кисловодский городской суд.

Судья М.Ю. Клочкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200