решение по гражданскому делу



Дело № 2-1645/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Киселёвский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего Жуковой Е.В.,

при секретаре Селюковой Л.Г.,

с участием представителя истца Горбовского В.И.,

представителя ответчика Климова М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Киселевске Кемеровской области

19 октября 2010 года

гражданское дело по иску Догадайло А.М.

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Киселевский отдел

о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Догадайло А.М. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной Регистрационной службы по Кемеровской области Киселевский отдел о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что ему, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.12.2008 года № 42 АВ 869022, принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание производственного назначения, общей площадью 11319,12 кв.м., +/- 37,24 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Согласно п.5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Исчисление и уплата земельного налога производятся в соответствии с главой 31 Налогового кодекса. В соответствии со ст.390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.

Проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, осуществляется согласно «Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2002г. №316.

Пунктом 5 указанных Правил определено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Пунктом 11 указанных Правил определено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение п.11 Правил, Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. №39 утверждены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», в соответствии с п.2.2.1 которых предусмотрено, что расчет кадастровой стоимости земельный участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в п.п.1.2.1-1.2.10 настоящих Методических указаний, производится на основе построения статистических моделей с учетом факторов стоимости земельный участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельный участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.

Согласно п.2.2.2 Методических указаний, состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов, на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.

В п.2.2.5 Методических указаний закреплено, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

Кроме того, Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены «Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», которые являются практическим руководством по реализации Методических указаний, и в них приведена технологическая схема выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, даны разъяснения по всем этапам работ и методическим подходам, применяемым при государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а также указаны основные требования к оформлению отчетных материалов. Рекомендации сопровождаются специальным программным обеспечением «Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов».

Методические указания, Рекомендации, СПО и руководство пользователя СПО составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Таким образом, следование Методическим рекомендациям и Рекомендациям для лиц, производящих оценку, является обязательным, т.к. малейшее отступление от нее может полностью исказить результаты оценки.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 02.09.2010 года №4200/001/10-307641, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 42:25:0104002:14 составляет

<адрес> рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости – <адрес> за 1 кв.м.

Считает, что размер кадастровой стоимости земельного участка установлен по недостоверным результатам оценки земель, без учета анализа рыночных цен, а также кадастровая стоимость земельного участка и действия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в указанном размере не соответствуют нормам ст.ст.65,66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. №316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 года № 39, «Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года №П/0152.

Согласно п.2 ст.66 Земельного Кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

В тоже время п.3 ст.66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в % от его рыночной стоимости.

Таким образом, Земельный кодекс устанавливает, что если рыночная стоимость участка определена, то кадастровая стоимость устанавливается как часть (%) от его рыночной стоимости, то есть кадастровая стоимость не может превышать рыночную стоимость.

Согласно отчета ООО «Агентство недвижимости и оценки» от 19.05.2010 г. №19-05-10/2Н, рыночная стоимость принадлежащего ему земельного участка общей площадью 11319,12 кв.м. +/- 37,24 кв.м., с кадастровым номером 42:25:0104002:0014 составляет <адрес> рублей.

При сравнении рыночной и кадастровой стоимости земельного участка выявилось значительное, более чем в 2 раза, отклонение оценок, то есть, в результате проведения государственной кадастровой оценки земель определена стоимость земельного участка, которая значительно превышает рыночную цену такого участка, что недопустимо в силу п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ и, в результате, нарушаются его права на уплату налогов согласно НК РФ.

Просит признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земель в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:25:0104002:0014, площадью 11319, 12 +/- кв.м., расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес>, а также обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в вышеуказанном размере.

Истец Догадайло А.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки, причины неявки неизвестны, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.

Представитель истца Догадайло А.М. -- Горбовский В.И., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования, а также доводы и основания иска в полном объеме и дополнительно пояснил, что иск истцом предъявлен именно к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, а не к непосредственному исполнителю работ по составлению Отчета о кадастровой оценке земельных участков, находящихся на территории Кемеровской области – ФГУП ФКЦ «Земля», поскольку именно на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО возложены функции контроля за работой оценщика, результатами оценки, проверка достоверности данных, изложенных в Отчете, и соответствия произведенной оценки требованиям действующего законодательства в области кадастровой оценки земельных участков - Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, и внесение результатов оценки в реестр. Считает, что при производстве оценки оценщиком - ФГУП ФКЦ «Земля» были нарушены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» в части использования статистических моделей с учетом факторов стоимости земельный участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, а также информации о рыночной стоимости земельных участков на территории г.Киселевска, что привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего истцу. Поскольку кадастровая оценка принадлежащего истцу земельного участка многократно превышает его рыночную стоимость, это влечет за собой нарушение права истца на уплату земельного налога в разумных размерах. Просил удовлетворить заявленные исковые требования, признавая при этом правомерность доводов ответчика о том, что в данном случае отсутствует спор о праве, что влечет за собой необоснованность рассмотрения данного спора в порядке искового производства.

