2-561 Эдиковой К.Г. о признании незаконными отказа администрации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2011 года Кисловодский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Сотникова А.А.

при секретаре судебного заседания Пшуковой А.Н.

с участием представителя комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска Половщиковой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Эдиковой К.Г. о признании незаконным отказа администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ №

У С Т А Н О В И Л:

Эдикова К.Г. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что на основании решения Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта недвижимости – магазина, расположенного по <адрес>. В ходе проведения работ по межеванию ей стало известно, что администрацией города-курорта Кисловодска поставлен на кадастровый учет находящийся под многоквартирным жилым домом смежный земельный участок площадью <данные изъяты> кв м по <адрес>, имеющий кадастровый №. В заявлении Эдикова К.Г. указала, что многоквартирному жилому дому отведен участок земли, которым жильцы фактически не пользуются, но который необходим для эксплуатации магазина. Кроме того, работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом выполнены с нарушением земельного законодательства и требований Закона «О государственном кадастре недвижимости», Инструкции по межеванию земель, поскольку заявительница, как владелец смежного участка не была поставлена в известность о проведении межевания, границы участка с ней не согласовывались, что так же является нарушением ее прав. При обращении в администрацию с заявлением, содержащим требование о снятии с кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом и провести работы по межеванию с соблюдением требований земельного законодательства, Эдикова К.Г. получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ, с которым не согласилась и просит признать его незаконным.

Представитель комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска Половщикова С.А. с заявлением Эдиковой К.Г. не согласилась, пояснив, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Эдиковой К.Г. земельный участок из земель поселений, находящийся по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв м предоставлен в аренду сроком на три года для использования в целях под незавершенное строительством здание – магазин. В последующем Эдиковой К.Г. на данном участке было возведено здание магазина с отступлениями от проекта и самовольным увеличением площади застройки. При этом в администрации города-курорта Кисловодска отсутствуют сведения об обращении Эдиковой К.Г. по вопросу своевременной постановки отведенного ей участка, занятого объектом недвижимости, на кадастровый учет, а так же по оформлению в установленном законом порядке договора аренды и его государственной регистрации. Заявительницей не представлено доказательств нарушений закона, якобы допущенных администрацией при формировании участка под многоквартирным жилым домом. К тому же вопросы проведения кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе и земельных участков не отнесены к компетенции органа местного самоуправления, поэтому ответ, направленный комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска ДД.ММ.ГГГГ за № на обращение Эдиковой К.Г. является законным и обоснованным.

Эдикова К.Г. и ее представитель Сорокин Т.В., извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом и заблаговременно, в судебное заседание не явились, не сообщив суду о причинах неявки.

Представитель администрации города-курорта Кисловодска в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть заявление Эдиковой К.Г. в отсутствии неявившихся лиц с учетом положений ст. 257 ГПК РФ, устанавливающей, что заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Выслушав представителя комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что требования Эдиковой К.Г. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу ст.ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действия или бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям или бездействию органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия или бездействие, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как видно из представленных документов, решением Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за Эдиковой К.Г. признано право собственности на нежилое строение – магазин литер «А» общей площадью <данные изъяты> расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>

Из описательной части решения суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Эдикова К.Г. приобрела незавершенное строительством нежилое здание магазина, расположенное на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв м под <адрес> Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок из земель поселений, общей площадью <данные изъяты> кв м, расположенный по адресу: <адрес> для использования под магазин, незавершенный строительством, предоставлен Эдиковой К.Г. в аренду сроком на три года. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Эдиковой К.Г., имеющей нежилые помещения общей площадью <данные изъяты> м по <адрес> разрешено к литеру «А» выполнить пристройку лестничной клетки, склада, надстройку мансардного этажа с размещением торгового зала, кабинетов, санузла, тамбура по проекту, согласованному с управлением архитектуры и градостроительства. Поводом для обращения Эдиковой К.Г. в суд с иском к администрации о признании права собственности на нежилое строение – магазин с подсобными помещениями литер «А» общей площадью <данные изъяты> кв.м, возведенное на земельном участке площадью <данные изъяты> кв м, расположенном по <адрес> явилось то обстоятельство, что здание значилось самовольным, поскольку частично возведено без согласованного с управлением архитектуры и градостроительства проекта.

