решение по иску о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя



Дело № 2-330/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Киселевск 06 марта 2012 года

Киселёвский городской суд Кемеровской области

в составе: председательствующего - судьи Матусовой Е.М.,

с участием истца – прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Григорьев Д.В.,

представителя ответчиков ОАО «Знамя» - Кирьянова Е.А.,

при секретаре – Бородкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Знамя» о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя,

у с т а н о в и л :

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Знамя» о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя.

Свои требования мотивирует тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по исполнению требований водного законодательства ОАО «Знамя».

В ходе проверки установлено, что ОАО «Знамя» при осуществлении деятельности, предусмотренной уставом, с нарушением требований ст.ст. 1,9, 11, 23, 39 Водного кодекса Российской Федерации, то есть самовольно использует поверхностный водный объект - реку <данные изъяты> через имеющиеся выпуски .

Проверкой установлено, что сбросы сточных вод в реку <данные изъяты> через выпуск осуществляются по настоящее время, что подтверждается справкой по сбросу канализационных вод за ДД.ММ.ГГГГ., согласно которым объем сброшенных сточных вод в р<данные изъяты> составил <данные изъяты> тыс.м3 при этом у ОАО «Знамя» отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Таким образом, деятельность ОАО «Знамя» по сбросу сточных вод по выпуску в реку <данные изъяты> в отсутствие решения о предоставлении водных объектов в пользование является самовольной, что является грубым нарушением ст.ст. 8, 9, 11, 21, 22, 23, 26, п.4 ст.44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г., ст.22, п.1 ст.23, ст.39, п.3 ст.34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми пользование водным объектом без решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод запрещено.

Кроме того, проведенной проверкой установлено, что ОАО «Знамя» в ходе осуществления основной производственной и хозяйственной деятельности по производству, распространению, хранению, перевозке взрывчатых веществ промышленного назначения, осуществляет сброс сточных вод по выпуску в реку <данные изъяты> в отсутствии специального разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, что является нарушением требований ч.4 ст. 23, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Проверкой установлено, что согласно расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-3 квартал ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Знамя» осуществило сброс следующих загрязняющих веществ, в отсутствии разрешение на сброс: азот аммонийный; БПК; взвешенные вещества; сухой остаток; нефтепродукты; железо; марганец; хлориды; сульфаты; нитрат-анион; нитрит-анион; фосфаты; -СПАВ; медь; цинк.

Согласно справкам по сбросу канализационных вод за ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Знамя» осуществило сброс сточных вод в <адрес> в объеме <данные изъяты> м3.

Кроме того, факт сброса загрязняющих веществ в <адрес> в отсутствии разрешения на сброс подтверждается также протоколами лабораторных анализов сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом oт ДД.ММ.ГГГГ, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом oт ДД.ММ.ГГГГ, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ОАО «Знамя» осуществляет сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект <адрес> в отсутствии разрешения на сброс.

В соответствие со ст.1 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-Ф3 «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» с 01 января 2007г. введен в действие Водный кодекс РФ.

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (п.1 ст.8 Водного кодекса РФ).

Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.

Согласно пп.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В соответствии с ч.4 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Согласно ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.

Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (ст. 3 Водного кодекса РФ). Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; приоритета охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды...

Согласно ч.1 ст.22 в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Частью 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п.4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды от 31.10.2008 №288, разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.2 указанного Административного регламента установлено, что разрешениях на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (далее - разрешение на сбросы) для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, массовые показатели сброса загрязняющих веществ (г/ч; т/м; т/г)), и утвержденный расход сточных вод (мЗ в час) для установления нормативов допустимых сбросов отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажные вод.

Таким образом, осуществление ОАО «Знамя» сброса сточных вод в поверхностный водный объект нарушает установленные водным законодательством РФ требования по охране водных объектов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов:

-      допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Осуществление ОАО «Знамя» незаконного сброса сточных вод в водный объект нарушает права Российской Федерации, как собственника природных ресурсов - <адрес>, а также конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Исходя из требований ст.22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

Учитывая вышеизложенное просит обязать открытое акционерное общество «Знамя» получить решение о предоставлении водного объекта - река <данные изъяты> в пользование для осуществления сброса сточных вод через выпуск , в порядке, установленном водным законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать открытое акционерное общество «Знамя» получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду по выпуску в реку <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В ходе судебного разбирательства по делу истец Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор Григорьев Д.В. изменил ранее заявленные исковые требования в части срока возложения на ответчика обязанностей, указанных в исковом заявлении, просит обязать открытое акционерное общество «Знамя» получить решение о предоставлении водного объекта - река <данные изъяты> в пользование для осуществления сброса сточных вод через выпуск , в порядке, установленном водным законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать открытое акционерное общество «Знамя» получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду по выпуску в реку <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Кирьянова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года со всеми правами стороны в процессе, в судебном заседании исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя с учетом их изменения признала в полном объеме, на вынесение решения согласна.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Истец Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор Григорьев Д.В. в судебном заседании пояснил, что согласен на принятие судом признания иска ответчиком и на вынесение решения по делу.

Сторонам разъяснены последствия принятия судом признания иска представителем ответчика, предусмотренные п.3 ст. 173 ГПК РФ, а именно, что при признании иска представителем ответчика и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 173 ч. 3, 68 ч. 2 ГПК РФ, представителю ответчика судом разъяснены и понятны. Суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика ОАО «Знамя» Кирьянова Е.А., поскольку это в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать открытое акционерное общество «Знамя» получить решение о предоставлении водного объекта – река <данные изъяты> в пользование для осуществления сброса сточных вод через выпуск , в порядке, установленном водным законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать открытое акционерное общество «Знамя» получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду по выпуску в реку <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента вынесения.

Судья Е.М.Матусова