Именем Российской Федерации «6» декабря 2010г. Кишертский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Антоненко С.О., при секретаре Зигиновой О.Д., с участием помощника прокурора Кишертского района Пермяковой О.С., истца Займаговой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кишертского района в интересах Займаговой Л.В. к Администрации Кишертского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по оплате, приобретении и предоставлении благоустроенного жилья, у с т а н о в и л: Прокурор Кишертского района в интересах Займаговой Л.В. обратился в суд с иском (л.д.3-4) к Администрации Кишертского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края об обязании Правительства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Займаговой Л.В., обязании администрации Кишертского муниципального района за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Займаговой Л.В. благоустроенное жилое помещение на территории Кишертского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, ссылаясь то, что в прокуратуру Кишертского района обратилась Займаговой Л.В. об оказании ему помощи во внеочередном получении жилья, как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья, по окончанию обучения в учреждении профессионального образования. В ходе проверки было установлено: Займагова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: ее мать - ФИО2 была лишена родительских прав, отца юридически не имеет. Займагова Л.В. воспитывалась в Доме ребенка <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена в Детский дом <адрес>. Займагова Л.В. регистрации и постоянного места жительства на территории РФ не имеет, временно проживает по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. Займагова Л.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии со ст.8 ФЗ № 159 дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Своего жилья Займагова Л.В. не имеет, в связи с чем, по решению Кишертского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена в Кишертском муниципальном районе на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. По окончанию образовательного учреждения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма Займаговой Л.В. представлено не было. В соответствии с абзацем 3 п.1 ст.8 ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г.№1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативными правовыми актами губернатора. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006года№16-П. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставление на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленной очередности. Кроме того, на территории Пермского края реализуется пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям -сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», согласно которому право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путем предоставления выплаты за счет средств бюджета Пермского края, при этом предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет (включительно) удостоверяется жилищным сертификатом. Обеспечение жилым помещением лица осуществляется по выбору лица в соответствии с Порядком предоставления выплаты в рамках реализации пилотного проекта, либо в соответствии с «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (п.п.15,16). В соответствии со ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Принимая во внимание вышеуказанные нормы, администрация Кишертского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана приобрести и предоставить Займаговой Л.В. жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Кишертского муниципального района отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения. В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются с учетом членов их семей. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан при обращении к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений, защиты семьи и детства. В судебном заседании прокурор Пермякова О.С. на исковых требованиях настаивала, обосновала их доводами, изложенными в исковом заявлении. Истец Займагова Л.В. исковые требования полностью поддержала, просила иск удовлетворить, пояснила, что своего жилья не имеет, не имеет регистрации, стоит во внеочередной очереди на жилье. Ответчик Администрация Кишертского муниципального района, извещенная должным образом о месте и времени судебного разбирательства (л.д.54), в судебное заседание не явилась. Представила письменное возражение (л.д.34) указав, что администрация Кишертского муниципального района возражает против исковых требований прокурора Кишертского района в интересах Займаговой Л.В. о возложении обязанности в предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, т.к. это обязательство субъекта Российской Федерации и свободного жилья не имеется. Ответчик Правительство Пермского края, извещенное должным образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, прося рассматривать дело в отсутствие его представителя (л.д. 57-58), иск не признало, представило письменные возражения (л.д. 25-29), ссылаясь на то, что Займагова не имела и не имеет статус ребенка сироты, а решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону. Суд, заслушав объяснения прокурора, истца, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Согласно ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области. Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Согласно ст.17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшимися без попечения родителей, по достижению возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни. Согласно заявлению Займаговой Л.В. в прокуратуру Кишертского района (л.