решение о понуждении утвердить проект организации санитарно-защитной зоны



Дело № 2-1448

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киселевск 13 сентября 2011 года

Киселёвский городской суд Кемеровской области

в составе:

председательствующего судьи А.П. Смердина,

при секретаре О.Н. Федяниной,

с участием представителя ответчика Дыхова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Луговое» о понуждении утвердить проект организации санитарно-защитной зоны,

установил:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Луговое» о понуждении утвердить проект организации санитарно-защитной зоны.

Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки доводов обращения заместителя Губернатора Кемеровской области Малахова А.Н., а также коллективного обращения жителей поселка шахты «Дальние Горы» о нарушении ОАО «Луговое» требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также по другим вопросам, установлено следующее. Основным видом деятельности ОАО «Луговое» является добыча каменного угля подземным и открытым способом на участке «Поле шахты Дальние Горы» Киселевского каменноугольного месторождения на основании Лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ По административному делению лицензионный участок «Поле шахты Дальние Горы» находится в пределах городской черты <адрес>, в непосредственной близости к жилым и административным зданиям. Ближайшая жилая застройка от границы предприятия ОАО «Луговое» находится на расстоянии менее 50 метров.

На территории предприятия расположены следующие объекты:

- участок рекультивации нарушенных земель;

- участок добычи угля открытым способом;

- территория промплощадки с размещенными на ней сооружениями.

Осуществляя свою деятельность по добыче каменного угля на лицензионном участке недр ОАО «Луговое» имеет следующие источники выбросов: погрузочно-разгрузочные работы, открытые горные работы, транспортировка угля, пыление отвалов.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.02.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В ч.2 ст.52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Поэтому, согласно ст.ст. 16 и 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 14, юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.

Осуществляя работы по добыче каменного угля, ОАО «Луговое» в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74, является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека.

В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п.2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчётная (предварительная) СЗЗ на основании проекта с расчетами, а затем установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Согласно п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы СЗЗ определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В 2010 году для ОАО «Луговое» ГП «Облстройпроект» разработан проект расчетной СЗЗ от объектов предприятия.

В соответствии с экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» от ДД.ММ.ГГГГ разработанный проект расчетной СЗЗ не соответствует санитарным нормам и правилам.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы Роспотребнадзора по Кемеровской области на проект расчетной СЗЗ ОАО «Луговое» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии данного проекта государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам.

В настоящее время разработанный проект расчетной СЗЗ ОАО «Луговое» требует корректировки.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Луговое» и ГП «Облстройпроект» заключен договор о разработке проекта расчетной санитарно-защитной зоны (корректировка) сроком исполнения к ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время ОАО «Луговое» не имеет утвержденного проекта расчетной санитарно-защитной зоны.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Обеспечение указанных положений закона осуществляется путем обязательного наличия проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия, для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.

Исходя из требований ст.22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

На основании вышеизложенного истец просит обязать открытое акционерное общество «Луговое» утвердить проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным нормам и правилам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении судебной повестки, уважительность причин своей неявки суду не представил.

Представитель ответчика ОАО «Луговое» - Дыъов Ю.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной без права передоверия сроком на 1 год, в судебном заседании исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании ОАО «Луговое» утвердить проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным нормам и правилам в срок до ДД.ММ.ГГГГ, признал в полном объеме и представил заявление о признании иска от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с правилами ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 173 ч.3, 68 ч.2 ГПК РФ, представителю ответчика ОАО «Луговое» судом разъяснены и понятны, а именно, что при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика ОАО «Луговое», которое в соответствии с правилами ст. 39 ГПК РФ, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Луговое» о понуждении утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Луговое» утвердить проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным нормам и правилам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья А.П. Смердин