2-1192/2011 решение по иску Сердюкова об обжаловании действий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года город-курорт Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пожидаева В.П.

при секретаре Юханове С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по иску Сердюкова А.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска о признании действий незаконными, взыскании ежемесячной денежной компенсации и взыскании компенсации суммы морального вреда.

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Сердюков А.П. обратился в Кисловодский городской суд с исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска о признании действий незаконными и взыскании ежемесячной денежной компенсации.

Впоследствии Сердюков А.П. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнил исковые требования в части взыскания с Управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска компенсации суммы морального вреда, указав при этом, что на основании удостоверения , выданного Кисловодским городским военным комиссариатом, он является участником Великой Отечественной Войны. В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" ему, как участнику Великой Отечественной Войны предоставлена льгота по оплате 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, в том числе членам его семьи, совместно с ним проживающим. С ДД.ММ.ГГГГ указанные компенсационные выплаты на основании пункта 2 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме", утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, осуществляет Управление труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением труда и социальной защиты населения города-курорта Кисловодска в нарушение требований действующего законодательства компенсационные суммы рассчитывались только на него одного, в то время как в состав его семьи также входил и сын, совместно с ним проживающий, в <адрес>, расположенной по <адрес> "а" <адрес>. Для исправления указанной ситуации он обратился к начальнику Управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска с заявлением о перерасчете денежной компенсации с учетом его сына, однако в этом ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что сын не относится к понятию "члена семьи", а потому на него не могут распространятся положения законодательных актов Российской Федерации и <адрес>, определяющие условия предоставления мер социальной поддержки в случае их распространения на членов семьи льготника. Не добившись положительного результата, он обратился в прокуратуру <адрес>, с заявлением о проведении проверки законности действий Управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска. Однако прокуратурой <адрес>, по результатам проведенной проверки ему был дан аналогичный ответ. Не согласившись с полученным ответом, он обратился в прокурату <адрес>. Указанное обращение в порядке подчиненности было переадресовано в прокуратуру <адрес>, где после повторной проверки ему был дан ответ о том, что с ДД.ММ.ГГГГ вступили в законную силу дополнения в подпункты 8 и 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым ему как участнику Великой Отечественной войны, ставшему инвалидом вследствие общего заболевания, и его сыну как члену семьи инвалида Великой отечественной Войны, предоставлена мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем, Управлением труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска ему и его сыну будет назначена компенсация на оплату содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг. Однако он полагает, что никаких изменений в пункт 5 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах", который непосредственно регулирует льготы на оплату содержания и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг, не вносилось, следовательно, отказывая в начислении 50 процентной денежной компенсации по оплате содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг на его сына совместно с ним проживающего, Управлением труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска было допущено грубое нарушение требований действующего законодательства. Указанными действиями ему также причинен материальный ущерб и моральный вред, выразившейся в постоянной головной боли, головокружении, тошноте, стенокардии и высоком артериальном давлении. С учетом невозможности разрешения данного спора во внесудебном порядке он обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать действия Управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска по отказу произвести перерасчет денежной компенсации оплаты содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг на его семью, состоящую из двух человек, незаконным, взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска в его пользу задолженность, образовавшуюся по причине неполной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм ежемесячной денежной компенсации оплаты содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг в размере 17.964 рубля 72 копейки и взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска в его пользу в счет компенсации суммы морального вреда 50.000 рублей.

