Дело № 2-138 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Киселевск 23 января 2012 год Киселевский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Смердина А.П., при секретаре Федяниной О.Н., с участием сторон: представителя истца – помощника прокурора города Киселевска Кемеровской области Гринимаер О.А., представителя ответчика - администрации Киселевского городского округа Гамовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске гражданское дело по иску прокурора города Киселевска в интересах Малкова Н.А. к администрации Киселевского городского округа о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор г.Киселевска в интересах Малкова Н.А. обратился в суд с иском к администрации Киселевского городского округа о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Малков Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании Распоряжения администрации г.Киселевска от 20.06.1997г. №467-р был помещен в МОУ «Школа-интернат №» города Киселевска на полное государственное обеспечение. Решением Киселевского городского суда от 19 декабря 1996 года родители Малкова Н.А. – отец М. и мать С лишены родительских прав. В настоящее время местонахождение матери неизвестно, отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации г.Киселевска от 17.01.2005г. №23-р Малков Н.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок –сирота. Очередь является льготной, на 01.11.2011г. номер очереди – № В 2006 году ему было выделено койко-место в общежитии, расположенном по <адрес>, где и прописан с 15.02.2006г. Однако, из-за невозможности проживания в комнате Маков Н.А. вынужден проживать у знакомых ему людей. Малков Н.А. не имея собственного жилья, обратился в прокуратуру города с заявлением о нарушении его жилищных прав и об оказании ему помощи в предоставлении ему вне очереди жилого помещения как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ст.1 и ст.8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. Малков Н.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите. Как лицо, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По правилам ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67, Малкову Н.А. должно быть предоставлено жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищном Кодексом РФ, настоящим законом. Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.п. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ. Часть 4 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органа местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 07.06.2005г. №49 утверждены «Методические рекомендации для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими». Согласно п.2 которых норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 13 квадратных метров общей площади на 1-го человека на семью из двух человек и более, на одного проживающего гражданина – 33 квадратных метра. Аналогичные положения содержаться в п.п.1.1 п.1 «постановления Администрации г. Киселевска от 18.06.2005г. №8 «об установлении учетной нормы площади жилого помещения, порогового значения дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению». В соответствии с правилами ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления наделены ст.19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. 25.07.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ №131). Пунктом 9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. №124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п. 9 введен Законом Кемеровской области от 17.04.2006 г. № 42-ОЗ) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно правилам ч.5, 7 ст.19 ФЗ № 131 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Положениями ст.4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. №67 предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно Закону Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 ноября 2005 года №124-ОЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть источниками финансирования являются средства субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемые на эти цели Администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области. Вопреки требованиям действующего законодательства жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения для постоянного места проживания Малкову Н.А. до настоящего времени не предоставлено, что повлекло нарушение его законных прав и интересов. Согласно правилу ст.10 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина РФ гарантируется статьей 45 Конституции РФ. Согласно правилам ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан, о защите нарушенных прав в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Прокурор города Киселевска в интересах Малкова Н.А. просит суд обязать администрацию Киселевского городского округа Кемеровской области предоставить Малкову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на условиях договора найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в черте г.Киселевска Кемеровской области, площадью не менее 33 кв.м., за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области. Истец Малков Н.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении судебной повестки, уважительность причин своей не явки суду не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Представитель истца – помощник прокурора города Киселевска Гринимаер О.А. в интересах Малкова Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Киселевского городского округа – Гамова Н.О., действующая на основании доверенности от 10.02.2011г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и представила отзыв на исковое заявление. В отзыве ответчик указывает, что вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления хоть и наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но все-таки за счет средств, выделенных из областного бюджета. По мнению администрации Киселевского городского округа жилое помещение должно быть предоставлено Малкову Н.А. безусловно вне очереди, но и, не нарушая права других лиц, принадлежащих данной категории граждан, к тому же за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете. В связи с этим администрации Киселевского городского округа просит суд в резолютивной части решения указать срок не позднее 01.06.2012г. о предоставлении жилья Малкову Н.А. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Главное финансовое управление Кемеровской области о месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. Представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки. Суду представлено письменное возражение на исковое заявление, в котором представитель Главного финансового управления Кемеровской области указывает, что если жилое помещение закреплено не было по вине органов местного самоуправления, то предоставления жилья должно осуществляться в порядке возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов местного самоуправления. В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органам местного самоуправления также передаются финансовые средства для их реализации. Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Главное финансовое управление Кемеровской области считает, что исковое заявление в части предоставления жилого помещения на условиях социального найма за счет средств субвенции из областного бюджета, удовлетворению не подлежит. Для того, чтобы предоставить жилое помещение по договору социального найма детям-сиротам, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещение в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Главное финансовое управление Кемеровской области действует на основании Положения о Главном финансовом управлении Кемеровской области, утвержденном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.10.2007г. № 283, в соответствии с которым ГФУ КО составляет и исполняет областной бюджет. В связи с этим, в компетенцию ГФУ КО не входит решение вопросов, связанных с жилищным фондом, социальной защиты, а также отсутствуют полномочия на представление в суде интересов органов местного самоуправления, поэтому считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Администрацией г. Киселевска. Представитель истца – помощник прокурора города Киселевска Гринимаер О.А. не возражала об указании, в резолютивной части решения, по просьбе ответчика, срок не позднее 01.06.2012г. о предоставлении жилья Малкову Н.