Из постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Эдиковой К.Г. предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений, находящийся по адресу: <адрес>А <адрес>, для использования в целях: под незавершенное строительством магазин, общей площадью <данные изъяты> кв м сроком на три года. Пунктом 2 Постановления Эдиковой К.Г. рекомендовано обратиться в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству для внесения изменений в Единой государственный реестр земель и получения кадастрового плана; обратиться в комитет имущественных отношений для внесения изменений в Договор аренды участка; обеспечить государственную регистрацию договора аренды участка в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как видно из письма Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного Эдиковой К.Г. на ее обращение снять с государственного кадастрового учета земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, с кадастровым № и провести межевые работы на данном земельном участке с соблюдением требований земельного законодательства, комитетом разъяснено, что работы по межеванию границ земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес> были проведены в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, местоположение границ и площадь земельного участка были определены с учетом фактического землепользования, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, а так же с учетом того, что земельные участки общего пользования, занятые проездами, проходами и другими местами общего пользования, в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ приватизации не подлежат. Заявительнице разъяснено, что в соответствии с п. 8 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ в газете «Ставропольская правда» № от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка по <адрес>, которое должно было состояться ДД.ММ.ГГГГ и на которое были приглашены все заинтересованные лица. В письме указано:«В настоящее время земельный участок по <адрес> под многоквартирным жилым домом сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и в соответствии со ст. 16 Федерального Закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ»перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем орган местного самоуправления не вправе распоряжаться данным земельным участком и не правомочен в отношении данного земельного участка производить какие-либо действия».

На основании ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства.

Положениями ст. 16 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

На основании ст. 3 указанного Закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).

Постановлением Правительства РФ № 457 от 01 июня 2009 года утверждено Положение о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, в силу которого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Положениями ст. 23 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Как видно из имеющегося в деле кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв м с кадастровым № по адресу: <адрес>, весь отнесен к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования : под жилую застройку Среднеэтажную. Правообладателями участка являются собственники помещений многоквартирного дома, которым участок принадлежит на праве общей долевой собственности.

В исследованной судом выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв м с кадастровым № по адресу: <адрес> датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указана дата – ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет сделать вывод, что данный земельный участок является ранее учтенным.

В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв м по <адрес> предоставлен Эдиковой К.Г. в аренду постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в аренду сроком на три года.

В постановлении главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ содержатся указания о необходимости обращения Эдиковой К.Г. обратиться в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству для внесения изменений в Единой государственный реестр земель и получения кадастрового плана; обратиться в комитет имущественных отношений для внесения изменений в Договор аренды участка; обеспечить государственную регистрацию договора аренды участка в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Эдикова К.Г. не представила документов, свидетельствующих о выполнении ею указаний, содержащихся в постановлении администрации.

По смыслу ч. 3 ст. 607 ГК РФ при аренде земельных участков указываются границы и площадь земельного участка, его местоположение, кадастровый номер, категория земель и т.п. Если в договоре не дана индивидуально-определенная характеристика объекта, это свидетельствует об отсутствии соглашения по предмету договора как существенному условию.

Из анализа положений п. 1 ст. 432, ст. 606, п. 1 и п. 3 ст. 607 ГК РФ, ст. 11.1 ЗК РФ следует, что установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования, поэтому в договоре аренды должны были быть указаны границы земельного участка с указанием координат поворотных точек и соседних землепользователей.

Отсутствуют сведения о заключении договора аренды с указанием индивидуальных признаков предмета договора - переданного заявительнице участка, его площади, местоположения, указания границ. Суду не представлены: кадастровый паспорт земельного участка по <адрес>, заключенный между Эдиковой К.Г. и администрацией города-курорта Кисловодска договор аренды, соглашения о его продлении.

Доводы Эдиковой К.Г. о том, что границы земельного участка многоквартирного дома нарушают право на землю под магазином заявительницы, о том, что многоквартирному жилому дому отведен земельный участок, необходимый для эксплуатации магазина, не подтверждены.

Согласно приведенным выше нормам, вопросы постановки и снятия с кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе и земельных участков, не относятся к ведению администрации города-курорта Кисловодска.

Заявительницей Эдиковой К.Г. не представлено доказательств о нарушении ее прав и законных интересов, допущенных при постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом. Отсутствуют доказательства, что нарушение прав и законных интересов Эдиковой К.Г. допущено со стороны администрации города-курорта Кисловодска.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления Эдиковой К.Г. о признании незаконным отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то есть действий администрации города-курорта Кисловодска, выразившихся в ответе комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, направленном ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес Эдиковой К.Г. на ее обращение с требованием о снятии земельного участка с кадастрового учета и провести работы по межеванию границ земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Эдиковой К.Г. о признании незаконным отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10-ти дней через Кисловодский городской суд.

Судья Сотников А.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200