В ходе судебного заседания истец Сердюков А.П. поддержал заявленные исковые требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска Пронский С.В. и Маденко Е.С. в ходе судебного заседания возражали против удовлетворения заявленных исковых требований и показали суду, что действительно истец Сердюков А.П. является участником Великой Отечественной Войны и на него распространяются льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах". Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной Войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин /кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий/, предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. В этой связи истец Сердюков А.П., являясь участником Великой Отечественной Войны и имея инвалидность 2 группы, в силу прямого указания закона пользуется правами и льготами наравне с инвалидами Великой Отечественной Войны, которые определены в статье 14 Федерального закона "О ветеранах". По этой причине его доводы о том, что на него распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах", а не статьей 14 данного Закона, несостоятельны. Кроме того, в соответствии с постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме" Сердюкову А.П., как участнику Великой Отечественной Войны, ставшему инвалидом вследствие общего заболевания, назначена компенсация на оплату содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг на основании поданных им документов. Согласно пункту 12 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме", размер компенсации на ЖКУ определяется каждому гражданину индивидуально и состоит из сумм компенсаций на оплату жилья и каждого вида коммунальных услуг, которыми гражданин пользуется, ежемесячно. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сердюкову А.П. рассчитаны и назначены суммы компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг в полном объеме. В обоснование заявленных требований истец указывает, что расчет компенсаций на ЖКУ, произведен из расчета только на него одного, то есть без учета его совершеннолетнего и дееспособного сына Сердюкова И.А., что не соответствует требованиям закона. Однако вопреки его утверждениям, обязанность по предоставлению государством мер социальной поддержки в виде компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг на членов семьи инвалидов войны была введена Федеральным законом № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ, а не тогда, когда указывает истец. При этом во исполнение указанных изменений с января 2011 года Сердюкову А.П. начисляется и выплачивается компенсация на ЖКУ из расчета на 2 человек /он и его сын/ в размере 1.809 рублей 88 копеек. Кроме того, пунктом 12 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме" установлено, что с целью обеспечения соответствия размера компенсации на ЖКУ размеру скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленному законодательными актами Российской Федерации, Управление труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска наделено правом произвести перерасчет размера компенсации на ЖКУ исходя из анализа документов, подтверждающих фактические расходы граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Так, на основании представленных МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>" и коммунальных служб города сведений о фактически понесенных Сердюковым А.П. расходах на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01 января 2009 года было установлено, что за 2009 год Сердюков А.П. произвел оплату за жилье и коммунальные услуги на сумму 32.487 рублей 79 копеек, соответственно, оплата в размере 50 процентов из расчета на одного человека составляет 8.121 рубль 95 копеек, Сердюкову А.П. начислена и выплачена компенсация на ЖКУ в сумме 8.762 рубля 52 копей, за 2010 год Сердюков А.П. произвел оплату за жилье и коммунальные услуги на сумму 35.209 рублей 32 копейки, оплата в размере 50 процентов из расчета на одного человека составляет 8.802 рубля 33 копейки Сердюкову А.П. начислена и выплачена компенсация на ЖКУ в сумме 9.865 рублей 44 копейки, за январь-май 2011 года Сердюков А.П. произвел оплату за жилье и коммунальные услуги на сумму 16.323 рубля 92 копейки, оплата в размере 50 процентов из расчета на уже двух человек составила 8.161 рубль 96 копеек, Сердюкову А.П. начислена и выплачена компенсация на ЖКУ в сумме 9.325 рублей 55 копеек. Таким образом, по состоянию на июнь 2011 года истцу произведена не недоплата, как он утверждает, а, напротив, переплата в общей сумме 2.867 рублей 27 копеек. В этой связи требования Сердюкова А.П. о признании действий незаконными и взыскании ежемесячной денежной компенсации по оплате содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Необоснованными являются и требования Сердюкова А.П. о компенсации суммы морального вреда, поскольку им не представлено ни одного допустимого доказательства, подтверждающего причинение ему морального вреда. Просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие в суд также не поступало.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Вместе с тем, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, а также способов доказывания тех или иных обстоятельств, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

В судебном заседании установлено, что на основании удостоверения серии И , выданного Кисловодским городским военным Комиссариатом ДД.ММ.ГГГГ, Сердюков А.П. является участником Великой Отечественной Войны.

Согласно справке сер. ВТЭ-196 от ДД.ММ.ГГГГ выданной ВТЭК <адрес> Сердюков А.П. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.

В соответствии с подпунктом 1 статьи <адрес> "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями <адрес> в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан" -кз от ДД.ММ.ГГГГ, Управление труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска уполномочено предоставлять меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе и в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Сердюкову А.П. на основании постановления <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме", как участнику Великой Отечественной Войны, ставшему инвалидом вследствие общего заболевания и проживающему по адресу: <адрес> "а", <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ назначена компенсация на оплату содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг на основании поданных им документов.

