решение по иску о признании права собственности



Дело №2-198/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего - судьи Жуковой Е. В.,

при секретаре - Чичкиной О.Ю.

с участием истца - Глебовой Т.А.,

представителя ответчика - Зыбкиной К.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Киселевске Кемеровской области 08 февраля 2012 года

гражданское дело по иску Глебовой Т.А.

к Администрации Киселевского городского

округа

о признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Глебова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права собственности. Заявленные требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и М. был заключен договор купли-продажи двухкомнатной жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. Условия договора сторонами сделки исполнены полностью, оплата по сделке купли – продажи произведена, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с условиями договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, он является актом приема-передачи. Нотариальное удостоверение сделки законом не предусмотрено и не совершалось. Она проживает в этой квартире с момента заключения договора по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ продавец М. умер, родственников у него не было, захоронение осуществлялось за счет средств муниципального образования. По причине смерти продавца, они не успели своевременно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением установленной формы о государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на квартиру от продавца к ней, в порядке, установленном законом, что не может служить основанием для ограничения ее прав, как лица, добровольно исполнившего все обязанности, возложенные на него договором. При таких обстоятельствах ее право собственности может быть признано только в судебном порядке.

Согласно оценке ООО «Агентство недвижимости и оценки», вышеуказанная квартира оценена в <данные изъяты> рублей.

Ссылаясь на положения ст.ст.131, 223, 454, 550, 551 ГК РФ, просит признать за ней право собственности на квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Истец Глебова Т.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить, дополнительно пояснив, что является индивидуальным предпринимателем по оказанию юридических услуг. В декабре 2010 года к ней обратился М. с просьбой помочь ему в оформлении наследства, оставшегося после смерти его матери М.Г.А., а именно: 1/2 долю в праве собственности на квартиру, расположенную в <адрес>. Он выдал ей нотариальную доверенность на совершение указанных действий.

В марте 2011 года возникла необходимость выезда техника БТИ на квартиру для ее осмотра, она несколько раз звонила М., но телефон не отвечал, тогда она вынуждена была поехать кс ней разговор о продаже своей квартиры, так как на вырученные деньги хотел приобрести жилой дом. Он предложил ей купить у него квартиру за <данные изъяты> тысяч рублей, на что она ответила отказом, поскольку квартира находилась в запущенном состоянии, требовался ремонт. Тогда М. уговорил ее купить квартиру по цене <данные изъяты> тысяч рублей, она согласилась, но попросила время для того, чтобы собрать такую сумму денег. Они запланировали оформить наследство и зарегистрировать за М. право собственности на 1/2 долю, принадлежащую его умершей матери, на май 2011 года, а затем оформить и зарегистрировать в органах юстиции и саму сделку купли-продажи. Примерно ДД.ММ.ГГГГ М. снова пришел к ней, начал торопить с оформлением документов, так как присмотрел себе жилой дом и с него требовали задаток в пределах <данные изъяты> рублей, тогда она поехала к родственнице в <адрес>, с целью обменять деньги, которые она собиралась уплатить М. за квартиру, на более крупные купюры, достоинством в <данные изъяты> рублей. Денежные средства в размере <данные изъяты> тысяч рублей она собрала следующим образом: <данные изъяты> тыс. рублей – были ее личные сбережения, которые она сняла со сберегательных книжек, <данные изъяты> тыс. рублей она заняла у старшей дочери, и <данные изъяты>. рублей – заняла у Ж.

ДД.ММ.ГГГГ она пригласила М. к себе в офис, чтобы произвести расчет за квартиру, в присутствии свидетелей отдала ему деньги за покупку квартиры в полном объеме, а М., в свою очередь, отдал ей ключи от квартиры, чтобы она начинала там делать ремонт, больше М. она не видела.

Примерно ДД.ММ.ГГГГ она пришла в квартиру по <адрес>, входная дверь была открыта, как будто ее выбили, в квартире никого не было, а спустя какое-то время она узнала, что М. умер. С ДД.ММ.ГГГГ она открыто и добросовестно владеет указанной квартирой, произвела в ней ремонт, оплачивает коммунальные услуги и гасит задолженность М. по кварт.плате.

При жизни М. не говорил, что у него имеются какие – либо родственники, при оформлении наследства за умершей матерью М. также никакие наследники не объявлялись, однако после его смерти объявилась некая Ал.. – якобы двоюродная тетя М. Сам М. при жизни произвел на нее хорошее впечатление, по нему нельзя было сказать, что он употребляет спиртные напитки, либо очень болен.

Представитель ответчика - Администрации Киселевского городского округа Зыбкина К.Ф., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что считает Администрацию Киселевского городского округа ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку истцом не представлено доказательств отсутствия наследников у умершего продавца квартиры, расположенной в <адрес>. Кроме того, в ходе судебного разбирательства выяснилось, что на наследственное имущество – квартиру умершего М. претендуют его родственники, поэтому признание права собственности за истцом может повлечь нарушение их наследственных прав. Просила отказать в удовлетворении исковых требований Глебовой Т.А. о признании за ней права собственности на квартиру.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Киселевский отдел, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.

