И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Киселевский городской суд Кемеровской области в составе: председательствующего- Отрубенниковой Г.А. при секретаре- Мироновой Т.Н., с участием заявителя- Елескина Г.И., представителя ответчика Администрации Киселевского городского округа - Гамовой Н.О. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске 28 мая 2012 года дело по заявлению: Елескин Г.И. к Администрации Киселевского городского округа, Финансовому Управлению г. Киселевска о признании отказа Администрации Киселевского городского округа в льготном обеспечении жильем по основанию аварийности дома, а также как выпускника школы интерната № 12 на внеочередное получение жилья дискриминационным, об обязании Администрацию Киселевского городского округа восстановить нарушенное право на льготное внеочередное обеспечение жильем, взыскании морального вреда. У С Т А Н О В И Л: Заявитель обратился в суд с заявлением о признании отказа Администрации Киселевского городского округа в льготном обеспечении жильем по основанию аварийности дома, а также как выпускника школы интерната № 12 на внеочередное получение жилья дискриминационным, об обязании Администрацию Киселевского городского округа восстановить нарушенное право на льготное внеочередное обеспечение жильем, взыскании морального вреда, свои требования мотивируя тем, что 04.07.1997 года он обратился в Администрацию Киселевска с заявлением об обеспечении жильем по основаниям аварийного состояния дома, а равно и другого права как выпускника школы интерната № 12 не имеющего родителей. К заявлению были мною приложены справка председателя уличного комитета от 03.07.1997 о том, что я проживаю в аварийном доме по <адрес>, № и справка школы интерната № 12, из которой следовало, что я являюсь его выпускником. В июле 1997 года ко мне приезжала комиссия во главе с начальником отдела по учету и распределению жилья Шлык Н.И., по итогам которой был составлен акт проверки жилищных условий, и мне предлагали мне комнату в общежитии, но я настаивал на выделении квартиры. Дом с 1997 года врос в землю по уровню окон, полы сгнили и я ставил подпорки под потолки, неоднократно обваливающиеся, и с 1997 года, когда он стал опасным для проживания, я вынужден жить в гараже, поскольку не имею иного выбора. Отказывая в льготном предоставлении жилья, Администрация Киселевска ссылалась на износ дома <данные изъяты>, которого недостаточно для признания его аварийным, однако Акт об установленном износе дома, грубо искажал реальность, поэтому у меня есть уверенность, что он злонамеренно фальсифицировал относительную безопасность жилья с целью препятствий к его получению. Однако еще в 1991 году, в бытность моей работы на шахте «Черкасовская» и Актом комиссии от предприятия, дом признавался аварийным, а я готовился к строительству нового на его месте. Неоднократно обращаясь в прокуратуру, с жалобой на незаконный отказ Администрации Киселевска в обеспечении жильем, я указывал на аналоги моего случая, как выпускника школы интерната, в судебной практике. Право на включение его в льготный список на внеочередное предоставление жилой площади должно быть обеспечено независимо от срока давности, поскольку он был лишен его незаконно, и не знал этого. Право на льготное внеочередное обеспечение его жильем Администрация г. Киселевска нарушает в результате должностного злоупотребления и дискриминации его в праве на жилье. В настоящее время износ его дома составляет <данные изъяты> т.е. согласно действующим государственным нормативам дом считается аварийным. В ходе судебного разбирательства заявитель заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель Администрации Киселевского городского округа – заявленные требования не признала, пояснив, что Елескин Г.И., что заявитель в 1997 году обратился в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на очередь на получение жилого помещения. Распоряжением администрации г. Киселевска от ДД.ММ.ГГГГ № он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях, хотя согласно Списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях Елескин состоял как воспитанник детского дома за номером <данные изъяты> После расформирования списка специалистами жилищного отдела администрации г. Киселевска были составлены отдельные списки по категориям, в связи с этим Елескин значится в Списке на улучшения жилья на общих основаниях. Номер очереди -<данные изъяты>. Распоряжения Администрации г. Киселевска о постановке Елескина на льготную очередь не имеется. Кроме того, у Елескина нет заключения межведомственной комиссии о признании его дома аварийным, в связи с этим, его требования в льготном обеспечении жильем в связи с аварийностью его дома, незаконны. Представитель заинтересованного лица – Финансового управления г. Киселевска о дне слушания дела извещен, в суд не явился. В ходе судебного разбирательства представитель пояснял, что Финансовое Управление г. Киселевска является не надлежащим ответчиком, т.