Представитель ответчика – УФСГРКиК Климов М.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив суду, что Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 года №627-р «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году» во исполнение постановления Правительства РФ от 25.08.09г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», было принято решение о кадастровой оценке земель населенных пунктов в Кемеровской области, была создана областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов КО.

На конкурсной основе был определен исполнитель работ – ФГУП «ФКЦ Земля», с которым был заключен государственный контракт №140 от 29.06.2007 года, привлекавший к участию субподрядчиков для рыночной оценки земель.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были утверждены Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. №519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» и Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. №520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов КО».

Таким образом, Управление не осуществляло и не должно было осуществлять сам расчет кадастровой стоимости, средних уровней кадастровой стоимости земельных участков, сбор и статистический анализ рыночной информации.

Земельный участок с кадастровым номером 42:25:0104002:0014 с разрешенным использованием (по документу): «под здание производственного назначения» 7 вид разрешенного использования (далее ВРИ) является вновь образованным, и определение его кадастровой стоимости было произведено с применением Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222.

Согласно Постановлению коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 №519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)», средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель г.Киселевска, имеющих 7 вид разрешенного использования (ВРИ) составляет <адрес> за 1 кв.м.

С учетом данного показателя (<адрес>/кв.м.) и на основании Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222 была правомерно определена кадастровая стоимость указанного земельного участка. Результат определения кадастровой стоимости данного земельного участка отражен в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков от 20.01.2009 г.

В п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ (в редакции на момент определения кадастровой стоимости) не содержался порядок оценки рыночной стоимости и переход от нее к кадастровой, то есть не был установлен конкретный размер соотношений. Следовательно, установление кадастровой стоимости в размере, превышающем размер рыночной стоимости, не противоречило положениям п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ.

Рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену продажи объекта, а кадастровая стоимость – экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования. Указанное подтверждается и судебной практикой.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка может превышать его рыночную стоимость.

Более того, следует учитывать, что средний уровень кадастровой стоимости земельных участков определялся по состоянию на 01.01.2007 г., однако имеющийся в материалах дела отчет ООО «Агентство недвижимости и оценки» от 19.05.2010 г., представленный истцом, составлен на иную дату.

Исковое требование о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, предъявленное к государственному органу, не может быть удовлетворено, поскольку основное отличие искового производства от публично-правового производства заключается в том, что в исковом производстве рассматриваются гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Здесь в полной мере действует принцип диспозитивности и состязательности. Сторонами могут быть и органы государственной власти, однако это обстоятельство не является принципиальным, так как наличие у них властных полномочий не предопределяет поведение другой стороны.

В публичных правоотношениях органы государственной власти обладают властными полномочиями и принимают те или иные решения, порождающие права или обязанности для физических лиц и организаций. Предметом исследования по делам, возникающих из публичных правоотношений, является законность актов или действий органов государственной власти. Деятельность Управления по организации проведения государственной кадастровой оценки земель регламентирована, в частности, п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316. Данные нормативные правовые акты не предусматривают возможность возникновения гражданско-правовых отношений между истцом и Управлением.

Кроме того, оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки в рамках данного дела невозможно. Федеральный закон от 29.07.98 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предоставляет заинтересованному лицу право обжаловать достоверность стоимости объекта оценки.

Президиум ВАС РФ в целях обеспечения единообразия рассмотрения дел об оспаривании оценки имущества, произведенной оценщиком, в п.1 информационного письма от 30.05.2005 №92 указал, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно до момента издания акта государственного органа, утверждающего таковую. В случае, если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу изданного акта, утверждающего результаты такой оценки. Таким образом, принимая во внимание, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, в том числе среднего уровня кадастровой стоимости в отношении земельного участка истца, утвержден нормативно-правовым актом – Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. №519, его оспаривание не может быть осуществлено вне рамок оспаривания самого нормативного правового акта.

