Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2011 года город Кисловодск Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Клочковой М.Ю., при секретаре ПашинойА.В., с участием представителей истца Ермолаевой Л.И. Лазебной О.П., Чернецкого А.В., ответчика администрации г. Кисловодска Шрамко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолаевой Л.И. к комитету имущественных отношений администрации города Кисловодска, администрации города Кисловодска об оспаривании решения, возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка, у с т а н о в и л. Для улучшения жилищных условий, под проектирование жилого дома, Ермолаеву Б.М., проживающему в <адрес>, на праве аренды, в определенных границах, был предоставлен земельный участок, площадью 710 кв.м., из земельного участка по <адрес> в <адрес>, находящегося в пользовании Гороно,(Управление образования). На выделенном земельном участке, жена Ермолаева Б.М. Ермолаева Л.И. возвела жилой дом литер А, в 1997 году зарегистрировала право собственности на жилое помещение, жилому дому и земельному участку в 2009 году был присвоен почтовый адрес: <адрес>Б. 9 февраля 2011 года Ермолаева Л.И. обратилась в администрацию г. Кисловодска с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного по <адрес>Б. Решением КИО администрации г. Кисловодска от 16 февраля 2011 года № 01-15/344 Ермолаевой Л.И. в приватизации земельного участка было отказано, в связи с отнесением объекта недвижимости к землям особо охраняемых природных территорий, ограниченностью в обороте. Считая данный отказ незаконным, 25 апреля 2011 года Ермолаева Л.И. обратилась в суд с заявлением о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, признании права собственности на земельный участок. 30 мая 2011 года Кисловодским городским судом, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ было принято заявление Ермолаевой Л.И. об уточнении исковых требований, о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка. В судебное заседание истец Ермолаева Л.И. не явилась, о времени и месте слушания извещена надлежащим образом, в заявлении в адрес суда просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителей. В судебном заседании представители истца Ермолаевой Л.И., действующие на основании доверенностей Лазебная О.П., Чернецкий А.В., исковые требования поддержали, суду пояснили, что Ермолаевой Л.И. письмом КИО администрации г. Кисловодска в предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка, находящегося в ее пользовании с 1997 года было отказано, по тем основаниям, что земельный участок не подлежит приватизации, т.к. ограничен в обороте, как отнесенный к землям особо охраняемых природных территорий. Считают, что комитетом имущественных отношений администрации города, нарушены права истца, поскольку испрашиваемый земельный участок отнесен к землям населенных пунктов и предоставлен под индивидуальную жилую застройку, что отражено в кадастровом паспорте объекта недвижимости, при этом документ не содержит сведения об ограничении в обороте данного объекта прав и об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов. Просят суд исковые требования удовлетворить, признать решение органа местного самоуправления незаконным, возложить на администрацию города Кисловодска обязанность по заключению с Ермолаевой Л.И. договора купли-продажи спорного земельного участка. В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Кисловодска Шрамко Е.В. иск не признала, суду пояснила, что поскольку земельный участок по <адрес>Б в <адрес>, ранее был предоставлен мужу истца Ермолаеву В.М. на праве аренды, и кроме того, ограничен в обороте, как отнесенный к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, следовательно, не предоставляется в частную собственность, а также не подлежит приватизации. В связи с чем, принятое решение об отказе в предоставлении в собственность Ермолаевой Л.И. испрашиваемого земельного участка является законным, спорный объект недвижимости может быть предоставлен только в аренду. Далее суду пояснила, что отнесение спорного земельного участка к категории земель населенных пунктов не исключает его отнесение к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, т.к. он расположен на территории города-курорта Кисловодска, который признан курортом федерального значения и, как лечебно-оздоровительная местность, земли города отнесены к числу земель особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с требования ЗК РФ ограничены в обороте. Просит суд в удовлетворении иска отказать. В судебное заседание представитель ответчика КИО администрации г. Кисловодска не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, согласно разностной книге местной корреспонденции Кисловодского городского суда, извещение о необходимости явки в суд вручено представителю под роспись. Суд, выслушав представителей истца, представителя ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, материалы инвентарного дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Как следует из п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В судебном заседании установлено, что для улучшения жилищных условий, под проектировку жилого дома, Ермолаеву Б.