2-1038/2011 решение по иску Солистой о признании бездействий незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2011 года город-курорт Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пожидаева В.П.

при секретаре Юханове С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по иску Солистой М.А. к администрации города-курорта Кисловодска о признании бездействий незаконными, обязании устранить допущенное нарушение и компенсации суммы морального вреда.

У С Т А Н О В И Л:

19 апреля 2011 года Солистая М.А. обратилась в Кисловодский городской суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о признании бездействий незаконными, обязании устранить допущенное нарушение и компенсации суммы морального вреда по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка общей площадью 800 кв.м., /кадастровый номер <данные изъяты> расположенного по <адрес> Б
<адрес> в целях "под индивидуальное жилищное строительство". Однако письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в этом ей было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска входит в зону среднеэтажной жилой застройки. Вместе с тем, указанный отказ по ее мнению является незаконным и необоснованным, поскольку согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Уставом города-курорта Кисловодска установлено, что Глава города наделен полномочиями от имени города своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, следовательно, единственным компетентным органом правомочным рассматривать заявления о предоставлении земельных участков для строительства является администрация <адрес> в лице Главы города-курорта Кисловодска. Однако с момента получения ее заявления о предоставлении под строительство земельного участка, администрация <адрес> в лице Главы города не приняла в установленный законом срок никакого решения. Более того, письмо начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> не является нормативным документом, а потому не соответствует требованиям статьи 43 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Таким образом, администрацией <адрес> в лице Главы города-курорта Кисловодска фактически проявлено незаконное бездействие выразившееся в непринятии какого-либо решения по ее заявлению о предоставлении земельного участка. Кроме того, указанным бездействием ей причинены физические и нравственные страдания, заключающиеся в претерпевании разочарования от действий органов местной власти нежелающих реализовывать программу Президента и правительства России направленную на возможность улучшения условий жизни граждан. В настоящее время испрашиваемый земельный участок является сформированным, прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, а потому он может быть предоставлен любому заинтересованному лицу. С учетом невозможности разрешения данного спора во внесудебном порядке она обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным бездействие Главы города-курорта Кисловодска и администрации <адрес> выразившиеся в непринятии в установленный законом срок решения по вопросу предоставления ей под индивидуальное жилищное строительство, земельного участка общей площадью 800 кв.м. /кадастровый номер <данные изъяты>/, расположенного по <адрес> Б <адрес>, обязании Главы города-курорта Кисловодска и администрации <адрес> устранить допущенные нарушения путем предоставления испрашиваемого земельного участка и взыскании компенсации суммы морального вреда в размере 10.000 рублей.

В ходе судебного заседания истица Солистая М.А., а также ее представитель – адвокат Еременко Д.А. поддержали заявленные исковые требования и просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика администрации <адрес> Иванов Р.А. входе судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований и показал суду, что действительно в феврале 2011 года истица обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка общей площадью 800 кв.м. /кадастровый номер <данные изъяты>/, расположенного по <адрес> Б <адрес> в целях "под индивидуальное жилищное строительство". Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений действий /бездействия/ органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что к бездействию органов государственной власти, органов местного самоуправления относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц /должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами/. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Однако вопреки утверждению истицы уполномоченным органом не было проявлено бездействие, поскольку ей был дан ответ оформленный письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ей отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в целях "под индивидуальное жилищное строительство", так как он входит в зону среднеэтажной жилой застройки. Таким образом, требование истицы о признании бездействий незаконными не основано на фактически обстоятельства дела. Кроме того, испрашиваемый Солистой М.А. земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ снят с кадастрового учета, следовательно, на момент обращения истицы фактически не существовал. Необоснованными являются и требования истицы о компенсации суммы морального вреда, поскольку Солистой М.А. не представлено ни одного допустимого доказательства подтверждающего причинение ей физических и нравственных страданий. При таких обстоятельствах просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие в суд также не поступало.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования не обоснованны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Вместе с тем, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, а также способов доказывания тех или иных обстоятельств, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

В силу статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Одной из форм такого распоряжения является предоставление земельных участков в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрены статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанная статья содержит нормы, которые являются специальными по отношению к правилам статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Солистая М.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка общей площадью 800 кв.м., /кадастровый номер <данные изъяты>/, расположенного по <адрес> Б <адрес> в целях "под индивидуальное жилищное строительство".

Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

·        проведение работ по формированию земельного участка;

·        выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

·        определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

·        принятие решения о проведении торгов /конкурсов, аукционов/ или предоставлении земельных участков без проведения торгов /конкурсов, аукционов/;

·        публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов /конкурсов, аукционов/;

·        проведение торгов /конкурсов, аукционов/ по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов /конкурсов, аукционов/ на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов /конкурсов, аукционов/ допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

·        подписание протокола о результатах торгов /конкурсов, аукционов/ или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов /конкурсов, аукционов/.

Пунктом 8 указанной статьи установлено, что решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Вместе с тем статьи 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласованием места размещения объекта органом местного самоуправления, поэтому в силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В пунктах 1 и 2 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более, чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены содержащиеся в нем вопросы, либо когда их разрешение компетентным органом невозможно, о чем сообщено заявителю.

Таким образом, данный закон устанавливает принцип обязательности рассмотрения обращения граждан и юридических лиц в срок, не превышающий одного месяца.

Аналогичные положения закреплены и в статье 22 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, согласно которой должностные лица органов местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца со дня поступления обращения.

Судом установлено, что письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Солистой М.А. было сообщено о том, что ей отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, так как он в соответствии с Правилами землепользования и застройки входит в зону среднеэтажной жилой застройки.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий /бездействия/ органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от ДД.ММ.ГГГГ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц /должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами/. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В обоснование заявленных требований истица указала о том, что администрацией <адрес> в лице Главы города-курорта Кисловодска было проявлено незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении ее заявления о предоставлении земельного участка, при этом письмо начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> по ее мнению не может расцениваться как ответ на поданное ею заявление. Однако указанные доводы противоречат обстоятельствам, установленным в ходе судебного заседания и основаны на неправильном толковании ном материального права.

Так, согласно статье 24 Устава городского округа города-курорта Кисловодска утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, структуру органов местного самоуправления составляют: Дума города-курорта Кисловодска, Глава города-курорта Кисловодска, администрация города-курорта Кисловодска, возглавляемая Главой города-курорта Кисловодска, Контрольно-счетная палата - контрольный орган городского округа и иные органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа города-курорта Кисловодска и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

В соответствии со статьей 39 Устава города-курорта, администрация города-курорта Кисловодска /администрация городского округа/ является исполнительно-распорядительным органом городского округа города-курорта Кисловодска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города-курорта Кисловодска федеральными законами и законами <адрес>.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что в структуру администрации <адрес> входит управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> являющееся иным органом местного самоуправления, которое действует на основании соответствующего положения.

Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска, согласно которому Управлению архитектуры делегированы полномочия по осуществлению подготовки первичных материалов по отводу земельных участков для строительства на территории города-курорта Кисловодска.

Следовательно, в силу указанных положений именно на Управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска возложена обязанность по разрешению вопросов связанных с предоставлением заинтересованным лицам земельных участков для строительства на территории города-курорта Кисловодска.

Таким образом, совокупность указанных выше обстоятельств, безусловно, свидетельствует о том, что Главой города-курорта Кисловодска, равно как и администрацией <адрес> не было допущено бездействие, выразившееся в не разрешении вопроса о предоставлении Солистой М.А. земельного участка для строительства, поскольку уполномоченным на то органом – Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ей был дан, отвеет в установленные законом сроки.

При этом доводы истицы и ее представителя о том, что уполномоченный орган не принял решение по ее заявлению в сроки установленные пунктом 8 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку данная норма предписывает срок, в течение которого соответствующий орган обязан направить заинтересованному лицу уже принятое по существу решение о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к убеждению об отказе в удовлетворении исковых требований Солистой М.М. о признании незаконным бездействия Главы города-курорта Кисловодска и администрации <адрес> и обязании принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Не обоснованными и неподлежащими удовлетворению также являются и требования Солистой М.А. о взыскании с ответчика суммы компенсации морального вреда.

Так, в силу статей 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред /физические и нравственные страдания/ действиями, нарушающими его личные имущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, при этом суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий.

Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обязанность доказывания есть необходимость совершения комплекса действий по доказыванию, определяемая не выбором или усмотрением субъекта доказывания, а угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их невыполнения. При этом обязанность по доказыванию исполняется исключительно путем реализации процессуальных прав.

Между тем, в условиях состязательности процесса истицей не представлено ни одного допустимого доказательства, подтверждающего причинение ей ответчиком морального вреда, а именно причинения физических и нравственных страданий, не предоставлены доказательства о том, когда и какими действиями причинены физические страдания, а какими нравственные.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Солистой М.А. к администрации города-курорта Кисловодска о признании бездействий незаконными, обязании устранить допущенное нарушение и компенсации суммы морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Кисловодского городского суда –

В.П. Пожидаев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200