Согласно пункту 12 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме", утвержденному постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме", размер компенсации на ЖКУ определяется каждому гражданину индивидуально и состоит из сумм компенсаций на оплату жилого помещения и каждого вида коммунальных услуг, которыми гражданин пользуется ежемесячно.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, зависящих от общей площади жилого помещения, исчисляется исходя из доли граждан в общей площади жилого помещения и в пределах краевого стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Доля рассчитывается путем деления размера общей площади жилого помещения на количество всех зарегистрированных в данном жилом помещении граждан.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными расчетами-распоряжениями сумм денежной компенсации, утвержденными начальником Управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска Дмитриенко В.Д., суммы денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг назначены и выплачены Сердюкову А.П. в полном объеме.

Так, за 2009 год Сердюкову А.П. начислена и выплачена компенсация на ЖКУ в сумме 8.762 рубля 52 копейки; за 2010 год Сердюкову А.П. начислена и выплачена компенсация на ЖКУ в сумме 9.865 рублей 44 копейки.

Таким образом, в общей сумме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачена компенсация на ЖКУ в размере 18.627 рублей 96 копеек.

Кроме того, данное обстоятельство в ходе судебного заседания не оспаривалось и самим Сердюковым А.П.

Тем не менее, в качестве основания для признания действий ответчика незаконными Сердюков А.П. ссылается на то, что компенсации на ЖКУ были начислены ему в указанный выше период только на него одного, то есть без учета его сына – Сердюкова И.А., проживающего совместно с ним в <адрес>, расположенной по <адрес> "а" <адрес>, что, по его мнению, является грубым нарушением требований пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах". Однако указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому подлежат отклонению.

Так, частью 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин /кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий/, предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Таким образом, законодателем предусмотрена упрощенная процедура приобретения оснований для получения мер социальной поддержки указанной категории граждан. Следовательно, независимо от причин возникновения инвалидности /за исключением случаев совершения самим лицом противоправных действий/, участники ВОВ пользуются правами и льготами наравне с инвалидами ВОВ.

Как было указано судом выше, Сердюков А.П. является участником Великой Отечественной Войны, ставшим инвалидом вследствие общего заболевания, в этой связи на него в силу прямого указания закона распространяются льготы установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", а не статьей 15 указанного Закона. По этой причине доводы Сердюкова А.П. о том, что на него распространяются льготы установленные пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах", подлежат отклонению.

Статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", действующей в редакции до вступления в силу Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах", в качестве меры социальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг инвалидам войны предоставлялись льготы, в том числе и по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений /в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади/, в том числе членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим, и оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг /водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления/; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке.

Федеральным законом № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" были внесены дополнения согласно которым инвалидам войны стала предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим.

Таким образом, до внесения указанных выше изменений действующее законодательство не предусматривало возможность предоставления инвалиду войны меры социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов коммунальных услуг, в том числе членам его семьи, совместно с ним проживающим.

По этой причине действия Управления труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска по отказу истцу произвести перерасчет денежной компенсации оплаты содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг на его семью, состоящую из 2-х человек, и выплаты ему задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в заявленном размере являются законными и обоснованными, а исковые требования в этой части не подлежащими удовлетворению.

Необоснованными и не подлежащими удовлетворению также являются и требования истца о взыскании с ответчика компенсации суммы морального вреда.

Так, в силу статей 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред /физические и нравственные страдания/ действиями, нарушающими его личные имущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, при этом суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий.

Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Между тем, в условиях состязательности процесса Сердюковым А.П. не представлены доказательства, подтверждающие причинение ему ответчиком морального вреда, а именно причинения физических и нравственных страданий, не предоставлены доказательства о том, когда и какими действиями причинены физические страдания, а какими нравственные.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Сердюкова А.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города-курорта Кисловодска о признании действий незаконными и взыскании ежемесячной денежной компенсации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Кисловодского городского суда –

В.П. Пожидаев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200