д.5) она просит разобраться по поводу предоставления ей жилья, как ребёнку-сироте. Просит помочь ей в получении жилья и обратиться в её интересах в суд. Согласно справки ВТК-241 №04853 (л.д.5) Займагова Л.В. инвалид 2 группы с детства. Согласно справке ГУЗ «Краевой специализированный дом ребёнка №4» (л.д. 6) Займагова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно воспитывалась в Доме Ребёнка <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Находилась на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ была переведена в Детский дом <данные изъяты>. Согласно сведений Росреестра у Займаговой Л.В. не имеется в собственности жилья. (л.д.14) Согласно сведений Росреестра у ФИО2 не имеется в собственности жилья. (л.д.15) Согласно сведений о детях сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Кишертском муниципальном районе на 01.11.2010г. (л.д.37-38) Займагова Л.В. значится в очереди за номером 85. Согласно решения Кишертского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-52) по иску Займагова Л.В. к Администрации Кишертского муниципального района Пермского края, Управлению образования администрации Кишертского муниципального района Пермского края, Администрации Андреевского сельского поселения Кишертского района Пермского края решено: признать отказ администрации Кишертского муниципального района в постановке Займаговой Л.В. на учёт для получения жилья, как сироты, незаконным, обязать Администрацию Кишертского муниципального района Пермского края и Управление образования администрации Кишертского муниципального района Пермского края поставить Займагову Л.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты>, на учёт в очередь для внеочередного предоставления жилья, как ребенка-инвалида, являющегося сиротой или оставшемся без попечения родителей. Суд считает, что доводы ответчика Правительства Пермского края несостоятельны, в решении Кишертского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ изложены основания к постановке Займаговой на учет учёт в очередь для внеочередного предоставления жилья, как ребенка-инвалида, являющегося сиротой или оставшемся без попечения родителей: поскольку Займагову Л.В. спустя несколько месяцев после рождения решением Кишертского исполкома народных депутатов поместили в дом ребенка, а в дальнейшем она находилась в различных детских домах до совершеннолетия, данные обстоятельства указывают на то, что Займагова Л.В. относится к категории: дети - сироты, дети оставшиеся без попечения родителей. Органами местной власти Кишертского района при помещении Займаговой Л.В. в дом ребенка, а в дальнейшем администрациями детских учреждений обязанности по защите ее жилищных прав выполнены не были, и это не вина Займаговой, как и то, что организациями были утрачены документы ее личного дела и документы по ее помещению в дом ребенка. Кроме того, Займагова Л.В., будучи инвалидом 2 группы с детства, относиться к категории ребенка-инвалида, являющегося сиротой или оставшемся без попечения родителей. Суд полагает, что Займагова Л.В., будучи инвалидом с детства, воспитываясь в связи с заболеванием в специализированных детских учреждениях, а затем находясь в психоневрологическом интернате, по своему состоянию здоровья не могла самостоятельно в полной мере защитить свои жилищные права, эти обязанности лежали на органах опеки и попечительства, которые свои обязанности не выполнили, Займагова не имеет постоянного места жительства. То, что Займагова на 2007г. и в настоящее время имеет возраст более 23 лет, суд полагает, не снимает обязанности обеспечивать ей гарантированную социальную поддержку, в том числе и внеочередное обеспечение жилым помещением, поскольку такая поддержка ей гарантировалась в несовершеннолетнем возрасте и будет реализована только после предоставления жилого помещения, при этом Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» в отношении детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, не ограничивает социальную поддержку по внеочередному предоставлению жилого помещения достижением 23-летнего возраста. Суд считает доказанным, что Займагова Л.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учтена органом опеки и попечительства, как лицо, нуждающееся во внеочередном предоставлении жилья за №85. Вне очереди жилое помещение по договору социального найма Займаговой Л.В. предоставлено не было. В связи с чем, суд считает, что Займагова Л.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения. Данная гарантия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, т. е. Пермского края. Требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Займаговой Л.В. не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом. Поскольку Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учет. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение граждан в какую-либо очередь. Таким образом, суд полагает, что иск прокурора Кишертского района в интересах Займаговой Л.В. подлежит удовлетворению в полном объеме. Администрацию Кишертского муниципального района Пермского края следует обязать в установленном законом порядке за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Займаговой Л.В. благоустроенное жилое помещение, площадью не менее норм предоставления, на территории Кишертского муниципального района Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Администрацию Кишертского муниципального района Пермского края в установленном законом порядке за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Займаговой Л.В. благоустроенное жилое помещение, площадью не менее норм предоставления, на территории Кишертского муниципального района Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кишертский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: