Именем Российской Федерации «24» января 2011 года с. Усть-Кишерть Кишертский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Шуткиной О.А., при секретаре Зигиновой О.Д., с участием помощника прокурора Кишертского района Пермяковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кишертского района в интересах Климовой У.С. к Администрации Кишертского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по оплате, приобретении и предоставлении благоустроенного жилья, у с т а н о в и л: Прокурор Кишертского района в интересах Климовой У.С. обратился в суд с иском (л.д.3-4) к Администрации Кишертского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края об обязании Правительства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Климовой У.С., обязании администрации Кишертского муниципального района за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Климовой У.С. благоустроенное жилое помещение на территории Кишертского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, ссылаясь то, что Климова У.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей: ее мать - ФИО8 была лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, отца юридически нет. Климова У.С. закончила ГОУ НПО «Профессиональный лицей №» <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, ей присвоена квалификация - повар, кондитер. Распоряжением главы администрации Кишертского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ над Климовой У.С. было установлено попечительство. В настоящее время, Климовой У.С. зарегистрирована в доме у деда, фактически проживает в <адрес>18, в квартире у тети. Климовой У.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии со ст.8 ФЗ № дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Своего жилья Климовой У.С. не имеет, в связи с чем, еще ДД.ММ.ГГГГ была поставлена в Кишертском муниципальном районе на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. По окончанию образовательного учреждения, вне очереди жилое помещение Климовой У.С. представлено не было. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативными правовыми актами губернатора. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-П. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставление на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленной очередности. Кроме того, на территории Пермского края реализуется пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям -сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», согласно которому право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путем предоставления выплаты за счет средств бюджета Пермского края, при этом предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет (включительно) удостоверяется жилищным сертификатом. Обеспечение жилым помещением лица осуществляется по выбору лица в соответствии с Порядком предоставления выплаты в рамках реализации пилотного проекта, либо в соответствии с «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (п. 15, 16). В судебном заседании прокурор Пермякова О.С. на исковых требованиях настаивала, обосновала их доводами, изложенными в исковом заявлении. Истец Климова У.С. исковые требования полностью поддержала, просила иск рассмотреть в ее отсутствие и удовлетворить. Ответчик Администрация Кишертского муниципального района, извещенная должным образом о месте и времени судебного разбирательства (л.д.38), в судебное заседание не явилась. Представила письменное возражение (л.д.18) указав, что администрация Кишертского муниципального района возражает против исковых требований прокурора Кишертского района в интересах Климовой У.С. о возложении обязанности в предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, т.к. это обязательство субъекта Российской Федерации и свободного жилья не имеется. Ответчик Правительство Пермского края, извещенное должным образом о месте и времени судебного разбирательства (л.д.39), в судебное заседание не явилось, прося рассматривать дело в отсутствие его представителя, иск не признало, представило письменные возражения (л.д.32-35), ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года. Таким образом, Правительство исполняет свои обязательства своевременно и полном объеме. Так, из искового заявления следует, что Климова У.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно сведениям о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в Кишертском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ Климова У.С. поставлена в очередь с ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого она была поставлена на регистрационный учет для получения жилого помещения. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. В исковом заявлении сказано, что в настоящее время Климова У.С. зарегистрирована в доме у деда, фактически проживает в <адрес>18, в квартире у тети. Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди при условии отсутствия закрепленного жилого помещения (право собственности или пользования) за лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, при наличии права собственности она не имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Считают, что у Климовой У.С. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Суд, заслушав объяснения прокурора, истца, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Согласно ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области. Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Согласно ст.17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшимися без попечения родителей, по достижению возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни. Согласно сведений о детях сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Кишертском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6) Климова У.С. значится в очереди за номером 41. Согласно сведений Росреестра у Климовой У.С. не имеется в собственности жилья. (л.д.7). Согласно решения индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) ФИО8 лишена родительских прав в отношении дочери Климовой У.С.. Согласно заявлению ФИО7 главе администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) он просит поставить в очередь на получение жилья его подопечную, несовершеннолетнюю Климова У.С., т.к. мать ФИО11 лишена родительских прав. Согласно распоряжению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) над несовершеннолетней Климовой У.С. установлена опека, попечителем назначен ФИО7 Согласно справке о рождении (л.д.10) Климова У.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>. Мать ФИО5, отец ФИО6. Сведения об отце ребенка внесены в запись о рождении на основании заявления матери ребенка. Согласно справке администрации Кордонского сельсовета (л.Д.11) Климова У.С. проживает <адрес>2, имеет следующий состав семьи дедушка ФИО7. Согласно справке ГУП ЦТИ (л.д.11) по учетным данным прав на объекты недвижимого имущества у Климовой У.С. и Климовой У.С. (Микрюковой) Татьяны Васильевны на территории <адрес> не имеется. Согласно диплома ГОУ СПО Пермский государственный торгово-технологический колледжа (л.д.12) решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Климовой У.С. присвоена квалификация технолог, по специальности технология продукции общественного питания. Согласно диплома Профессионального лицея № (л.д.12) Климова У.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошла полный курс лицея с получение среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии «повар кондитер». Согласно свидетельству о рождении (л.д.13) Климова У.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>. Мать ФИО5, отец ФИО6. Согласно заявлению Климовой У.С. в прокуратуру <адрес> (л.д.13) она просит разобраться по поводу предоставления ей жилья, как ребёнку-сироте. Просит помочь ей в получении жилья и обратиться в её интересах в суд. Согласно свидетельству о смерти (л.д.14) ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акта о рождении (л.д.46) отец Климовой У.С. записан со слов матери. Суд считает доказанным, что Климова У.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учтена органом опеки и попечительства, как лицо, нуждающееся во внеочередном предоставлении жилья за №. Вне очереди жилое помещение по договору социального найма Климовой У.С. предоставлено не было. В связи с чем, суд считает, что Климова У.С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения. Данная гарантия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, т. е. Пермского края. Требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Климовой У.С. не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом. Поскольку Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учет. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение граждан в какую-либо очередь. Требование прокурора о возложении на Министерство финансов Пермского края обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его ФИО12 не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом. Таким образом, суд полагает, что иск прокурора Кишертского района в интересах Климовой У.С. подлежит удовлетворению в полном объеме. Администрацию Кишертского муниципального района Пермского края следует обязать в установленном законом порядке за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Климовой У.С. благоустроенное жилое помещение, площадью не менее норм предоставления, на территории Кишертского муниципального района Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Администрацию Кишертского муниципального района Пермского края в установленном законом порядке за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести и предоставить Климовой У.С. благоустроенное жилое помещение, площадью не менее норм предоставления, на территории Кишертского муниципального района Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кишертский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения. Судья: