Дело №2-1564/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Киселевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи - Жуковой Е.В., при секретаре - Чичкиной О.Ю., с участием представителя истца – помощника прокурора г.Киселевска Гринимаер О.А., соистца - Болдыревой Ю.С., представителя ответчика – Гамовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Киселевске Кемеровской области 10 октября 2011 года гражданское дело по иску Прокурора в интересах Болдеревой Ю.С. к Администрации Киселевского городского округа о предоставлении жилого помещения у с т а н о в и л: Прокурор в интересах Болдыревой Ю.С. обратился в суд с иском к Администрации Киселевского городского округа о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Киселевска рассмотрено обращение Болдыревой Ю.С., которая относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей о нарушении ее жилищных прав. В ходе рассмотрения обращения установлено, что Болдырева Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании Распоряжения Администрации г.Киселевска от 18.01.2006 г. № Болдырева Ю.С. была передана под опеку тете – М.. Родители Болдыревой Ю.С. – отец Б. умер ДД.ММ.ГГГГ., мать Бол. умерла ДД.ММ.ГГГГ г. Попечителю М.. было выдано личное дело подопечной племянницы Болдыревой Ю.С. для постановки на учет в органах опеки и попечительства г.Н. по месту их дальнейшего проживания. Гарантийным письмом отдела опеки и попечительства Администрации города Киселевска без номера и даты за несовершеннолетней Болдыревой Ю.С., закреплена жилая площадь по адресу: г<адрес> которая не является ее собственностью. 14.04.2010 г. зарегистрирован пожар в двухквартирном доме по адресу: <адрес>, в результате пожара повреждена квартира № квартира № от пожара не пострадала, однако приведена в непригодное для проживания состояние. Распоряжением Администрации города Киселевска от 08.09.2009 г. № Болдырева Ю.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенок-сирота. Очередь является льготной, на 01.08.2011 г. номер очереди – №. 17.12.2009 г. Болдырева Ю.С. заключила брак с МД., от брака имеет малолетнего ребенка: Мос., <адрес> Болдырева Ю.С. в настоящее время проживает в жилом доме, который она снимает по адресу: <адрес>. В настоящее время Болдырева Ю.С. не имеет собственного жилья, обратилась в прокуратуру города с заявлением о нарушении ее жилищных прав и об оказании помощи в предоставлении ей вне очереди жилого помещения как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г. Болдырева Ю.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите. В соответствии со ст.8 вышеуказанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данные требования Федерального закона дополнительно регламентированы ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № которая предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищном Кодексом РФ, настоящим законом. Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.п. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ. Часть 4 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органа местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления наделены ст.19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. 25.07.201 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. №124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п.9 введен Законом Кемеровской области от 17.04.2006г. №42-ОЗ) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч.5, 7 ст.19 ФЗ №131, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Ст.20 Закона Кемеровской области от 03.12.2010 г. №18-ОЗ (ред. от 19.07.2011 г.) «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 30.1.2010 г.) введен в действие Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Вопреки требованиям действующего законодательства жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения, для постоянного места проживания Болдыревой Ю.С. до настоящего времени не предоставлено, что повлекло нарушение ее законных прав и интересов. Согласно ст.10 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г. за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантирована статьей 45 Конституции РФ. В соответствии со ст.1 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных прав в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Просит обязать Администрацию Киселевского городского округа предоставить Болдыревой Юлии Сергеевне, 23.09.1991 г.р., вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное. Представитель истца - помощник прокурора г.Киселевска Гринимаер О.А. и соистец Болдырева Ю.С. в судебном заседании уточнили ранее заявленные исковые требования, а именно: просили обязать Администрацию Киселевского городского округа в срок до 01.01.2012 г. предоставить Болдыревой Ю.С. благоустроенное изолированное жилое помещение, расположенное в черте Киселевского городского округа, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв.м., за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области. Представитель ответчика - Администрации Киселевского городского округа Гамова Н.О., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала, ссылаясь на то, что иск подан преждевременно, так как в Администрации существует очередность среди детей-сирот и, удовлетворяя иск прокурора г.Киселевска, поданный в интересах Болдыревой Ю.С., будут нарушены права других детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на очередь ранее. Свидетель Р. в судебном заседании пояснила, что работает методистом по охране прав детства ИМЦ Управления образования Администрации Киселевского городского округа. У Болдыревой Ю.С. действительно было закрепленное жилье (дом ее родителей) по <адрес> однако это жилье было приведено в непригодное для проживание состояние, был составлен Акт о том, что дом разобран, а также поврежден после пожара. Специалисты опеки такие Акты не составляют, органы опеки, при наличии такого Акта, лишь обращаются с ходатайством в жилищный отдел Администрации г.Киселевска и, если пакет документов в порядке, жилищный отдел готовит проект распоряжения Администрации г.Киселевска и ставит гражданина на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Такой Акт составляют инспекторы по школам, а потом его рассматривают на межведомственной комиссии при жилищном отделе. Копии пакета документов в органах опеке не оставляют, оригиналы Акта, ходатайства и всех документов передаются в жилищный отдел. К опекуну Болдыревой Ю.С. в связи с не обеспечением сохранности закрепленного жилья органы опеки никаких мер не предпринимали, поскольку опекун проживает в Алтайском крае, и ему сложно было сохранять жилье. Суд, выслушав представителя истца и соистца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании положений ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г., Болдырева Ю.С. относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать лишена родительских прав и умерла, а сведения об отце записаны со слов матери), и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите. В соответствии со ст.8 выше указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данные требования Федерального закона дополнительно регламентированы Законом Кемеровской области от 16.05.2006 г. №67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ, настоящим Законом. В соответствии с положениями ч.3 ст.1 указанного Закона, для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область; 2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; 3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации. Согласно положениям п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 17.04.2006 г. №42-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч.4 ст.49 ЖК РФ, категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 г. №49 утверждены «Методические рекомендации для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими», согласно п.2 которых норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра. Аналогичные положения содержаться в п.п.1.1 п.1 Постановления Администрации г.Киселевска от 18.06.2005 г. №8 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, порогового значения дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению», согласно которому для учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра. Положениями ст.4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №67-ОЗ от 16.05.2006 г. предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно Закону Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 ноября 2005 года №-ОЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании из пояснений сторон и письменных материалов дела установлено и не оспаривается сторонами, что соистец Болдырева Ю.С., 23.09.1991 г.р., уроженка г.Киселевска Кемеровской области, проживающая в г.Киселевске по ул.Толбухина,65 и зарегистрированная в г.Киселевске по ул.Луговая,53-1, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее отец и мать умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д.20,21), а также распоряжением Администрации города Киселевска от 18.01.2006 г. № «О назначении попечительства над несовершеннолетнем ребенком и назначении денежных средств» (л.д.22), согласно которому Москаленко Т.В. была назначена опекуном над несовершеннолетней племянницей Болдыревой Ю.С., 23.09.1991 г.р., принимая во внимание смерть обоих родителей. В соответствии с Распоряжением Администрации г.Киселевска № от 08.09.2009 г. «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей », и Списком к указанному распоряжению, Болдырева Ю.С. была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на 01.08.2011 г. номер очереди – 783 (л.д.9-10). На основании справки директора КГОУ НПО «ПЛ-№38» от 16.02.2011 г. № и справки №125 от 20.04.201 г., Болдырева Ю.С. обучалась в КГОУ НПО «Профессиональный лицей №38» с 01.09.2009 г. по 30.06.2011 г. Согласно ответа начальника Управления образования Администрации Киселевского городского округа от 08.08.2011 г., на момент назначения опеки над несовершеннолетней Болдыревой Ю.С., за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое принадлежало умершим родителям. По сообщению Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области (Киселевский отдел) от 23.08.2011 г. №, в регистрационной службе отсутствуют сведения о правах Болдыревой Ю.С. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества. Согласно сообщению ОНД г.Киселевска УНД Главного управления МЧС России от 26.08.2011 г. и протокола осмотра происшествия, в 2008 г. зарегистрирован пожар в двухквартирном доме <адрес> от пожара не пострадала, только от воздействия воды. Квартира № на момент пожара была не жилая. Согласно сообщению Администрации Киселевского городского округа от 29.12.2010 г. Болдырева Ю.С. Распоряжением Администрации города Киселевска № от 08.09.2009 г. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении, так как не имеет закрепленного жилья. Согласно сообщению Администрации города Белокуриха Алтайского края от 26.09.2011 г. Болдырева Ю.С. на учете на внеочередное получение жилья как ребенок-сирота не состоит, жилое помещение ей не предоставлялось. Согласно Постановлению Администрации г.Киселевска от 18.07.2005 г. № норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв.м. Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что Болдырева Ю.С. относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Она получила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, родилась, зарегистрирована и проживает на территории г.Киселевска Кемеровской области. Бодыревой Ю.С. распоряжением Администрации города Киселевска был назначен опекун тетя М.., проживающая в <адрес>. Болдырева Ю.С. поступила на обучение в КГОУ НПО «Профессиональный лицей №38» в г.<данные изъяты>, которое в настоящее время окончила. Болдырева Ю.С., будучи в настоящее время зарегистрированной по адресу: <адрес> вынуждена снимать жилье по <адрес>, так как закрепленное за ней жилое помещение (дом ее родителей) по <адрес> приведен в непригодное для проживание состояние. Исполнительный орган местного самоуправления - Администрация Киселевского городского округа, на который возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с момента постановки Болдыревой Ю.С. на учет – 08.09.2009 г. и до настоящего времени не предоставил Болдыревой Ю.С. какое – либо жилое помещение, чем существенно нарушил ее законные права и интересы, в связи с чем, суд считает, что уточненные истцом исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что в связи с недостаточностью финансирования и необходимостью соблюдения прав и законных интересов других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для предоставления жилья, предоставление жилого помещения Болдыревой Ю.С. должно быть произведено на основании установленной очередности, суд находит необоснованными, т.к. они противоречат требованиям п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Таким образом, Администрация Киселевского городского округа обязана предоставить Болдыревой Ю.С. вне очереди жилое помещение, соответствующее требованиям ч.2 ст.15 ЖК РФ, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в черте г.Киселевска Кемеровской области, размером не менее 33 квадратных метров общей площади, исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной Постановлением Администрации г.Киселевска № от 18.07.2005 г. При этом источниками финансирования должны являться средства субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемые на эти цели Администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд, р е ш и л : Обязать Администрацию Киселевского городского округа Кемеровской области в срок до 01.01.2012 года предоставить Болдеревой Ю.С. ДД.ММ.ГГГГр., уроженке <данные изъяты>, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в черте г.Киселевска Кемеровской области, площадью не менее 33 кв.м., за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 17 октября 2011 года. Судья Е.В. Жукова