Также дополнительно пояснил, что поскольку по земельному участку, принадлежащему истцу, с кадастровым номером 42:25:0104002:0014, площадью 11319, 12 +/- кв.м., расположенному по почтовому адресу ориентира: <адрес>, на момент оценки, проводимой ФГУП ФКЦ «Земля», были изменения по площади и границам данного участка, он не вошел в Список земельных участков г.Киселевска, являющийся приложением к Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области №520 от 27.11.2008 г. «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», и к Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области №519 от 27.11.2008 г. «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), однако, поскольку указанными нормативно – правовыми актами Кемеровской области были утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования, определение кадастровой стоимости данного земельного участка, принадлежащего истцу, было проведено в 2009 году с учетом вида его разрешенного использования (согласно свидетельству о государственной регистрации права) – 7 ВРИ «под здание производственного назначения», с применением Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222. Кроме того, истец обосновывает нарушение своих прав тем, что в результате необоснованно завышенной кадастровой стоимости его земельного участка он лишен права уплачивать земельный налог в разумном размере, однако, размер земельного налога зависит не только от кадастровой стоимости земельного участка, но и от ставки земельного налога, которая устанавливается органами местного самоуправления – Киселевским городским Советом народных депутатов и является вариативной, однако местной властью для исчисления земельного налога взят ее максимальный размер. Таким образом, размер земельного налога по участку, принадлежащему истцу, при той же кадастровой стоимости его земельного участка может быть в 2 раза меньше, если будет меньше налоговая ставка. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

В письменных материалах дела имеются:

- копия свидетельства о государственной регистрации права от 12.12.2008 г., согласно которому Догадайло А.М. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание производственного назначения, общей площадью 11319,12 кв.м. +/- 37,24 кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 42:25:01 04002:0014(л.д.12).

- копия кадастрового паспорта земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 42:25:01 04002:0014, разрешенное использование: под здание производственного назначения, общей площадью 11319,12 кв.м. +/- 37,24 кв.м., по адресу: <адрес>, собственником которого является Догадайло А.М., кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет <адрес> руб., удельный показатель кадастровой стоимости <адрес>./кв.м., также зарегистрированы обременения - ипотека в пользу АКБ СБ РФ (ОАО) (л.д.13-14).

- выписка из Отчета №19-05-10/2Н «Оценка общей рыночной стоимости земельного участка площадью 11319,12 кв.м. +/- 37,24 кв.м., с кадастровым номером 42:25:01 04002:0014, и расположенного не нем нежилого здания, находящихся по адресу: <адрес>, составленного ООО «Агентство недвижимости и оценки» по состоянию на 19 мая 2010 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка площадью 11319,12 кв.м. +/- 37,24 кв.м., кадастровый номер 42:25:01 04002:0014 составляет на дату 19 мая 2010 г. с округлением <адрес>, без учета НДС (л.д.15).

- копия Акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного зам.руководителя Управления Роснедвижимости по КО Лапиной Т.Г. 20.01.2009 г., согласно которому кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, составила <адрес>, исходя из его уточненной площади - 11319,12 кв.м. и удельного показателя кадастровой стоимости земель - <адрес>./кв.м., а также вида разрешенного использования данного земельного участка – земли общественно – деловой застройки (л.д.28).

- из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 14.10.2010 г. №21/11161 усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:25:0104002:14 площадью 11319, 12 кв.м. была определена в 2009 году (л.д.32),

- из копии Государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области №140 от 29.06.2007 г., заключенного между «Заказчиком» - Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области и «Исполнителем» - ФГУП ФКЦ «Земля», усматривается, что предметом государственного контракта являются обязательства «Исполнителя» по выполнению работ по теме «Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области», путем сдачи результата выполненных работ, объем которых определяется Техническим заданием, а «Заказчик» обязуется принять работы и оплатить их.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктами «в» и «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1, 5 ст.65 и ч.2 ст.66 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Постановлением Правительства РФ №316 от 08.04.2000 г. утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 г. №215 также утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

В соответствии с требованиями п.4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель требует выполнение ряда административных процедур, в том числе: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ, формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ, контроль за ходом выполнения работ, проверка результатов работы и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение, и утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно ст.9 Устава Кемеровской области, высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.

На основании п.3 ст.9 Закона Кемеровской области «О Коллегии Кемеровской области», Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.