к. не отвечает по обязательствам Муниципального образования «Городской округ «город Киселевск» и органов местного самоуправления, они организуют исполнение и исполняют бюджет города Киселевска. Выслушав стороны, заслушав свидетелей, суд считает, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Так, в соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся такие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет ( часть 1 ст. 57 ЖК РФ) и установил исключение для отдельных категорий граждан, которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 статьи 57 ЖК РФ к таким категориям отнесены дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ-№ 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительтсвом), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы Федерального закона № 159 –ФЗ, а также из статьи 1 указанного закона его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Согласно ст. 38 Конституции материнство, детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Поэтому достижение 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, и, следовательно, является основанием для отказа в постановке на льготную очередь на получение жилья. В судебном заседании установлено, что Елескин Г.И. родился ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справкам (л.д.44, 60) следует, что Елескин Г.И. воспитывался в МОУ «школа-интернат № 12» для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 5.02.1965 года по 30.08.1971 года. 23 года заявителю исполнилось 29.11.1978 года, когда еще не был принят Федеральный Закон № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный Закон от 21.12.1996 года обратной силы не имеет, при том, что постановка на учет до возраста 23 лет необходимое условие для внеочередного предоставления жилья по указанному основанию. Сам заявитель утверждает, что он обратился в Администрацию г. Киселевска только 4.07.1997 года с заявлением о предоставлении жилья, т.е. в возрасте около 42 лет. Согласно представленного в суд Администрацией Киселевского городского округа Списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях на 2000 год (л.д. 148-151) Елескин Г.И. значится в данном списке по категории «воспитанник детского дома». Из ответа и.о. начальника УГР Администрации Киселевского городского округа Брагиной Г.В., направленного в суд следует, что Елескин Г.И. распоряжением Администрации города Киселевска от ДД.ММ.ГГГГ № поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях. На 1.03.2012 года номер очереди – <данные изъяты> В списках детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял. Для данной категории определен перечень необходимых документов, одна справка о пребывании в сиротском учреждении не подтверждает его статус к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в возрасте 42 лет (л.д.86). Таким образом, установлено, что Елескин Г.И. 4.07.1997 года обращался в Администрацию г. Киселевска с заявлением о постановке на получение жилья (л.д.43), приобщив к заявлению справку о состоянии своего дома, расположенного по <адрес>, с процентом износа <данные изъяты> (л.д.42), справку с места жительства, что зарегистрирован в доме он один (л.д.42), а также к заявлению приложен акт проверки жилищных условий заявителя от 4.07.1997 года (л.д.40,41), согласно которому износ дома по <адрес> составляет <данные изъяты> Суд считает, что орган местного самоуправления правомерно включил заявителя на очередь в получении жилья на общих основаниях, исключив из Списка на внеочередное предоставление жилья, т.к. оснований для предоставления ему жилья на льготных основаниях в соответствии с ФЗ № 159 как ребенку-сироте, или ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не имеется. Кроме того, обязательным условием предоставления жилого помещения вне очереди детям, оставшимся без попечения родителей и детям-сиротам, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения и нуждаемость этих лиц в жилом помещении. Заявитель же на момент постановки на учет имел в собственности домовладение по <адрес>, и 1/6 долю в праве собственности на домовладение по <адрес>, что подтверждается справками с БТИ (л.д. 12,89), свидетельством о праве на наследство по закону (л.д.21), договором дарения (л.д.22), при этом указанные жилые помещения не признаны не пригодными для проживания как на момент постановки на учет, так и в настоящее время. Представитель Администрации Киселевского городского округа заявила о том, что заявитель пропустил срок постановки на учет на льготных основаниях. Елескин Г.И. просил восстановить ему пропущенный срок, ссылаясь на незнание закона. Суд считает, что для восстановления пропущенного срока оснований не имеется, т.