Свидетель К., допрошенный в судебном заседании 20.01.2012 г., пояснил, что знаком с истицей, поскольку ее офис расположен рядом с офисом его знакомой А. по <адрес>. Иногда Глебова Т.А. приглашает их поприсутствовать в качестве свидетелей при оформлении сделок. В конце мая 2011 года Глебова Т.А. также пригласила его и А. засвидетельствовать факт передачи денежных средств при оформлении сделки. В офисе Глебовой Т.А. они увидели седоватого мужчину, не очень старого, одет мужчина был прилично, он сидел за столом и читал договор. После того, как он прочитал договор, Глебова достала из сейфа пачку денежных купюр достоинством в <данные изъяты> рублей каждая, завернутых в бумагу, всего в этой пачке было <данные изъяты> рублей, сумму озвучила сама Глебова Т.А., и передала их мужчине, попросив пересчитать их. Мужчина пересчитал деньги и сказал, что все правильно, после чего расписался в расписке, в которой затем расписался он и А. Глебова пояснила им, что покупает у этого мужчины квартиру по <адрес>, и сказала, что они намерены оформить документы на квартиру на ее имя, а также попросила этого мужчину через неделю освободить квартиру, так как она собиралась произвести в ней ремонт. Перед тем, как подписать расписку он быстро прочитал ее, это была обыкновенная стандартная расписка о передаче денег.

Свидетель А. в судебном заседании 20.01.2012 г. дала аналогичные показания, а также пояснила, что после подписания расписки мужчина переда Глебовой Т.А. ключ от своей квартиры.

Свидетель Г.. допрошенная в судебном заседании 20.01.2012 г., пояснила, что знакома с истицей, так как она помогала ей оформить сделку купли-продажи квартиры. Когда они оформляли сделку, Глебова посоветовала ей не отдавать деньги продавцу без свидетелей, поскольку у нее самой был случай, что она отдала продавцу по фамилии М. деньги за квартиру, а тот потом скоропостижно умер, не успев оформить сделку купли-продажи квартиры надлежащим образом. Она также помнит, что М. приходил к ней в магазин ДД.ММ.ГГГГ с купюрой достоинством в <данные изъяты> рублей, она спросила у него, где он взял такие деньги, на что тот ответил, что продал свою квартиру. Она знала М., как жителя района, она часто давала ему продукты в долг. Ей известно, что он нигде не работал, пьяным она его никогда не видела, вел он себя всегда адекватно, на здоровье не жаловался. Ранее он ей говорил, что у него умерла мать, про других родственников никогда разговора не было.

Свидетель Ф. в судебном заседании пояснила, что проживает в <адрес> с 2008 года. Ей известно, что по - соседству с ней в <адрес> ранее проживал М., который выпивал, лично его она не знала, только здоровались. Примерно в марте 2011 года он перестал пить и сообщил ей, что хочет поменять свою квартиру на жилой дом, так как ему тяжело оплачивать коммунальные услуги, затем он снова запил. Летом 2011 года от соседей она узнала, что М. умер, и в квартире стала проживать Глебова Т.А., которая пояснила, что купила эту квартиру у М. и, поскольку квартира находилась в запущенном состоянии, то она производит в ней ремонт. Родственников М. она никогда не видела, ранее с ним жила его мать, потом она умерла и М. стал жить один. От соседей ей стало известно, что когда он умер, то еще дня 2-3 находился в квартире, пока соседи не почувствовали характерных запах, его похороны производились за счет государства.

Свидетель А. в судебном заседании пояснил, что он женат на старшей дочери Глебовой Т.А. в июне 2011 года он помогал Глебовой Т.А. перевезти в ее новую квартиру, расположенную по <адрес> в <адрес> стол, стулья и кое-какие вещи, необходимые для уборки квартиры. В подъезде им встретился продавец данной квартиры - М., который пообещал съехать из квартиры через 10 дней. Подробностей сделки купли-продажи квартиры Глебова ему не рассказывала, но примерно ДД.ММ.ГГГГ он одалживал ей деньги на покупку данной квартиры в сумме <данные изъяты> рублей, которые она уже вернула.

Свидетель Ан. в судебном заседании пояснил, что Глебова Т.А. доводится ему сватьей. В марте – апреле 2011 года Глебова Т.А. приезжала к ним в <адрес>, чтобы его супруга помогла поменять ей деньги на более крупные купюры, достоинством в <данные изъяты> рублей, для рассчета за квартиру, которую Глебова Т.А. собиралась покупать. В июле 2011 года он сам приезжал к Глебовой в ее новую квартиру, расположенную по <адрес>, чтобы помочь ей с ремонтом электропроводки. Подробности сделки купли-продажи квартиры ему неизвестны, но со слов Глебовой Т.А. знает, что после покупки квартиры ее продавец неожиданно умер. В настоящее время Глебова Т.А. отремонтировала квартиру - заменила входные двери и произвела косметический ремонт.

