решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1545/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего - судьи Дадоновой Т.А.,

при секретаре Агаповой М.В.,

представителя истца – помощника прокурора г. Киселевск Михайловой И.В.,

представителя ответчика Гамовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киселевск

14 октября 2011 года

дело по иску Прокурора г.Киселевск в интересах Гусельникова Д.С.

к Администрации Киселевского городского округа

о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор в интересах Гусельникова Д.С. обратился в суд с иском к Администрации Киселевского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Киселевска рассмотрено обращение Гусельникова Д.С., который относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении его жилищных прав.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что Гусельников Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании Распоряжения Администрации г.Киселевска от 18.07.1995 г. № 475-р был передан под опеку бабушке Шаланской А.Н., так как мать умерла, отец лишен родительских прав.

Распоряжением Администрации города Киселевска от 16.05.2005 г. № 491-р Гусельников Д.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на 01.08.2011 г. номер очереди 375.

В настоящее время Гусельников Д.С. является совершеннолетним, не имеет собственного жилья, проживает у своей бабушки по <адрес>, обратился в прокуратуру города с заявлением о нарушении его жилищных прав и об оказании помощи в предоставлении ему вне очереди жилого помещения как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г. Гусельников Д.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите.

В соответствии со ст. 8 вышеуказанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данные требования Федерального закона дополнительно регламентированы ст. 1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67, которая предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищном Кодексом РФ, настоящим законом.

Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.п.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ.

Часть 4 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органа местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления наделены ст.19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. 25.07.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п. 9 введен Законом Кемеровской области от 17.04.2006 г. № 42-ОЗ) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 5, 7 ст. 19 ФЗ № 131 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Ст. 20 Закона Кемеровской области от 03.12.2010 г. № 18-ОЗ (ред. от 19.07.2011 г.) «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 30.1.2010 г.) введен в действие Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положениями ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 67-ОЗ от 16.05.2006 г. предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Однако федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы.

Таким образом, отказ исполнительного органа местного самоуправления – Администрации Киселевского городского округа от предоставления Гусельникову Д.С. жилого помещения является незаконным.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных прав в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст. 10 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г. за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Просит обязать муниципальное образование Киселевского городского округ в лице его Администрации предоставить Гусельникову Д.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не мене 33 кв.м. в черте г.Киселевска.

Представитель истца - помощник прокурора г.Киселевск Михайлова И.В. в судебном заседании уточнила ранее заявленные исковые требования, а именно просила обязать Администрацию Киселевского городского округа в срок до 01.01.2012 г. предоставить Гусельникову Д.С. благоустроенное изолированное жилое помещение, расположенное в черте Киселевского городского округа, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв.м., за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области.

Представитель ответчика - Администрации Киселевского городского округа Гамова Н.О., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования признала, пояснив, что из областного бюджета поступили средства субвенций для предоставления жилья очередникам среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Главного финансового управления Кемеровской области в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании положений ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., Гусельников Д.С. относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать умерла, а отец лишен родительских прав), и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите.

В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данные требования Федерального закона дополнительно регламентированы Законом Кемеровской области от 16.05.2006 г. №67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ, настоящим Законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 указанного Закона для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;

2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;

3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 17.04.2006 г. №42-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 г. № 49 утверждены «Методические рекомендации для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими», согласно п. 2 которых норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра.

Аналогичные положения содержаться в п.п. 1.1 п. 1 Постановления Администрации г. Киселевска от 18.06.2005 г. № 8 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, порогового значения дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению», согласно которому для учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра.

Положениями ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 67-ОЗ от 16.05.2006 г. предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно Закону Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 ноября 2005 года №124-ОЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что Гусельников Д.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>, проживающий и зарегистрированный в г. Киселевск по <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. отец был лишен родительских прав, а мать умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, решением Киселевского городского суда от 26.02.1997 г., а также распоряжением Администрации города Киселевска от 18.07.1995 г. № 475-р «О усыновлении (удочерении) и назначении опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми», согласно которому Шаланская А.Н. была назначена опекуном над несовершеннолетним Гусельниковым Д.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., принимая во внимание, что мать ребенка умерла, отец бросил.

В соответствии с Распоряжением Администрации г. Киселевска № 491-р от 16.05.2005 г. «Об утверждении списков для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Приложением к указанному распоряжению, Гусельников Д.С. был поставлен на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства, на 01.08.2011 г. номер очереди 375.

Согласно сообщению центра технической инвентаризации Филиал №25 БТИ от 26.09.2011 г. за Гусельниковым Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недвижимого имущества, расположенного в г. Киселевск Кемеровской области, не числится.

По сообщению Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области (Киселевский отдел) от 27.09.2011 г. , в регистрационной службе отсутствуют сведения о правах Гусельникова Д.С. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Согласно выписки из поквартирной карточки от 06.10.2011 г. выданной МУП ЕРКЦ, Гусельников Д.С. значится зарегистрированным по адресу г. Киселевск <адрес>.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Гусельников Д.С. относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Он получил статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, родился, зарегистрирован и проживает на территории Кемеровской области.

Гусельникову Д.С. распоряжением Администрации города Киселевска был назначен опекун - бабушка Шаланская А.Н., так как мать умерла, отец лишен родительских прав.

В настоящее время Гусельников Д.С. является совершеннолетним, не имеет собственного жилья, проживает у своей бабушки по <адрес>.

Исполнительный орган местного самоуправления - Администрация Киселевского городского округа, на который возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с момента постановки Гусельникова Д.С. на учет – 16.05.2005 г. и до настоящего времени не предоставил Гусельникову Д.С. какое – либо жилое помещение, чем существенно нарушил его законные права и интересы, в связи с чем суд считает, что уточненные истцом исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Таким образом, Администрация Киселевского городского округа обязана предоставить Гусельникову Д.С. вне очереди жилое помещение, соответствующее требованиям ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в черте г.Киселевск Кемеровской области, размером не менее 33 квадратных метров общей площади, исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной Постановлением Администрации г. Киселевска № 8 от 18.07.2005 г.

При этом источниками финансирования должны являться средства субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемые на эти цели Администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Администрацию Киселевского городского округа Кемеровской области в срок до 01.01.2012 года предоставить Гусельникову Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в черте г.Киселевск Кемеровской области, площадью не менее 33 кв.м., за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий Т.А. Дадонова