Решение по иску Роспотребнадзора к ООО Управляющая компания * о защите прав потребителей (дело № 2-652\11)



Дело 2 - 652\2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАТА                                    гор. Кыштым Челябинской области

Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Шульгиной Л.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании при секретаре Латыповой Ю.А.

С участием представителя истца Машинской С.А., представителя ответчика Князевой К.С.

гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « * » о защите прав потребителей

установил:

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - Управление) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « * » (далее - Общество), просит суд признать действия ответчика в части заключения договоров управления многоквартирным домом, включающих условия, ущемляющие установленные законом права потребителей, а также в отсутствие полной и достоверной информации об исполнителе услуги, противоправными, обязать ответчика прекратить действия по заключению договоров управления многоквартирным домом, включающих условия, ущемляющие установленные законом права потребителей, а также не содержащих полную и достоверную информацию об исполнителе услуги, обязать ответчика при удовлетворении требований заявителя довести в установленный срок через СМИ - периодическое издание « * » - до сведения потребителей решение суда.

В обоснование иска указано, что в ДАТА в отношении ответчика была проведена проверка, по результатам проверки было установлено, что Общество предоставляет коммунальные услуги потребителям на основании договоров управления многоквартирным домом. В процессе правовой оценки таких договоров установлен факт включения в их содержание условий, ущемляющих установленные законом права потребителей услуг (л.д. 6 - 13).

Впоследствии Управление уточнило исковые требования, просит суд признать действия ответчика в части заключения договоров управления многоквартирным домом в отношении неопределенного круга потребителей, включающих условия п.п. 4.2.6., п.п. 4.3.1., п.п. 4.3.5., п. 6.11., п. 7.1., п. 7.3., ущемляющие установленные законом права потребителей, а также отсутствие достоверной информации об исполнителе услуги: 1) АДРЕС, согласно выписке из ЕГРЮЛ НОМЕР - АДРЕС, директор Л.Т.С., согласно выписке из ЕГРЮЛ НОМЕР - директор Ч.Ю.В., в отсутствие полной информации о режиме работы, параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений, установленных законодательством РФ, сведений о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам - противоправными;обязать ответчика прекратить действия по заключению договоров управления многоквартирным домом в отношении неопределенного круга потребителей, включающих условия п.п. 4.2.6. п. 4.2.; п.п. 4.3.1. п. 4.3.; п.п. 4.3.5. п. 4.3.; п.6.11.; п. 7.1.; п. 7.3., ущемляющие установленные законом права потребителей, а также в отсутствие достоверной информации об исполнителе услуги:1. адрес (место нахождение): АДРЕС, согласно Выписке из ЕГРЮЛ НОМЕР, АДРЕС;2. фамилия, имя и отчество руководителя - директор Л.Т.С., согласно Выписке из ЕГРЮЛ НОМЕР директор Ч.Ю.В.;3. номер телефона аварийной службы - НОМЕР, фактически контактным телефоном аварийно-диспетчерской службы является номер НОМЕР,в отсутствие полной информации о режиме работы, параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством РФ, сведений о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам; обязать ответчика при удовлетворении требований заявителя довести в установленный срок через СМИ - периодическое издание « * » - до сведения потребителей решение суда (л.д. 77 -82).

В суде представитель истца Машинская С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования, уточненные исковые требования Управления поддержала в полном объеме, в обоснование изложив те же доводы. Просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика Князева К.С., действующая на основании доверенности, в суде пояснила, что в настоящее время Общество привело договоры в соответствие с действующим законодательством, они находятся на стадии согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. Также пояснила, что Общество не согласно с иском Управления в части доведения в установленный срок через СМИ - периодическое издание « * » - до сведения потребителей решения суда, поскольку вполне возможно ограничиться информацией на доске объявлений многоквартирного дома, поскольку исправленные договоры находятся на согласовании у собственников жилых помещений.

Выслушав явившихся в суд лиц, исследовав все материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска Управления, исходя из следующего.

Установлено, что в ДАТА в отношении Общества проведена плановая документарная проверка на основании распоряжения (приказа) от ДАТА НОМЕР в целях соблюдения требований Закона РФ "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее также Правила), иных законов и нормативных правовых актов.

По результатам проверки установлено, что согласно Уставу, утвержденному решением общего собрания участников (протокол от ДАТА НОМЕР), одним из основных видов деятельности Общества является производство работ по текущему содержанию и ремонту жилищного фонда, находящегося в нем инженерного оборудования и лифтов (в выписке из ЕГРЮЛ определен ОКВЭД 70.32.1 - управление эксплуатацией жилого фонда).