Свидетель Р.. в судебном заседании пояснила, что в мае 2011 года заняла Глебовой Т.А. <данные изъяты> рублей сроком до ДД.ММ.ГГГГ года, для приобретения квартиры. Со слов Глебовой Т.А. ей известно, что она покупала квартиру у мужчины по фамилии М.. Подробности сделки ей неизвестны, но потом Глебова Т.А. ей сказала, что этот мужчина умер. В настоящее время Глебова Т.А. долг полностью еще не вернула, отдает его частями.

В письменных материалах дела имеются:

- копия договора о передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП ЖЭХ и М., согласно которому М. передана в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>, зарегистрированный в Киселевском отделении Росреестра КО ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29);

- копия Договора дарения 1/2 доли в праве собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что М. передал безвозмездно в собственность М.Г.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную в <адрес> (л.д.13);

- копия свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес>, выданного Главным управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, является М.Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12);

- копия договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Глебовой Т.А. приобретает у М. двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную на четвертом этаже в пятиэтажном панельном доме.

Из п.2 указанного договора усматривается, что 1/2 доля принадлежит продавцу на праве собственности, а другая 1/2 доля принадлежит на праве собственности матери продавца – М.Г.А.. умершей ДД.ММ.ГГГГ, и необходимо оформление наследства.

Согласно п.11, стороны пришли к соглашению, что заключение и регистрация договора купли – продажи отчуждаемой квартиры отсрочена на 2 месяца, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, до получения продавцом свидетельства о праве собственности на 1/2 долю после умершей матери продавца (л.д.6-7);

- копия расписки от ДД.ММ.ГГГГ., из которой следует, что М. в присутствии свидетелей К. и А. получил от Глебовой Т.А. денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей в счет оплаты стоимости проданной жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.8);

- выписка из записи акта гражданского состояния от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.27).

- выписка из записи акта гражданского состояния от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой М.Г.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.37).

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст.223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с положениями ч.1 ст.551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В судебном заседании из пояснений истца Глебовой Т.А. установлено, что она приобрела у М. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиру, расположенную в <адрес>, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., стоимостью <данные изъяты> рублей, сделка совершена в надлежащей форме, однако не зарегистрирована в Киселевском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в виду смерти продавца М., в силу чего просит признать за ней право собственности на указанную квартиру.

Между тем, в судебном заседании установлено, что каких – либо документов, подтверждающих право М. на продажу указанной квартиры целиком на момент заключения договора купли-продажи квартиры, не имелось. Как следует из материалов дела, 1/2 доля в праве собственности на указанную квартиру на момент заключения договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ находилась в собственности умершей матери М. - М.Г.А., свои наследственные права после смерти матери М. не оформил надлежащим образом.

Более того, именно в силу указанного обстоятельства стороны, согласно п.11 договора купли – продажи, определили, что заключение и регистрация договора купли – продажи отчуждаемой квартиры отсрочена на 2 месяца, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, до получения продавцом свидетельства о праве собственности на 1/2 долю после умершей матери продавца. Таким образом, данный договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ может быть расценен лишь как предварительный договор купли – продажи, и не более того.

В учетом вышеизложенного, то обстоятельство, что, в соответствии с п.5 указанного договора, расчет между сторонами был произведен полностью до подписания настоящего договора, и распиской от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой М., в присутствии свидетелей К. и А., получил от Глебовой Т.А. денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей в счет оплаты стоимости проданной им жилой квартиры, не может быть принят судом во внимание, как основание для возникновения прав истца на указанную квартиру.

Более того, из заявления Ал., поступившего в суд в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, установлено, что она является единственной наследницей по закону после смерти М., в связи с чем обратилась к нотариусу Меремьяниной С.В. с заявлением о принятии наследства, на основании чего заведено наследственное дело , и иском Глебовой Т.А. затрагиваются ее наследственные права (л.д.31-32).

Определением Киселевского городского суда от 30.12.2011 г. в удовлетворении ходатайства Ал. о привлечении ее к участию а данном деле было отказано, поскольку в настоящее время она не получала свидетельство о праве на наследство, то есть не имеет статуса наследника, однако, из указанных обстоятельств усматривается, что в данном случае имеется спор о праве на открывшееся наследственное имущество после смерти М.

С учетом всего вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Глебовой Т.А. о признании за ней права собственности на квартиру, расположенную в <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Глебовой Т.А. к Администрации Киселёвского городского округа о признании права собственности на квартиру – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13 февраля 2012 года.

Судья Жукова Е.В.