к. на момент достижения заявителем возраста 23 лет, указанный закон не действовал, а восстановление пропущенного срока возможно в соответствии со ст.205 ГК РФ по уважительным причинам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), в связи с чем нарушенное право подлежит защите. В данном случае, заявителем не указаны уважительные причины пропуска срока, а ссылка заявителя на незнание закона в данном случае не может быть учтена, т.к. напротив, заявитель почти сразу после вступления закона в законную силу обратился в орган местного самоуправления с вопросом о предоставлении ему жилья. Не представлено также заявителем допустимых доказательств, свидетельствующих об аварийности его дома, расположенного по <адрес>. Так, в соответствии со статьями 15 и 32 ЖК РФ Правительством РФ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 42, п. 46 Положения № 47 от 28.01.2006 года «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» межведомственная комиссия принимает соответствующее решение в виде заключения, в том числе и о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д.141,142). На момент обращения Елескина в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на очередь на получение жилого помещения в письменном виде - заявление от 04.07.1997 года, действовало "Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утвержденное Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529. Согласно п. 3.2. Положения подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, управления пожарного надзора. При необходимости в состав комиссии могут быть введены технические эксперты. Согласно п.2.2. Положения к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменный дома с физическим износом свыше 70 %; деревянные дома свыше 65 %. Постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении носит заявительный характер, при котором гражданин предоставляет необходимые документы. Заявителем представлена справка из МЖКХ БТИ УЖКХ горисполкома г. Киселевска, свидетельствующую о том, что домовладение находящееся в г. Киселевске по <адрес>, по данным инвентаризации от 04.06.1993г. имеет износ дома <данные изъяты>л.д.42), этот же процент износа подтверждает акт проверки жилищно-бытовых условий заявителя от 4.07.1997 года (л.д.40,41). Заявитель считает, что на самом деле процент износа его дома был 65 %, что подтвердил справкой с БТИ (л.д.12). Данное противоречие было устранено, т.к. по запросу суда руководителем БТИ была выдана справка, согласно которой сообщается, что в результате технической ошибки не верно указаны сведения в справке № 1292 от 29.11.2010 года о физическом износе дома, просят считать данную справку недействительной. Износ дома на 1993 год составляет <данные изъяты>. (л.д.183). Согласно сведениям, имеющимся в инвентарном деле о физическом износе: в 1988 году- износ- <данные изъяты>, в 1993 году- износ <данные изъяты>, в 2010 года- износ <данные изъяты> (л.д.87). Кроме того, даже если учесть справку, представленную истцом о проценте износа дома в <данные изъяты>, это не свидетельствует о его аварийности или непригодности для проживания, т.к. данный процент износа должен быть более <данные изъяты>. Свидетели Г., Ш. пояснили суду о том, что дом Елескина не пригоден для проживания, заявителем представлены фотографии о состоянии дома по <адрес> (л.д.15-20), фотографии о состоянии <адрес> (л.д.186- 196), акт совершения исполнительных действий, согласно которому установлено, что Елескин Г.И. проживает в гараже (л.д.28), документы о том, что еще в 1988 году Елескину давали разрешение на перестройку и постройку дома по <адрес> в связи с его полуразрушенным состоянием (л.д.101- 107), акт от 10.02.2012 года о том, что в результате перемерзания в доме Э№ 136 по <адрес> отсутствует водопровод (л.д.125). Однако, указанные доказательства не могут свидетельствовать об аварийности дома, т.к. в соответствии с требованиями законодательства, указанными выше, это подтверждается только заключением межведомственной комиссией. Такого заключения заявителем не было представлено ни на момент постановки заявителя на учет, не представлено такого заключения и в настоящее время, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат. Учитывая, что действия органа местного самоуправления являются законными, суд в соответствии со ст. 151 ГК РФ считает необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя о компенсации морального вреда. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 -198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : в удовлетворении заявления Елескин Г.И. о признании незаконным и дискриминационным отказ Администрации Киселевского городского округа в льготном обеспечении его жильем по основанию аварийности дома и как выпускника школы-интерната № 12 отказать. Отказать Елескин Г.И. в требовании об обязании Администрации Киселдевского городского округа восстановить нарушенное право и в требовании о взыскании компенсации морального вреда с Финансового Управления г. Киселевска. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Г.А. Отрубенникова