М., проживающему в <адрес>, постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, (л.д.8,9), на праве аренды, в определенных решением администрации границах, из земельного участка по <адрес> в <адрес>, находящегося в пользовании Гороно, был предоставлен земельный участок, площадью 710 кв.м. На выделенном земельном участке, жена Ермолаева Б.М. Ермолаева Л.И. возвела жилой дом литер А, в 1997 году зарегистрировала право собственности на жилое помещение, жилому дому и земельному участку в 2009 году был присвоен почтовый адрес: <адрес>Б. Указанные обстоятельства подтверждаются архивной выпиской из постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации жилого дома литера А за Ермолаевой Л.И., (л.д.10)., дубликатом регистрационного удостоверения МЖКХ БТИ Кисловодского ГЖУ от ДД.ММ.ГГГГ №, (л.д.12) о регистрации права собственности Ермолаевой Л.И. на домовладение №б по <адрес> на основании постановления главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы администрации г. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № о присвоении земельному участку, площадью 710 кв.м., с кадастровым номером №, и расположенному на нем жилому дому, принадлежащему Ермолаевой Л.И. почтового адреса: <адрес>Б, (л.д.16).Как следует из свидетельства о смерти, (л.д.13), Ермолаев В.М. умер ДД.ММ.ГГГГ в г. Кисловодске. 9 февраля 2011 года Ермолаева Л.И. обратилась в администрацию г. Кисловодска с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного <адрес> Представителем администрации г. Кисловодска по запросу суда была представлена копия данного обращения на имя главы города Н.Б. Луценко, зарегистрированного 9 февраля 2011 за входящим № 8971/1, согласно заявлению, Ермолаева Л.И. просит дать разрешение на выкуп земельного участка по <адрес>, площадью 755 кв.м., (л.д.56). Решением КИО администрации г. Кисловодска от 16 февраля 2011 года № 01-15/344 Ермолаевой Л.И. в приватизации земельного участка было отказано, в связи с отнесением объекта недвижимости к землям особо охраняемых природных территорий, ограниченностью в обороте, со ссылкой в обоснование на Постановление Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14, п. 1 ст. 95 ЗК РФ, ч. 5 ст. 27 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», (л.д.36). Согласно ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в РФ ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории земли населенных пунктов (подпункт 2), земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий. Как усматривается из кадастрового паспорта и кадастровой выписки, (л.д.33-35, 44-49), по состоянию на ноябрь 2010 года, земельный участок кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>Б весь отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенный вид использования-под жилую индивидуальную застройку, имеет площадь 755 кв.м., сведения о регистрации прав на земельный участок отсутствуют, в разделе «о частях земельного участка и обременениях» в графе «характеристика» указано «аренда земли», при этом лицо в пользу которого установлен данный вид обременения не указано, место положения и поворотные точки границ земельного участка описаны. Ст. 8 ЗК РФ предусматривает порядок отнесения земель к категориям, установленным в ст. 7 ЗК РФ, перевода их из одной категории в другую. При этом в ст. 8 ЗК РФ установлено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. В п. 10 ст. 85 ЗК РФ установлено, что в черте городских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное и иное особо ценное значение. Такие земельные участки используются в соответствии с требованиями, установленными в ст. ст. 94-100 ЗК РФ, а земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры. В ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий. В силу положений ст. 14 ФЗ «О государственном земельном кадастре» в ЕГР земель должны содержаться сведения, в том числе, о категории земель и разрешенном использовании земельного участка. Если это категория земель особо охраняемых территорий и объектов, как это установлено в ст. 7 ЗК РФ, эти сведения должны быть указаны в кадастре, чего нет в кадастровом плане спорного земельного участка, в котором категория земли установлена как земли поселений, но не земли особо охраняемых территорий, как того требует закон. Доказательств, свидетельствующих о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с переводом спорного земельного участка из категории земель поселений в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов в порядке, предусмотренном ст. ст. 14, 15 ФЗ № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», включения его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте, ответчиками не представлено. Таким образом, доводы представителя администрации о том, что спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, к которым также относятся особо охраняемые природные территории несостоятельны, а значит в данном случае нормы материального права, регламентирующие порядок предоставления земель, находящихся в составе земель особо охраняемых территорий не применимы. Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ устанавливает, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и федеральными законами. В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ в редакции от 10 мая 2007 г.). В ст. 9 и ст. 36 Конституции РФ, ст. 15 ЗК РФ закреплено право частной собственности на землю. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 года № 8-П «По делу о проверке конституционности ЗК РФ в связи с запросом Мурманской областной Думы» указано, что право частной собственности не принадлежит к таким правам, которые в силу ст. 56 (ч. 3) Конституции РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях, однако, как сама возможность введения федеральным законом ограничений данного права, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией, согласно ст. 55 которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2.1). В п. 2.2 этого Постановления указано, что по смыслу ст.ст. 260, 261 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой поверхность земли в границах территории РФ. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет РФ и ее территориальную целостность. К вопросам, решаемым при совместном ведении РФ и субъектов Федерации, ст. 72 Конституции РФ относит, в том числе, режим особо охраняемых природных территорий (ст. 2 ЗК РФ). Ст. 27 ЗК РФ устанавливаются определенные требования к оборотоспособности и, соответственно, обороту земельных участков. При этом, в соответствии с данной статьей, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Под оборотоспособностью земельного участка согласно ст. 129 ГК РФ, установившей общее понятие оборотоспособности гражданских прав, следует понимать возможность участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота и не ограничен в обороте. Соответственно, ограничением оборотоспособности является законодательно установленное ограничение при отчуждении или переходе земельного участка в порядке указанного выше универсального правопреемства. При этом земельные участки, изъятые из оборота, в соответствии с указанной статьей ГК РФ должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. В соответствии с ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, а также допущение к обороту земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством (ЗК РФ) и иными Федеральными законами. В силу ст.ст. 94-96 ЗК РФ к землям особо-охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота, для которых установлен особый правовой режим. Однако земли города- курорта Кисловодска из оборота не изъяты и особый правовой режим для них в установленном законом порядке не установлен, в связи, с чем, отказ органа местного самоуправления в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату противоречит положениям ст. 27 ЗК РФ в связи, с чем ссылка ответчика на то, что действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земель в составе особо охраняемых природных территорий, является несостоятельной. Доводы представителя администрации о том, что поскольку ранее решением главы администрации г. Кисловодска спорный земельный участок для улучшения жилищных условий был предоставлен в аренду, следовательно, и в настоящее время, собственнику расположенного на нем жилого дома, испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только в аренду, не могут быть приняты судом во внимание, т.к. право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок, если собственник строения приобрел право аренды на земельный участок, то это не исключает его права на приобретение впоследствии этого земельного участка в собственность. Данное право основано на положениях ст. 15 и п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. При таких обстоятельствах, суд не может признать оспариваемое решение КИО администрации г. Кисловодска от 16 февраля 2011 года № 01-15/344, которым Ермолаевой Л.И. в приватизации земельного участка было отказано, в связи с отнесением объекта недвижимости к землям особо охраняемых природных территорий, и ограниченностью в обороте, принятым в соответствии с законом, не нарушающим право Ермолаевой Л.И. на приобретение земельного участка, находящегося в ее пользовании, в собственность. Таким образом, учитывая, что администрацией города по результатам рассмотрения заявления Ермолаевой Л.И. о предоставлении земельного участка в собственность путем выкупа, принято незаконное решение об отказе в приватизации земельного участка, т.е. в передаче его в собственность бесплатно, препятствий к выкупу земельного участка по <адрес>Б в <адрес>, собственником расположенных на нем строений – Ермолаевой Л.И., не имеется. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Ермолаевой Л.И. удовлетворить. Признать отказ № 01-15/344 от 16 февраля 2011 года комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, в предоставлении Ермолаевой Л.И. в собственность путем выкупа, земельного участка площадью 755 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, незаконным. Обязать Администрацию города-курорта Кисловодска в лице Комитета имущественных отношений Администрации города-курорта Кисловодска заключить с Ермолаевой Л.И. договор купли-продажи земельного участка площадью 755 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>Б. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд. Судья Клочкова М.Ю.