Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2011 г. г. Кисловодск Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Коротыч А.В., при секретаре Лашко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Кисловодского городского суда, материалы гражданского дела по иску Мелехова А.В. к администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным постановления главы администрации города-курорта Кисловодска о снятии его с учета нуждающихся в жилье и обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, УСТАНОВИЛ: Мелехов А.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Кисловодска в соответствии с постановлением главы администрации города-курорта Кисловодска № от 12.05.1994г. был определен в Детский дом г. Кисловодска. С 1997г. он был передан на воспитание в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Машукский детский дом № 10 имени Н.К. Крупской в пос. Иноземцево г. Железноводска до его совершеннолетия. Постановлением главы Администрации г. Кисловодска № от 12.05.1994г., по окончанию пребывания в детском государственном учреждении за ним было сохранено право на получение жилья в г. Кисловодске. Заочным решением Кисловодского городского суда от 17.07.2003г. вступившим в законную силу, родители истца Мелехов В.А. и Мелехова О.А. лишены родительских прав. По результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Кисловодска в январе 2010г. начальнику МУ УЖКХ администрации города-курорта Кисловодска внесено представление об устранении нарушений закона, связанных с не предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений. Постановлением Администрации города-курорта Кисловодска № от 18.02.2010г. Мелехов А.В. поставлен на учет нуждающихся в жилье из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Администрации города-курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ Мелехов А.В. снят с учета в улучшении жилищных условий по общему списку № 3194, по списку внеочередников № 54 по категории дети-сироты № 7, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в связи с достижением им 23 летнего возраста. Не соглашаясь с указанным постановлением, Мелехов А.В. обратился в Кисловодский городской суд с иском. В судебном заседании Мелехов А.В. заявленные требования, изложенные в иске поддержал, суду пояснил, что в 1994г. он был определен постановлением главы города в детский дом, а с 1997г. воспитывался в ГОУ Машукский детский дом № 10. Этим же постановлением за ним было сохранено право на получение жилья в г. Кисловодске по окончанию пребывания в учреждении. В 2003г. его родителей лишили родительских прав и до настоящего времени ему неизвестно где они проживают, никаких отношений он с ними не поддерживает, какого-либо жилья у них не было и ранее. После окончания пребывания в Детском доме № 10 с 2004г. он неоднократно обращался в Администрацию с просьбой предоставить ему жилье, но его просьбы были проигнорированы. Обжалуемым постановлением он был снят с учета и соответственно потерял право на получение жилья. Считает, что данное постановление незаконно, нарушает его права, поскольку он в настоящее время не имеет регистрации в г. Кисловодске, своего жилья не имеет. Представитель ответчика Администрации города-курорта Кисловодска Шрамко Е.В. с иском не согласилась, просила вынести решение в соответствии с законом. Представитель МУ УЖКХ Администрации города-курорта Кисловодска в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с согласия сторон, дело рассмотрено в его отсутствие. Представитель третьего лица Управления образования Администрации города-курорта Кисловодска Магияев С.С., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласился, просил их удовлетворить и суду пояснил, что истец Мелехов А.В. в 1994г. постановлением главы администрации № за ним было сохранено право на получение жилья в г. Кисловодске по окончании пребывания детском государственном учреждении, т.е. фактически с указанного времени он состоял на учете нуждающимся в улучшении жилищных условий. В настоящее время, при удовлетворении его требований, вопрос о приобретении ему жилья будет решаться за счет федерального бюджета, а не бюджета города. Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами в условиях состязательности процесса и равноправия сторон доказательства, в том числе и письменные, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на федеральном уровне осуществляется ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ч. 1 п. «ж» ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ч.1 ст.1, п. 1 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство, к которому относится и сам ЖК РФ, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Из ст. 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться федеральным законодателем или законодателем субъекта федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища, установленный в п. 4 ст. 3 ЖК РФ, предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке предусмотренным настоящим Кодексом и иными ФЗ. Аналогичные положения закреплены и в Конституции РФ (ч.1 ст. 40). Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности ст. 8 ГК РФ) В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Аналогичные положения содержаться и в ЖК РФ (ст. 10). В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и восстановления нарушенного права. При этом выбор способа защиты права принадлежит исключительно истцу. В силу ст.ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действия или бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям действиям или бездействиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия или бездействия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении категории дел предусмотренной ст. 254-255 ГПК РФ, суд выясняет следующее: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Как установлено в судебном заседании Мелехов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Кисловодска в соответствии с постановлением главы администрации города-курорта Кисловодска № от 12.05.1994г. был определен в Детский дом г. Кисловодска. С 1997г. он был передан на воспитание в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Машукский детский дом № 10 имени Н.К. Крупской в пос. Иноземцево г. Железноводска до его совершеннолетия. Постановлением главы Администрации г. Кисловодска № от 12.05.1994г., по окончанию пребывания в детском государственном учреждении за ним было сохранено право на получение жилья в г. Кисловодске. Данное постановление действует и никем не отменялось. Заочным решением Кисловодского городского суда от 17.07.2003г. вступившим в законную силу, родители истца Мелехов В.А. и Мелехова О.А. лишены родительских прав. По результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Кисловодска в январе 2010г. начальнику МУ УЖКХ администрации города-курорта Кисловодска внесено представление об устранении нарушений закона, связанных с не предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений. Постановлением Администрации города-курорта Кисловодска № от 18.02.2010г. Мелехов А.В. поставлен на учет нуждающихся в жилье из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Администрации города-курорта Кисловодска № от 08.08.2011г. Мелехов А.В. снят с учета в улучшении жилищных условий по общему списку № 3194, по списку внеочередников № 54 по категории дети-сироты № 7, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в связи с достижением им 23 летнего возраста. Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к которым относится и Мелехов А.В. установлено актом федерального значения. В соответствии со ст. 1 ФЗ № от 21.12.1996г. дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Ст. 8, указанного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании достоверно установлено, что Мелехов А.В., в собственности жилья не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП. Так же не имеет и другого закрепленного за ним жилья, что сторонами не оспаривается. Более того, постановлением главы Администрации г. Кисловодска № от 12.05.1994г., по окончанию пребывания в детском государственном учреждении за истцом было сохранено право на получение жилья в г. Кисловодске. Данное постановление никем не оспорено и не отменено, что позволяет суду сделать вывод о том, что Мелихов А.В. не утратил права на получение жилья по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. С учетом приведённых обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца Мелехова А.В. о признании незаконным постановления главы администрации города-курорта Кисловодска № от 08.08.2011г. о снятии его с учета нуждающихся в жилье и обязании Администрации города-курорта Кисловодска поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На изложенного,руководствуясь ст.си.12,56,167ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Признать незаконным постановление Администрации города-курорта Кисловодска № от 08.08.2011г. Обязать Администрацию города-курорта Кисловодска поставить Мелехова А.В. 17.03.1986 года рождения на учет нуждающихся в улучшении жилищных по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его вынесения. Мотивированное решение суда изготовлено 19.12.2011г. Судья Кисловодского городского суда Коротыч А.В.
РЕШИЛ:
Исковое заявление Мелехова А.В. удовлетворить.