№ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 мая 2012 года Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Сотникова А.А. при секретаре судебного заседания Пшуковой А.Н. с участием истца Адельхановой С.С., представителя администрации города-курорта Кисловодска Шрамко Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адельхановой С.С. к управлению архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным отказа в утверждении акта выбора земельного участка, возложении обязанности по утверждению акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта УСТАНОВИЛ: Истец Адельханова С.С. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что проживает по <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию города-курорта Кисловодска по вопросу предоставления участка площадью 24 кв м в районе ее дома под строительство капитального гаража. Акт выбора земельного участка и предварительного согласования объекта строительства ей был выдан ДД.ММ.ГГГГ. Письмом управления архитектуры и градостроительства за № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в утверждении акта выбора земельного участка со ссылкой на ст. 31 ЗК РФ, согласно которой решение о согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Не согласившись с данным отказом, истец просит признать его незаконным и обязать утвердить акт выбора, указав, что действия ответчика противоречат требованиям ст. 31 ЗК РФ, поскольку три года действует лишь решение о предварительном согласовании места размещения объекта, а не какое-либо иное решение. К тому же согласования с компетентными службами проводились не одним днем. В 2008 году акт согласован с и.о. управления архитектуры. ДД.ММ.ГГГГ акт согласован с Управлением по недропользованию. ДД.ММ.ГГГГ акт согласован с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по <адрес>. Экспертное заключение по отводу земельного участка под строительство, утвержденное главным врачом ФФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>», выдано ДД.ММ.ГГГГ. Последнее согласование с руководителем администрации КМВ получено ДД.ММ.ГГГГ, и имеет свое действие, по мнению истца, до ДД.ММ.ГГГГ. Истец сослалась и на то обстоятельство, что после последнего согласования в октябре 2011 года все документы своевременно были направлены в Управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска, где находились на рассмотрении несколько месяцев, а отказ в утверждении акта ей выдан лишь ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Адельханова С.С. исковое заявление поддержала, просила удовлетворить ее требования в полном объеме. Адельханова С.С. так же просила учесть, что она является ветераном труда, инвали<адрес>-й группы, нуждается в транспортном средстве, поэтому размещение гаража для транспортного средства так же необходимо, а действия ответчика ограничивают ее права. Процедура согласования проводилась длительное время не по ее вине, а в связи с бездействием должностных лиц, которыми не рассматривались ее обращения в разумные сроки, в том числе и администрации города-курорта Кисловодска, которой с 2008 года не обеспечен выбор земельного участка и не решен вопрос по ее заявлению о предоставлении участка под гараж. В управлении архитектуры и градостроительства ее документы находились без рассмотрения с осени 2011 года, а ответ на ее обращение по вопросу утверждения акта выбора выдан лишь в марте 2012 года. К тому же земельным законодательством предусмотрено, что три года действует лишь решение о предварительном согласовании места размещения объекта, а не какое-либо иное решение, поэтому указание в письме управления архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ на невозможность утверждения акта выбора, выданного ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным. Представитель администрации города-курорта Кисловодска Шрамко Е.В. с иском не согласилась, пояснив, что Адельхановой С.С. обоснованно было отказано в утверждении акта согласования места размещения гаража, выданного ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истцом получены не все согласования, а именно нет согласования председателя комиссии – первого заместителя главы администрации города-курорта Кисловодска Л. и руководителя управления Роснедвижимости по <адрес> З.. Так же истицей не представлена схема расположения участка на кадастровом плане. Представитель управления архитектуры и градостроительства в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Выслушав истца Адельханову С.С., представителя администрации города-курорта Кисловодска, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Из материалов гражданского дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ в комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска поступило заявление Адельхановой С.С. на имя главы города-курорта Кисловодска, датированное ДД.ММ.ГГГГ, в котором истец просила предоставить земельный участок в районе <адрес> под строительство капитального гаража, так как в жилом доме, где она проживает, нет въезда. По поручению комитета имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ специалистами ОАО «СтавропольНИИгипрозем» выполнен комплекс землеустроительных работ и подготовлен проект границ земельного участка площадью 24 кв м в районе <адрес>. Проектный план утвержден начальником управления архитектуры и градостроительства. Проект границ согласован с комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска и утвержден первым заместителем главы администрации города-курорта Кисловодска в 2008 году. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Адельхановой С.С. в «Кисловодской газете» опубликована информация для жителей города о возможном предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес>, ориентировочной площадью 24 кв м под строительство капитального гаража. ДД.ММ.ГГГГ Адельхановой С.С. на основании ее заявки выдан акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства: индивидуального капитального гаража в районе <адрес>, в котором указано, что комиссия в составе председателя –первого заместителя главы администрации города и членов комиссии в составе: и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства, руководителя управления Роснедвижимость по <адрес>, председателя комитета имущественных отношений как представителя собственника земли, начальника ТОУ Роспотребнадзора по СК в городе Кисловодске, председателя комитета промышленности, транспорта, связи и охраны окружающей среды, начальника ГИБДД <адрес>, начальника Управления по недропользованию по СК, руководителя Управления Росприроднадзора по СК, Директора ФГУП СК «<адрес>водоканал – Кисловодский «Водоканал», рассмотрев материалы обоснования места размещения индивидуального капитального гаража и осмотрев в натуре земельные участки, решила принять оптимальный вариант размещения индивидуального капитального гаража в районе <адрес>, площадью 24 кв м из свободных городских земель, свободный от застройки, при этом через участок проходят инженерные сети – водопровод. Предварительные условия подключения к инженерным сетям – в соответствии с ТУ служб города. Земельный участок находится во второй санитарной зоне охраны курорта. В разделе «4», содержащем сведения об условиях и согласованиях размещения объекта, имеются подписи и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства П., заказчика Адельхановой С.С., председателя комитета имущественных отношений Г., начальника ТОУ Роспотребнадзора по СК в <адрес> Е., председателя комитета промышленности, транспорта, связи и охраны окружающей среды Л., начальника ГИБДД <адрес> К., директора ФГУП СК «<адрес>водоканал» - Кисловодский водоканал Б. Начальник Управления по недропользованию по <адрес> М подписал акт с учетом заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому необходимо получение разрешения на застройку в Ставропольнедра. Руководителем управления Росприроднадзора по СК Н акт подписан на основании заключения 01-13/703 от ДД.ММ.ГГГГ. В материалы гражданского дела в обоснование заявленных Адельхановой С.С. требований представлены: заключение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по недропользованию по <адрес> (Ставропольнедра) Федерального агентства по недропользованию; разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ за № Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>; экспертное заключение по отводу земельного участка под строительство от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное главным врачом ФФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в городе Кисловодске». Акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства: индивидуального капитального гаража в районе <адрес> согласован с руководителем администрации КМВ В. ДД.ММ.ГГГГ. Из письма управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска за № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Адельхановой С.С. по результатам рассмотрения заявления, адресованного в администрацию города-курорта Кисловодска, по вопросу утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения капитального гаража в районе <адрес>, сообщено о невозможности утверждения акта выбора земельного участка, выданного ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ст. 31 Земельного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой решение о согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Таким образом, указанным письмом Адельхановой С.С. фактически отказано в утверждении акта выбора земельного участка, что не соответствует требованиям действующего законодательства. Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в таком предоставлении. В силу прямого указания части 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по заявлению данного гражданина, обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка. Судом установлено, что по вопросу предоставления земельного участка под гараж Адельханова С.С. обратилась в администрацию города-курорта Кисловодска в 2008 году. Требования, предъявляемые частью 1 ст. ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации Адельхановой С.С. соблюдены, так как заявителем представлены сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Из материалов дела следует, что о возможном предоставлении участка площадью 24 кв м в районе <адрес>, население города было проинформировано в установленном порядке путем публикации в СМИ, по заказу Адельхановой С.С. проведен комплекс землеустроительных работ, после чего утверждены проектный план, градостроительное заключение и проект границ земельного участка. Предусмотренная законом процедура согласования размещения объекта так же соблюдена. Несостоятельными и противоречащими приведенным выше нормам являются доводы в судебном заседании представителя администрации города-курорта Кисловодска об отсутствии в акте согласования председателя комиссии – первого заместителя главы администрации города-курорта Кисловодска Л. и руководителя управления Роснедвижимости по <адрес> З., поскольку законом установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Суд не усматривает установленных законом оснований для отказа в утверждении органом местного самоуправления акта выбора земельного участка, в том числе и по основаниям истечения трехлетнего срока с момента его выдачи под согласование. Действующее законодательство не содержит положений, устанавливающих сроки для принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка. Суд учитывает объяснение истца о длительности рассмотрения вопросов согласования компетентными органами и должностными лицами. Из исследованного судом документов и акта выбора участка видно, что часть согласований получена в 2009 году, а с руководителем администрации КМВ данный акт согласован ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией не представлено доказательств и сведений об обстоятельствах, препятствующих принятию решения об утверждении акта выбора земельного участка в разумные сроки, а не спустя несколько месяцев после получения последнего согласования. К тому же, пунктом 8 ст. 31 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Таким образом, принятие постановления об утверждении акта выбора земельного участка является заключительным этапом процедуры предварительного согласования. И действующим законодательством предусмотрено, что в течение трех лет действует именно принятое органом местного самоуправления постановление об утверждении акта выбора земельного участка, но не сам акт, выданный под согласование. При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Адельхановой С.С., поскольку со стороны управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска допущено нарушение прав заявителя. Суд считает необходимым учесть и то обстоятельство, что из справки сер. ВТЭ-280 № усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ Адельхановой С.С. установлена вторая группа инвалидности бессрочно, а так же довод истца о том, что наличие транспорта и предоставление участка под гараж ей необходимо в силу возраста и состояния здоровья. Таким образом, требования Адельхановой С.С. подлежат удовлетворению в полном объеме. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Адельхановой С.С. удовлетворить и признать незаконным выраженный в письме управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ за № на имя Адельхановой С.С. отказ в утверждении акта выбора земельного участка, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Обязать управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска утвердить акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения капитального гаража в районе <адрес>. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Кисловодский городской суд. Судья Сотников А.А.