решение по иску о понуждению к исполнению обязанностей водопользователя



Дело № 2-451/2012

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе: председательствующего- судьи Дягилевой И.Н.

при секретаре- Ефимовой К.В.

с участием представителя ответчика- Замараева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске

22 марта 2012 года

гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к <данные изъяты> о понуждению к исполнению обязанностей водопользователя,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенной круга лиц к <данные изъяты> о понуждении к исполнению обязанностей водопользователя.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что <данные изъяты> при осуществлении деятельности, предусмотренной Уставом, нарушает требования ст.ст. 1, 9, 11, 23, 39 Водного кодекса Российской Федерации, то есть самовольно использует поверхностный водный объект - ручей Вольный приток реки <адрес> через имеющиеся выпуски и , а также река <адрес> через имеющийся выпуск . Сброс смешанных сточных вод через выпуск осуществляется в отсутствие решения органа государственной власти о предоставлении вышеуказанных водных объектов в пользование для сброса сточных вод, что является грубым нарушением ст.ст. 8, 9, 11, 21, 22, 23, 26, п.4 ст.44 Водного кодекса РФ, ст.22, п.1 ст.23, ст.39, п.3 ст.34 ФЗ от 10 февраля 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми пользование водным объектом без решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод запрещено. Установлено, что водопользователем не разработаны нормативы допустимого сброса (НДС) на вышеуказанные выпуски, утвержденные Отделом водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления, а также отсутствуют разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. В период проведения проверки <данные изъяты> получено решение -ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении водного объекта - ручей <адрес> в пользование для сброса сточных и дренажных вод. В связи с изложенным, использование водного объекта - <адрес> для сброса сточных вод через выпуск осуществляется ответчиком в отсутствии решения на водопользование - документа, на основании которого возникаетправо пользования водным объектом, а также по выпускам , и - в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Согласно сведениям об использовании воды отчета 2 ТП (водхоз) <данные изъяты> в 2010 году осуществило водоотведение в водный объект ручей <адрес> приток реки <адрес> в объеме <данные изъяты>. Согласно сведениям журналов учета водоотведения другими способами <данные изъяты> в период ДД.ММ.ГГГГ осуществило сброс сточных вод в объеме <данные изъяты>. Согласно сведениям журнала учета водоотведения средствами измерения <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ осуществило водоотведение в водный объект река <адрес> в объеме <данные изъяты> В соответствии с предоставленными предприятием Расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за период ДД.ММ.ГГГГ также усматривается, что <данные изъяты> в текущем году продолжает осуществлять незаконное водопользование путем сброса загрязняющих веществ со сточными водами через выпуски и в ручей <адрес> приток реки <адрес>, а также через выпуск в реку <адрес>. Так, в водные объекты осуществляется сброс азот аммонийный; нитрат - анион NO3; нитрат - анион NO2; БГЖ; взвешенные вещества; железо; марганец; медь; нефтепродукты; никель; свинец; СПАВ; сульфаты; сухой остаток; фенол; фосфаты (Р); хлориды; хром; цинк; кальций; магний. В соответствие со ст.1 ФЗ от 3 июня 2006 № 73-Ф3 «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2007 года введен в действие Водный кодекс РФ. Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (п.1 ст.8 Водного кодекса РФ). Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ. Согласно пп.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В соответствии с ч.4 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В соответствии с п. 1 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. Согласно ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (ст.З Водного кодекса РФ). Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; приоритета охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч.2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Согласно 4.1 ст. 22 указанного ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Частью 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно п.4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды от 31.10.2008 №288, разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Пунктом 4.2 указанного Административного регламента установлено, что в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (далее - разрешение на сбросы) для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, массовые показатели сброса загрязняющих веществ (г/ч; т/м; т/г)), и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) для установления нормативов допустимых сбросов отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод.

Таким образом, осуществление <данные изъяты> сброса сточных вод в поверхностные водные объекты нарушает установленные водным законодательством РФ требования по охране водных объектов.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Осуществление <данные изъяты> незаконного сброса сточных вод в водный объект нарушает права Российской Федерации, как собственника природных ресурсов - ручья Вольный (притока реки <адрес>) и реки <адрес>, а также конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст.45 Конституции Российской Федерации, ст.1 ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», ст.45 ГПК РФ, Новокузнецкий межрайонный прокурор просит обязать закрытое акционерное общество <данные изъяты> получить решение о предоставлении водного объекта - река <адрес> в пользование для осуществления сброса сточных вод через выпуск , в порядке, установленном водным законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, получить разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду по выпускам и в водный объект - ручей <адрес> (приток реки <адрес>) и по выпуску в реку <адрес>.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец уточнил исковые требования, просил обязать <данные изъяты> получить разрешение о предоставлении водного объекта – реки <адрес> в пользование для осуществления сброса сточных вод через выпуск в порядке, установленном водным законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать <данные изъяты> получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду по выпускам и в водный объект – ручей <адрес> (приток реки <адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ и по выпуску в реку <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев дело в отсутствие представителя Новокузнецкой природоохранной прокуратуры.

Представитель ответчика <данные изъяты> Замараев С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признал полностью.

Последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ представителю ответчика разъяснены судом и понятны.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты судебных расходов при подаче искового заявления, в связи с чем, государственная пошлина соответствии со ст.ст. 333.19 и 333.20 НК РФ в сумме 2000 рублей подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать <данные изъяты> <данные изъяты> получить разрешение о предоставлении водного объекта – реки <адрес> в пользование для осуществления сброса сточных вод через выпуск в порядке, установленном водным законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать <данные изъяты> <данные изъяты> получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду по выпускам и в водный объект – ручей <адрес> (приток реки <адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ и по выпуску в реку <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с <данные изъяты> <данные изъяты> государственную пошлину в бюджет в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения.

Судья: И.Н. Дягилева