Согласно письму Общества от ДАТА НОМЕР, в управлении данной организации находится 83 многоквартирных дома, расположенных на административной территории г. Кыштыма, среди которых:

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ

Также установлено, что Обществом предоставляются потребителям коммунальные услуги на основании договоров управления многоквартирным домом.

Суд соглашается с мнением Управления о том, что установлен факт включения в содержание договоров от ДАТА НОМЕР по обслуживанию жилого дома АДРЕС, от ДАТА НОМЕР по обслуживанию жилого дома АДРЕС, от ДАТА НОМЕР по обслуживанию жилого дома АДРЕС условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.

К данному выводу суд пришел, исходя из следующего.

Подпункт 4.2.6. пункта 4.2. раздела 4 «Права и обязанности сторон» договора управления многоквартирным домом содержит условие - «Управляющая компания вправе прекращать предоставление коммунальных услуг (ХВС, ГВС, газоснабжение) по договору в случае просрочки собственником оплаты оказанных услуг более трех месяцев или нарушения иных требований раздела 5 договора», что противоречит положениям п.п. «а» п. 80, п. 81 раздела 10 «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг» Правил.

В соответствии с требованиями п.п. «а» п. 80 раздела 10 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Пункт 81 раздела 10 Правил регламентирует: если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте «а» пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомление коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Подпункт 4.3.5. п. 4.3. раздела 4 «Права и обязанности сторон» договора управления многоквартирным домом содержит условие - «Собственники обязуются обеспечить доступ в принадлежащее ему помещение представителям Управляющей компании, а также организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание многоквартирного дома для осмотра приборов учета и контроля, а также для выполнения необходимого ремонта общего имущества многоквартирного дома и работ по ликвидации аварий в любое время суток», что противоречит положениям п.п. «д», «е» п. 52 раздела 5 «Права и обязанности потребителя» Правил, которые предусматривают, что потребитель обязан: д) допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; е) в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Пункт 6.11. раздела 6 «Ответственность сторон» договора управления многоквартирным домом предусматривает, что в случае истечения нормативного срока эксплуатации общего имущества многоквартирного дома Управляющая компания не несет ответственности за качество коммунальных услуг по параметрам, зависящим от технического состояния эксплуатируемого оборудования и качество услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Данное условие противоречит положениям п.п. «г» п. 49 раздела 4 «Права и обязанности исполнителя» Правил, п. п. 16, 20, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных                              постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее также Правила содержания имущества).

Согласно положению п.п. «г» п. 49 раздела 4 «Права и обязанности исполнителя» Правил содержания имущества одной из обязанностей исполнителя является самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. В соответствии с п. п. 16, 20 раздела 2 «Требования к содержанию общего имущества», п. 42 раздела 4 «Контроль за содержанием общего имущества» указанных Правил содержания имущества, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Пункт 7.1. раздела 7 «Особые условия» договора управления многоквартирным домом предусматривает, что претензии (жалобы) на несоблюдение условий договора предъявляются собственниками в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в Управляющей компании.

Данное условие противоречит требованию п. 65 раздела 8 «Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества» Правил, согласно которому сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

Пункт 7.3. раздела 7 «Особые условия» договора управления многоквартирным домом предусматривает, что претензии (жалобы) могут быть предъявлены собственником в течение двух недель от даты, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Претензии (жалобы), предъявляемые по истечении данного срока Управляющая компания не рассматривает. Заявления по затоплению могут быть предъявлены собственником в течение трех рабочих дней от даты, когда он узнал или должен был узнать о затоплении. Претензии (жалобы), предъявленные по истечении данного срока, Управляющая компания не рассматривает.

Данный пункт договора ущемляет право потребителя, предусмотренное положением п. 3 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее также Закон о потребителях), согласно которому потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Подпункт 4.3.1. п. 4.3. раздела 4 «Права и обязанности сторон» договора управления многоквартирным домом содержит условие - собственники обязуются своевременно в установленные сроки и порядке оплачивать предоставленные по договору услуги, возмещать Управляющей компании расходы, связанные с исполнением договора. Данные расходы включаются в выставляемый Управляющей компанией счет на оплату услуг. При внесении соответствующих платежей руководствоваться утвержденным Управляющей компанией порядком и условиями Договора.

Данное условие противоречит положению п. 3 ст. 16 Закона о потребителях, согласно которому продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Суд приходит к выводу, что ограничение указанных прав является ущемлением прав потребителей и нарушает требования п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Также установлено, что в вышеуказанных договорах управления многоквартирным домом потребителю предоставлена недостоверная информация об исполнителе, в частности:

1. адрес (место нахождение): АДРЕС, а согласно выписке из ЕГРЮЛ НОМЕР - АДРЕС;

2. фамилия, имя и отчество руководителя - директор Л.Т.С., а согласно выписке из ЕГРЮЛ НОМЕР - директор Ч.Ю.В.;

3. п.п. ДАТА. п. 4.1. раздела 4 «Права и обязанности сторон» содержит номер телефона аварийной службы - НОМЕР, фактически контактным телефоном аварийно-диспетчерской службы является номер НОМЕР (л.д. 25 - 28).

Договоры управления не содержат следующую информацию об исполнителе: режим работы, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, сведения о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.

Суд считает установленными и доказанными обстоятельства нарушения требований статьи 8 Закона о потребителях, п.п. «п» п. 49 раздела 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяет условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, недействительными.

Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 162 ЖК РФ определяет, что договор управления многоквартирным домом совершается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Условия договоров управления многоквартирным домом определяются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирных домах.

Удовлетворяя исковые требования Управления частично, суд исходит из тех обстоятельств, что суду представлены только три договора управления многоквартирным домом: договор управления многоквартирным домом от ДАТА НОМЕР на обслуживание жилого дома АДРЕС, договор управления многоквартирным домом от ДАТА НОМЕР на обслуживание жилого дома АДРЕС, договор управления многоквартирным домом от ДАТА НОМЕР на обслуживание жилого дома АДРЕС. Данные договоры являлись предметом рассмотрения в судебном заседании, ссылка представителя Управления на то, что договоры управления многоквартирным домом, заключенные ответчиком с собственниками других многоквартирных домов, являются типовыми, составлены по одной форме, несостоятельна, так как они не были представлены суду, не исследовались судом и не являлись предметом судебного разбирательства. Суд при разрешении спора по существу и вынесении решения обязан установить все обстоятельства по делу, исследовать доказательства. Поскольку иные договоры управления многоквартирными домами суду не представлены, суд не может проверить их на соответствие действующему законодательству и дать им правовую оценку.

Оценив представленные договоры, суд приходит к выводу о том, что договоры содержат условия, которые ущемляют права граждан - потребителей, в частности п.п. 4.2.6., 4.3.1., п. п. 6.11., 7.1., 7.3., и соглашается с доводами представителя истца, что действия ответчика в части включения указанных условий в договоры управления многоквартирным домом являются противоправными, нарушающими права граждан - потребителей услуг.

Как пояснила в суде представитель Общества Князева К.С., в настоящее время Общество проводит соответствующую работу по приведению договоров в соответствие с действующим законодательством, они находятся на стадии согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах.

Однако суд не может согласиться с иском Управления в части обязания ответчика прекратить действия по заключению договоров управления многоквартирным домом, включающих условия, ущемляющие права потребителей, поскольку данное требование не является конкретным, направлено на пресечение предполагаемых действий ответчика в будущем.

Учитывая, что предметом судебного разбирательства являлись только три договора управления многоквартирным домом в отношении жилых домов АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС, условия данных договоров признаны не соответствующими закону, а именно: п.п. 4.2.6., 4.3.1., 4.3.5., п. п. 6.11., 7.1., 7.3. договоров, что касается потребителей услуг - жильцов только указанных жилых домов, суд считает необходимым довести до них соответствующую информацию путем обязания ответчика разместить информацию о решении суда на доске объявлений данных жилых домов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Кыштымский городской суд Челябинской области

решил:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области удовлетворить частично.

Признать не соответствующими закону действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « * » по заключению договоров управления многоквартирными домами: от ДАТА НОМЕР по обслуживанию жилого дома АДРЕС, от ДАТА НОМЕР по обслуживанию жилого дома АДРЕС, от ДАТА НОМЕР по обслуживанию жилого дома АДРЕС, содержащих ущемляющие установленные законом права потребителей условия, предусмотренные подпунктом 4.2.6. пункта 4.2., подпунктами 4.3.1., 4.3.5. пункта 4.3., пунктами 6.11., 7.1., 7.3.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « * » привести указанные договоры в соответствие с действующим законодательством.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « * » в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда довести его до сведения потребителей - собственников и нанимателей жилых помещений в домах АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС, путем размещения соответствующей информации на досках объявлений в указанных жилых домах.

В остальной части иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области оставить без удовлетворения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « * » госпошлину в доход государства 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кыштымский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий (подпись)

Решение не вступило в законную силу.