Дело № 2-75/2011 год
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Киселевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего – Никулиной И.А.,
при секретаре – Кривощековой А.С.,
с участием истца Андреевой Е.А.,
представителя ответчика – Лапшиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «30» марта 2011 года
гражданское дело по иску Андреевой Е.А. к Управлению пенсионного фонда РФ о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста,
у с т а н о в и л:
Андреева Е.А. обратилась с иском к ответчику о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, указав, что ее специальный медицинский стаж работы в лечебных учреждениях составляет 30 лет. В связи с этим Андреева Е.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением к ответчику за назначением ей досрочной трудовой пенсии, но в удовлетворении ее требований решением (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ответчика было отказано. Из ее специального медицинского стажа были исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 06 месяцев 12 дней) в качестве медицинского статистика Киселевской городской санитарно-эпидемиологической станции, так как указанная должность не предусмотрена Списками профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочное назначение пенсии; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 07 месяцев 17 дней) в качестве фельдшера-лаборанта Отдела медицинской профилактики и борьбе со СПИД Управление здравоохранения Администрации города Киселевска, поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списками профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочное назначение пенсии.
Указывает, что с решением ответчика не согласна, считает, что в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» она имеет полное право на досрочную трудовую пенсию.
Просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в части отказа включить в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 06 месяцев 12 дней) в качестве медицинского статистика Киселевской городской санитарно-эпидемиологической станции; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 07 месяцев 17 дней) в качестве фельдшера-лаборанта Отдела медицинской профилактики и борьбе со СПИД Управление здравоохранения Администрации города Киселевска. Обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста, в соответствии с п.1 п.п. 20 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ со дня возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица отказалась от заявленных требований в части признания незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), которым отказано во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 07 месяцев 17 дней) в качестве фельдшера-лаборанта Отдела медицинской профилактики и борьбе со СПИД Управления здравоохранения Администрации города Киселевска. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ истца от части требований принят. На удовлетворении остальной части иска Андреева настаивала, указав, что она имеет право на досрочную трудовую пенсию со дня возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика Лапшина М.С., действующая по доверенности № 12 от 15.03.2011 г., исковые требования не признала, пояснив, что списки и правила применяются во взаимосвязи и взаимозависимости. Списки являются исчерпывающими, поэтому органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не вправе произвольно толковать данный нормативный акт и оценивать такие факторы как характер или условия труда, исходя из аналогии. Необходимым условием для назначении указанной пенсии является осуществление работы в должностях и в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списком, должностей и учреждений, работы в которых засчитывается стаж работы, дающей право на данный вид пенсии. Должность истицы в спорный период не поименована в соответствующем Списке, поэтому решением комиссии УПФР в г. Киселевске Андреевой обоснованно отказано во включении данного периода работы в льготный стаж. Кроме этого указала, что поскольку право истицы на пенсионное обеспечение не наступило в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, ей не может быть назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.
Здесь суд исходит из следующего.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.п 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЭ имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 06.09.91г. № 464 (может применяться за периоды работы до 1 ноября 1999г. с учетом правовой позиции изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П) установлено право на пенсию среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Должности среднего медицинского персонала поименованы в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. № 377 (приложение 3 к Положению), где значится должность «медицинский статистик».
Таким образом, согласно действовавшему ранее пенсионному законодательству истица приобрела право на включение периода ее работы в стаж, дающий ей право на пенсию, и в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации она не может быть лишена этого права, если позднее принятый нормативный правовой акт не содержит такого положения. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно - правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Наименование лечебно-профилактических учреждений и учреждений санитарно-эпидемиологического надзора определено Номенклатурами учреждений здравоохранения, утвержденными приказом Минздрава РФ от 09.04.1998г. №110 и приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395.
Судом установлено, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 06 месяцев 12 дней) Андреева работала в качестве медицинского статистика Киселевской городской санитарно-эпидемиологической станции. В ее обязанности входило осуществление сбора и анализа данных о работе санитарного отдела СЭС: сколько обследовано объектов, сколько выдано предложений (замечаний) об устранении нарушений санитарного законодательства, сколько требований в установленные сроки исполнено по ранее выданным предписаниям и т.д. Кроме этого она занималась сбором данных о заболеваемости сотрудников санитарного отдела СЭС. На основании собранных и проанализированных данных составляла ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты. Иногда (в основном, в летний период) ее привлекали к участию в контролирующих мероприятиях санитарного отдела (его школьного сектора) по обследованию загородных детских дач и лагерей отдыха, но к ее основным трудовым обязанностям это не относилось. Свидетели Сапелкина Е.П., Авилкина А.В., Тулаева В.А. подтвердили в своих показаниях аналогичные объем и характер должностных обязанностей истца в спорный период. Должностная инструкция медицинского статистика за спорный период не сохранилась. Истцом представлена выписка из ЕТКС 1993 года, где поименована должность медицинского статистика со сходными должностными обязанностями.
Из справки (л.д.13) и трудовой книжки истицы следует, что Андреева Е.А. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность помощника санитарного врача отделения гигиены труда в Киселевскую городскую санитарно-эпидемиологическую станцию, затем уволена по собственному желанию и вновь принята в Киселевскую городскую санэпидстанцию на должность медицинского статистика ДД.ММ.ГГГГ
Была уволена ДД.ММ.ГГГГ переводом по согласованию двух руководителей в ОМП СПИД.
С учетом установленных по делу обстоятельств и необходимости для разрешения спора специальных познаний, судом была назначена экспертиза для выяснения вопроса, относится ли работа истца в должности медицинского статистика Киселевской городской санитарно-эпидемиологической станции к работе, связанной с медицинской деятельностью и дает ли право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с заключением государственной экспертизы условий труда № 8 от 09.03.2011 г. работа Андреевой Елены Анатольевны в должности медицинского статистика Киселевской санитарно-эпидемиологической станции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЭ.
При таком положении исковые требования истца в части включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 06 месяцев 12 дней) в качестве медицинского статистика Киселевской городской санитарно-эпидемиологической станции и признания незаконным решения ответчика об отказе включения данного периода в специальный стаж обоснованны и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска Андреевой в части обязания ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального стажа истицы, необходимого для назначения пенсии по старости ранее достижения установленного возраста (с учетом спорного периода), составляет 29 лет 4 месяца 12 дней.
В этой связи правовые основания для обязания ответчика назначить истице пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Также Андреевой не может быть назначена пенсия по старости со дня постановления судебного акта, поскольку решение данного вопроса не охватывается заявленными требованиями, и на момент вынесения решения суда продолжительность специального медицинского стажа Андреевой не достигла 30 лет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным решение комиссии УПФР в г. Киселевске от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в части отказа включения в специальный стаж Андреевой Е.А. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 06 месяцев 12 дней) в качестве медицинского статистика Киселевской городской санитарно-эпидемиологической станции.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области включить в специальный стаж Андреевой Елены Анатольевны период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 06 месяцев 12 дней) в качестве медицинского статистика Киселевской городской санитарно-эпидемиологической станции.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.
Судья И.А.Никулина