Решением суда администрация Кишертского муниципального района обязана предоставить Юсупову И.М. благоустроенное жильё.



дело №2-224Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» ноября 2010г.

Кишертский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Антоненко С.О.,

при секретаре Зигиновой О.Д.,

с участием помощника прокурора Кишертского района Пермяковой О.С.,

истца Юсупова И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кишертского района в интересах Юсупова И.М. к Администрации Кишертского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по оплате, приобретении и предоставлении благоустроенного жилья,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кишертского района в интересах Юсупова И.М. обратился в суд с иском (л.д.3-6, 16-17) к Администрации Кишертского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края об обязании Правительства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в целях предоставления его Юсупову И.М., обязании администрации Кишертского муниципального района за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Юсупову И.М. благоустроенное жилое помещение на территории Кишертского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, ссылаясь то, что в прокуратуру Кишертского района обратился Юсупов И.М. об оказании ему помощи во внеочередном получении жилья, как лицу, имеющему статус ребенка-сироты, не имеющего закрепленного жилья, по окончанию обучения в учреждении профессионального образования. В ходе проверки было установлено: Юсупов И.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения имеет статус ребенка-сироты: его мать - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ Юсупов И.М. закончил ГОУ НПО «Кунгурское училище №». Распоряжением главы администрации Кишертского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ над Юсуповым И.М. было установлено попечительство. В настоящее время, Юсупов И.М. зарегистрирован в доме, принадлежащем СПК «Шумковский», фактически проживает в доме у брата. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. Юсупов И.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии со ст.8 ФЗ № 159 дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Своего жилья Юсупов И.М. не имеет, в связи с чем, еще 16.02.2007г. был поставлен в Кишертском муниципальном районе на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. По окончанию образовательного учреждения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма Юсупову И.М. предоставлено не было. В соответствии с абзацем 3 п.1 ст.8 ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г.№1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативными правовыми актами губернатора. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006года№16-П. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставление на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленной очередности. Кроме того, на территории Пермского края реализуется пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», согласно которому право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путем предоставления выплаты за счет средств бюджета Пермского края, при этом предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет (включительно) удостоверяется жилищным сертификатом. Обеспечение жилым помещением лица осуществляется по выбору лица в соответствии с Порядком предоставления выплаты в рамках реализации пилотного проекта, либо в соответствии с «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (п. 15,16). В соответствии со ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Кишертского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана приобрести и предоставить Юсупову И.М. жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Кишертского муниципального района отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения. В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма № жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются с учетом членов их семей. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан при обращении к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений, защиты семьи и детства.

В судебном заседании прокурор Пермякова О.С. на исковых требованиях настаивала, обосновал их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Истец Юсупов И.М. исковые требования полностью поддержал, просил иск удовлетворить.

Ответчик Администрация Кишертского муниципального района, извещенная должным образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Представила письменное возражение (л.д.33) указав, что согласно ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные данным федеральным законом дополнительные гарантии (в том числе гарантии прав на жилое помещение) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В настоящее время свободных жилых помещений для предоставления детям - сиротам в районе не имеется.

В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ просила рассмотреть по существу гражданское дело в их отсутствие.

Ответчик Правительство Пермского края, извещенное должным образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, прося рассматривать дело в отсутствие его представителя (л.д.62), иск не признало, представили письменные возражения (л.д. 25-31, 42-44), согласно которым поясняют: определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средстве на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года. Таким образом, Правительство исполняет свои обязательства своевременно в полном объеме. В исковом заявлении сказано, что Юсупов И.М. был поставлен в Кишертской муниципальном районе на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.11.2002 г. В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого он был поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. Из предоставленной администрацией Андреевского сельского поселения <адрес> информации следует, что Юсупов И.М. зарегистрирован и проживает в доме умерших родителей по адресу: <адрес> Следовательно он имеет право пользования данным жилым помещением. Не представлены данные, подтверждающие факт отсутствия у Юсупова И.М., а также его родителей жилых помещений на праве собственности или пользования. У Юсупова И.М. не возникло право на обеспечение его вне очереди жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, заслушав объяснения прокурора, истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Согласно ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно ст.1 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Согласно ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области.