А. Суд, выслушав стороны, изучив возражения на иск, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования прокурора г.Киселевска в интересах Малкова Н.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании правил ст.1, ст.8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года Малков Н.А. относится к категории детей оставшихся без попечения родителей (родители лишены родительских прав) и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите. По окончании пребывания в образовательном учреждении Малков Н.А. обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также по правилам ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 мая 2006 года №67, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ, настоящим законом. В соответствии с правилами ч.3 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №67-ОЗ от 16 мая 2006 года для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область; 2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; 3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации. Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 17 апреля 2006 года №42-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями. В том числе по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с правилами ч.4 ст.49, п.2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ, Малков Н.А., как ребёнок – сирота, окончивший МОУ «Школа-интернат №12» города Киселевска, должен был быть обеспечен вне очереди жильём по договору социального найма в домах муниципального жилищного фонда органом местного самоуправления. Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 07 июня 2005 года № 49 утверждены «Методические рекомендации для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими». Согласно п.2 которых, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра. Аналогичные положения содержаться в п.п. 1.1 п.1 Постановления администрации города Киселевска от 18.06.2009г. №8 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, порогового значения дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению». Статья 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №67-ОЗ от 16 мая 2006 года предусматривает, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно Закону Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 ноября 2005 года №124-ОЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании из пояснений сторон и письменных доказательств установлено и не оспаривается сторонами, то что: истец Малков Н.А. родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения в городе <адрес> Кемеровской области, что подтверждается свидетельством о рождении <данные изъяты>, выданным ОЗАГС г.Киселевска, в котором в графе родители указаны: отец – М., мать – С (л.д. 12); Малков Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как в отношении него родители отец М. и мать С решением Киселевского городского суда от 19.12.1996 года лишены родительских прав (л.д.20); отец - М. умер ДД.ММ.ГГГГ в г.Киселевске, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>, выданным ОЗАГС г. Киселевска ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), а о местонахождении матери – С ничего неизвестно; распоряжением администрации города Киселевска от 20.06.1997 года №467-р «Об определении несовершеннолетних детей в государственные воспитательные учреждения» (л.д.16), Малков Н.А. помещен в школу-интернат № (л.д.16); на основании справки директора МОУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. №620 Малков Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МОУ «<данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении. Был зарегистрирован по адресу <адрес> (л.д.17); в соответствии с Распоряжением Администрации г.Киселевска от 17.01.2005г. №23-р «Об утверждении списков для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Приложением к указанному распоряжению, Малков Н.А. был поставлен на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства (л.д.14-15); по сообщению зам. начальника Управления городского развития администрации Киселевского городского округа от 23.01.2012г. №14 (л.д.43) Малков Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен по улучшению жилищных условий распоряжением администрации г. Киселевска от 17.01.2005г. №23-р на 01.01.2012г., номер очереди – №; по сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра, кадастра и картографии по Кемеровской области (Киселевский отдел) от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.18) в регистрационной службе отсутствуют сведения о правах Малкова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества; согласно сообщению центра технической инвентаризации Филиал № БТИ от ДД.ММ.ГГГГ № за Малковым Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недвижимого имущества в г. Киселевск не зарегистрировано (л.д. 39). На основание вышеизложенного, в судебном заседании установлено, что Малков Н.А. относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Он получил статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, родился, зарегистрирован и проживает на территории города Киселевска Кемеровской области. В настоящее время Малков Н.А. является совершеннолетним. Малков Н.А. не имеет собственного жилья, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок-сирота. В 2006 году ему было выделено койко-место в общежитии, расположенном по <адрес>, где он прописан с ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствуют данные паспорта Малкова Н.А. (л.д.11). Исполнительный орган местного самоуправления - администрация Киселевского городского округа, на который возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с момента постановки Малкова Н.А. на учет (17.01.2005г.) и до настоящего времени не предоставил Малкову Н.А. какое – либо жилое помещение. Ответчик существенно нарушил его законные права и интересы, поэтому исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как по правилам п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ Малкову Н.А. жилое помещение по договору социального найма ответчиком не было предоставлено своевременно вне очереди. Администрация Киселевского городского округа обязана предоставить Малкову Н.А. вне очереди жилое помещение, соответствующее требованиям ч.2 ст.15 ЖК РФ, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в черте г.Киселевск Кемеровской области, размером не менее 33 квадратных метров общей площади, исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной Постановлением администрации г.Киселевска №184 от 21.12.2005г. (л.д.47-48). Суд соглашается с мнением представителей ответчика и истца об указании срока предоставления жилья Малкову Н.А. не позднее 01.06.2012г., что отвечает требованиям разумности и справедливости по реализации права истца на жильё и возможности ответчика исполнить решение суда за счёт денежных средств предусмотренных в виде субвенций и перечисляемых в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Возражения третьего лица - главного финансового управления Кемеровской области, о том, что исковое заявление в части предоставления жилого помещения на условиях социального найма за счет средств субвенции из областного бюджета, удовлетворению не подлежит, суд находит не подлежащими удовлетворению. Так как стороны и третье лицо, в отзыве, не оспаривали того, что чтобы предоставить жилое помещение по договору социального найма детям-сиротам, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещение в муниципальную собственность, на денежные средства, поступающие из областного бюджета за счёт субвенций на данные цели, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам. При этом источниками финансирования должны являться средства субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемые на эти цели администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, решил: обязать администрацию Киселевского городского округа Кемеровской области не позднее 01 июня 2012 года предоставить Малкову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Кемеровской области, вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, расположенное в черте города Киселевска Кемеровской области, площадью не менее 33 кв.м., за счет средств субвенций на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации Киселевского городского округа из бюджета Кемеровской области. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 23 января 2012 года. Судья А.П. Смердин