Для реализации вопросов совместного ведения в области земельных правоотношений, в пределах своей компетенции Коллегией Администрации Кемеровской области 27.11.2008 г. было принято постановление №520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», которым были утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области удельные показатели кадастровой стоимости и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, согласно Приложению к настоящему постановлению, которые применяются с 01.01.2009 г.

Также, в пределах своей компетенции, Коллегией Администрации Кемеровской области 27.11.2008 г. было принято постановление №519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), которым были утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), согласно Приложению к настоящему постановлению, которые также применяются с 01.01.2009 г.

Приложения к указанным постановлениям, как это следует из их текстов, были размещены на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет.

В судебном заседании было установлено, что, поскольку по земельному участку, принадлежащему истцу, с кадастровым номером 42:25:0104002:0014, площадью 11319, 12 +/- кв.м., расположенному по почтовому адресу ориентира: <адрес>, на момент оценки, проводимой ФГУП ФКЦ «Земля», были изменения по площади и границам данного участка, он не вошел в Список земельных участков на территории г.Киселевска, являющийся приложением к Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области №520 от 27.11.2008 г. «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», и к Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области №519 от 27.11.2008 г. «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), однако, поскольку указанными нормативно – правовыми актами Кемеровской области были утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования, определение кадастровой стоимости данного земельного участка, принадлежащего истцу, было проведено в 2009 году с учетом вида его разрешенного использования (согласно свидетельству о государственной регистрации права) – 7 ВРИ «под здание производственного назначения», с применением Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222.

Таким образом, каких – либо нарушений действующего законодательства в области кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего истцу, допущено не было.

Истцом не приведено каких – либо конкретных доказательств в подтверждение своих доводов о том, что при производстве оценки оценщиком - ФГУП ФКЦ «Земля» были нарушены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» в части использования статистических моделей с учетом факторов стоимости земельный участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, а также информации о рыночной стоимости земельных участков на территории г.Киселевска, что привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости земельного участка, и в чем именно выразились данные нарушения, таким образом, данные доводы являются голословными и ничем не подтверждены.

Кроме того, настоящий иск предъявлен истцом к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, а не к непосредственному исполнителю работ по кадастровой оценке земель на территории Кемеровской области – ФГУП ФКЦ «Земля».

Не представлено истцом и каких – либо доказательств тому, что ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ненадлежащим образом исполняло возложенные на него функции контроля за деятельностью оценщика, что привело к нарушению прав истца.

Между тем, согласно положений ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Не нашли своего подтверждения в судебном заседании также доводы представителя истца о том, что, в соответствии со ст.66 ЗК РФ, кадастровая стоимость не может быть выше рыночной стоимости, поскольку, согласно положений ч.3 ст.66 Земельного Кодекса РФ (в редакции на момент оценки земельного участка, принадлежащего истцу), в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Таким образом, в указанной статье не содержался порядок оценки рыночной стоимости и переход от нее к кадастровой стоимости, то есть не был установлен конкретный размер соотношений.

Истец обосновывает нарушение своих прав тем, что в результате необоснованно завышенной кадастровой стоимости его земельного участка он лишен права уплачивать земельный налог в разумном размере, однако размер земельного налога зависит не только от кадастровой стоимости земельного участка, но и от ставки земельного налога, которая устанавливается органами местного самоуправления и является вариативной.

Поскольку средние уровни кадастровой стоимости земельных участков на территории Кемеровской области, в зависимости от вида разрешенного использования, были утверждены нормативно – правовым актом Кемеровской области – Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области №519, оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки было возможно до момента издания акта государственного органа, утвердившего таковую.

Таким образом, оспаривание средних уровней кадастровой стоимости земельных участков на территории Кемеровской области, на основании которых 20.01.2009 г. была произведена оценка земельного участка, принадлежащего истцу, в настоящее время невозможно вне рамок оспаривания самого нормативного правового акта.

Кроме того, в данном случае отсутствует спор о праве, поскольку истец является собственном земельного участка на территории г.Киселевска, его право зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и никем, в том числе ответчиком, не нарушено.

Предмет оспаривания в настоящем иске - достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего истцу, вытекает из деятельности ответчика по организации проведения государственной кадастровой оценке земель, которая регламентирована ст.66 ЗК РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ, должен рассматриваться в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, поскольку между истцом Догадайло А.М. и ответчиком – Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области отсутствуют гражданско – правовые отношения.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:25:0104002:0014, площадью 11319, 12 +/- кв.м., расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес> а также об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в вышеуказанном размере, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Догадайло А.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Киселевский отдел о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Жукова