Согласно заявлению Юсупова И.М. в прокуратуру Кишертского района (л.д.15) он просит разобраться по поводу предоставления ему жилья, как ребёнку-сироте, он закончил ПУ №<адрес>. Жилье ему предоставлено не было, в настоящее время жилья не имеет. Просит помочь ему в получении жилья и обратиться в его интересах в суд.

Согласно свидетельству о рождении Юсупова И.М. (л.д.12) его отцом указан ФИО2, матерью - ФИО1.

Согласно свидетельству о смерти (л.д.7) ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о смерти (л.д.8) ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Согласно распоряжению главы администрации Кишертского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р (л.д.11) в связи с тем, что несовершеннолетний Юсупов И.М. является круглым сиротой назначена попечителем несовершеннолетнего Юсупова- ФИО3., проживающая <адрес><адрес>

Согласно заявлению Юсупова И.М. на имя главы администрации Кишертского района от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.13) он просит поставить его в льготную очередь на получения жилья детьми-сиротами, т.к. он является круглым сиротой, его родители умерли.

Согласно данных паспорта Юсупова И.М. (л.д.14) он зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>

Согласно справок администрации Андреевского сельского поселения (л.д.9,10) Юсупов И.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., собственного жилья на территории <адрес> не имеет, зарегистрирован и проживает в доме умерших родителей по адресу <адрес> дом принадлежит СПК «Шумковский».

Согласно диплому профессионального училища № г.Кунгура(л.д.24) Юсупов И.М. присвоена квалификация - маляр строительный 3 разряда, штукатур 3 разряда, плиточник 3 разряда по профессии мастер отделочных строительных работ, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ

Согласно уведомлений Кунгурского отдела Управления федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (л.д.18-20) в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на имеющиеся объекты недвижимого имущества на имя ФИО1, ФИО2, не зарегистрированы.

Согласно сведений Кишертского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» (л.д.23) за ФИО2, ФИО1 объекты недвижимости в филиале на учёте не стоят.

Согласно справки администрации Андреевского сельского поселения и справки СПК (колхоз) «Шумковский» <адрес> находится на балансе СПК (колхоз) «Шумковский».

Согласно сведений Кунгурского отдела Управления федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (л.д.64) и сведений Кишертского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» (л.д.65) за Юсупов И.М.ДД.ММ.ГГГГ в собственности, пользовании жилье не числиться.

Согласно списка детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Кишертском муницыпальном районена ДД.ММ.ГГГГ на № значится Юсупов И.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, взятый на учет ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает доказанным, что Юсупов И.М. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту регистрации не проживает, жилье по месту регистрации, муниципальным или государственным не является, принадлежит сельскохозяйственному кооперативу, при установлении попечительства за Юсуповым жилье за ним не было закреплено, своего жилья не имеет, учтен органом опеки и попечительства, как лицо, нуждающееся во внеочередном предоставлении жилья за №. После окончания ГОУ НПО №Профессиональное училище №» вне очереди жилое помещение по договору социального найма Юсупову И.М. предоставлено не было. В связи с чем, суд считает, что Юсупов И.М. имеет право на внеочередное получение жилого помещения. Данная гарантия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, т. е. Пермского края. Ссылки ответчиков на то, что не было издано постановление органа местного самоуправления о постановке Юсупова на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствие жилья являются несостоятельными, их нельзя ставить в вину сироте Юсупову.

Требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Юсупову И.М. не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом.

Таким образом, суд полагает, что иск прокурора Кишертского района в интересах Юсупова И.М. подлежит удовлетворению в полном объеме. Администрацию Кишертского муниципального района Пермского края следует обязать в установленном законом порядке за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Юсупову И.М. благоустроенное жилое помещение, площадью не менее норм предоставления, на территории Кишертского муниципального района Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Кишертского муниципального района Пермского края в установленном законом порядке за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Юсупову И.М. благоустроенное жилое помещение, площадью не менее норм предоставления, на территории Кишертского муниципального района Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кишертский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: