Дело №2-1249/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Киселевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи - Жуковой Е.В., при секретаре - Чичкиной О.Ю., с участием истца - Кирьяновой Е.В., представителя истца - Мудровой В.В., представителя ответчика - Саловой К.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Киселевске Кемеровской области 02 сентября 2011 года гражданское дело по иску Кирьянова Е.В. к Администрации Киселевского городского округа о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Кирьянова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Киселевского городского округа о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что решением Киселевского городского суда от 19.06.1996 г. ее мать - Кирьянова Г.А., была лишена родительских прав в отношении нее Кирьянова Г.А. Кирьянова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и в отношении ее брата - Кирьянова Г.А. Кирьянов А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. По решению суда они были переданы на попечение Киселевскому отделу образования. 24.05.1997 г. ее мать Кирьянова Г.А. умерла от фиброзно-кавернозного туберкулеза легких. Согласно выписки из книги записи о рождении Севского сельсовета Прокопьевского района Кемеровской области, сведения об отце записаны по указанию матери. Распоряжением Администрации <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ она была определена в детский <адрес>. Согласно справки, она являлась воспитанницей МОУ « Детский дом №1» г.Киселевска с 22.04.1997 г. по 31.08.2006 г. и относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении. С 01.09.2006 г. она обучалась в ГОУ НПО ПУ № <адрес>, затем была переведена в ГОУ НПО ПУ № <адрес>. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р она была поставлена на учет во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при Администрации г.Киселевска. После окончания училища она обратилась в отдел учета и распределения жилья при Администрации г.Киселевска с вопросом о получения жилья. Ей было сообщено, что она поставлена в список внеочередников, но в ближайшее время квартиры не предвидится. На октябрь 2010 г. она стояла в списке под номером 51. Она сообщала Администрации, что на ее иждивении находятся несовершеннолетние дети: дочь - Огородникова Е. - 18.08.2007 г.р., и сын - Огородников И., 12.12.2008 г.р. Младший ребенок, Огородников И., с 21.05.2009 г. признан ФГУ ГБ МСЭ по Кемеровской области филиал №30 г.Кемерово инвалидом-детства, с ежегодным переосвидетельствованием. Согласно справки №1045 от 23.06.2011 г., предоставленной ей ВК МУЗ Беловской Центральной больницы, ее ребенок – инвалид нуждается в дополнительной жилой площади на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. №817 «Об утверждения перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими на дополнительную жилую площадь», и признан нуждающимся в дополнительной жилой площади. Ссылаясь на ч.2 ст.57 ЖК РФ, считает, что Администрация г.Киселевска необоснованно и незаконно отказывает ей в предоставлении жилого помещения, поскольку она, как сирота, имеет право на внеочередное предоставления жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ей гарантировано право на предоставление жилья вне очереди при отсутствии закрепленного жилого помещения. Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, она приобрела в результате лишения родительских прав ее матери по решению Киселевского городского суда, и смерти матери. Считает, что ее права, как сироты, были нарушены. В своем письменном ответе Администрация города указывает ей, что она проживает в доме своего гражданского мужа и может ожидать очередность. Ссылаясь на положения ст.57 ЖК РФ, ст.ст.5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать Администрацию г.Киселевска в срок до 01 октября 2011 г. предоставить ей и членам ее семьи изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным, установленным социальным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г.Киселевска, не менее нормы предоставления жилого помещения на семью из трех человек, установленной на территории г.Киселевска на день предоставления такого жилого помещения, а также взыскать в ее пользу с Администрации г.Киселевска расходы по оплате госпошлины <данные изъяты> руб., расходы за составление искового заявления в сумме <данные изъяты> руб., расходы за услуги представителя – <данные изъяты> руб., транспортные расходы на проезд в г.Киселевск. Истец Кирьянова Е.В. и ее представитель Мудрова В.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании уточнили ранее заявленные исковые требования, а именно: просили обязать Администрацию Киселевского городского округа в срок до 01.01.2012 г. предоставить истцу благоустроенное изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным, установленным социальным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв.м., а также взыскать в пользу истца с Администрации Киселевского городского округа судебные расходы, указанные в иске, в полном объеме. В расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> уже включены транспортные расходы на проезд представителя истца в г.Киселевск, стоимость одной поездки представителя в Киселевский городской суд (в оба конца) составляет <данные изъяты> рублей. Истец Кирьянова Е.В. дополнительно пояснила, что ее обращение в суд вызвано тем, что она имеет статус ребенка сироты, неоднократно обращалась с заявлением в Администрацию г.Киселевска, приезжала на личный прием по вопросу предоставления жилья, а также узнала от выпускников Детского дома №1, которые выпустились позже нее, что им уже предоставлено жилье, а ей нет. При этом Администрация ссылается на то, что она живет в доме своего гражданского мужа и остро в жилье не нуждается. В очереди она стоит за №51, квартиры предоставляются крайне редко, по мере поступления денег из федерального и областного бюджетов. Сейчас она вынуждена снимать 1 - комнатную квартиру в центре <адрес> по <адрес>, за <данные изъяты> рублей в месяц, а по ул. <адрес> в <адрес> – проживают родители гражданского мужа, данное жилье не благоустроенное. Все средства уходят на оплату съемного жилья, на питание и лечение детей. Она получает пенсию по инвалидности на ребенка, ее гражданский муж получает зарплату, иного дохода у нее не имеется, поэтому самостоятельно приобрести жилье она не может. Администрация КГО бездействует в этом плане, никто не выезжал к месту ее жительства и не обследовал ее жилищные условия, ей не предлагалось какое – либо временное жилье. Ввиду отказа Администрации в предоставлении жилья, она вынуждена была нести судебные расходы. Ее статус ребенка сироты дает ей право на получение жилья вне всякой очереди. Представитель ответчика администрации Киселевского городского округа – Салова К.Ф., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования Кирьяновой Е.В. не признала, ссылаясь на то, что в настоящее время истица состоит на очереди, как ребенок сирота, за №49. В соответствии со ст.57 ЖК РФ, некоторые дети – сироты соглашаются на предоставление им койко-места в общежитии, комнаты в общежитии, поэтому этим детям из списка жилье дают быстрее. Финансирование программы по предоставлению жилья для детей-сирот идет из областного и федерального бюджета (Областной закон №123 от 2005 г., Областной закон №67 от 2006 г.), из местного бюджета деньги на указанные цели не выделяются. По мере поступления субвенций Администрацией Киселевского городского округа решается вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и другим льготникам. Очередность действительно существует, чтобы не нарушать интересы других лиц, также, как истец, состоящих в очереди на предоставлении жилья. В соответствии с Постановлением Администрации г.Киселевска от 18.07.2005 г. №8 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, порогового значения дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина на территории Киселевского городского округа составляет 33 кв.м. Наличие у истца 2-х детей не влияет на размер нормы предоставления жилья, т.е. ей, как ребенку-сироте, будет предоставлено жилое помещение площадью 33 кв.м., без учета детей. Истице следует обратиться в жилищный отдел Администрации Киселевского городского округа и встать на очередь по улучшению жилищных условий, в связи с тем, что у нее имеется ребенок инвалид. Суд, выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит уточненные исковые требования Кирьяновой Е.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании положений ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г., Кирьянова Е.В. относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать лишена родительских прав и умерла, а сведения об отце записаны со слов матери), и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите. В соответствии со ст.8 выше указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данные требования Федерального закона дополнительно регламентированы Законом Кемеровской области от 16.05.2006 г. №67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ, настоящим Законом. В соответствии с положениями ч.3 ст.1 указанного Закона, для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область; 2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; 3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации. Согласно положениям п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 17.04.2006 г. №42-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч.4 ст.49 ЖК РФ, категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 г. №49 утверждены «Методические рекомендации для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими», согласно п.2 которых норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра. Аналогичные положения содержаться в п.п.1.1 п.1 Постановления Администрации г.Киселевска от 18.06.2005 г. №8 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, порогового значения дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению», согласно которому для учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра. Положениями ст.4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №67-ОЗ от 16.05.2006 г. предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно Закону Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 ноября 2005 года №124-ОЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании из пояснений сторон и письменных материалов дела установлено и не оспаривается сторонами, что: Истец Кирьянова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. мать была лишена родительских прав и впоследствии умерла, а отец в свидетельстве о рождении истца Кирьяновой Е.В. был записан со слов матери, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.13), заочным решением Киселевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-10), справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Севским сельсоветом <адрес> (л.д.18), а также распоряжением Администрации города Киселевска от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об определении несовершеннолетних детей в государственные воспитательные учреждения» (л.д.23), согласно которому Кирьянова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., была помещена в <адрес> <адрес>. В соответствии с Распоряжением Администрации г.Киселевска №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Приложением к указанному распоряжению, Кирьянова Е.В. была поставлена на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства, на 01.09.2011 г. номер очереди – 49 (л.д.16-17,44). На основании справки директора МОУ «<адрес> <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, Кирьянова Е.В. являлась воспитанником МОУ «<адрес> <адрес>» г.Киселевска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выбыла в ГОУ НПО ПУ № <адрес>, затем перевелась в ГОУ НПО ПУ № <адрес> (л.д.22) Согласно Постановлению Администрации г.Киселевска от ДД.ММ.ГГГГ №, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв.м. (л.д.45). Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что Кирьянова Е.В. относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Она получила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, родилась, поступила в социальное учреждение, зарегистрирована и проживает на территории Кемеровской области. После окончания пребывания в МОУ «Детский дом №1» г.Киселевска Кемеровской области в 2006 г. Кирьянова Е.В. поступила на обучение в ГОУ НПО ПУ № <адрес>, затем перевелась в ГОУ НПО ПУ № <адрес>, которое в настоящее время окончила. Кирьянова Е.В., будучи в настоящее время зарегистрированной по адресу: <адрес> доме родителей своего гражданского мужа, вынуждена снимать 1 - комнатную квартиру в центре <адрес>, ввиду необходимости лечения ребенка – инвалида за <данные изъяты> рублей в месяц. Исполнительный орган местного самоуправления - Администрация Киселевского городского округа, на который возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с момента постановки Кирьяновой Е.В. на учет – 01.07.1999 г. и до настоящего времени не предоставил Кирьяновой Е.В. какое – либо жилое помещение, чем существенно нарушил ее законные права и интересы, в связи с чем, суд считает, что уточненные истцом исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что в связи с недостаточностью финансирования и необходимостью соблюдения прав и законных интересов других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для предоставления жилья, предоставление жилого помещения Кирьяновой Е.В. должно быть произведено на основании установленной очередности, суд находит необоснованными, т.к. они противоречат требованиям п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Таким образом, Администрация Киселевского городского округа обязана предоставить Кирьяновой Е.В. вне очереди жилое помещение, соответствующее требованиям ч.2 ст.15 ЖК РФ, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в черте г.Киселевска Кемеровской области, размером не менее 33 квадратных метров общей площади, исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ При этом источниками финансирования должны являться средства субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемые на эти цели Администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области. В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей и расходы по оказанию правовой помощи в составлении искового заявления в сумме 2500 рублей. На основании ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает возместить с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом вышеизложенного, с ответчика Администрации Киселевского городского округа в пользу истца Кирьяновой Е.В. частично подлежат взысканию расходы истца по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей. Как было установлено в судебном заседании, в расходы по оплате услуг представителя (<данные изъяты>) истцом уже были включены транспортные расходы на проезд представителя в г.Киселевск, стоимость одной поездки представителя в Киселевский городской суд (в оба конца) составляет <данные изъяты> рублей. При определении размера расходов по оплате услуг представителя, подлежащих взысканию, суд исходит из требований закона о разумности и справедливости, учитывая объем проведенной представителем истца работы (согласно п.2.3 Договора поручения на ведение дел в суде от 10.06.2011 г., представитель истца Мудрова В.В. обязалась составить необходимые документы, консультировать и представлять интересы Кирьяновой Е.В. в судебных процессах), сложность данного гражданского дела и длительность судебного разбирательства (участие представителя истца в 2-х судебных заседаниях). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд, р е ш и л : Обязать Администрацию Киселевского городского округа Кемеровской области в срок до 01.01.2012 года предоставить Кирьянова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке <адрес>, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в черте г.Киселевска Кемеровской области, площадью не менее 33 кв.м., за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области. Взыскать с Администрации Киселевского городского округа Кемеровской области в пользу Кирьянова Е.В. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей, по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальной части иска - отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Е.В. Жукова