решение о назначении ежемесячной денежной выплаты к пенсии



Дело № 2-1046/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Киселёвск «03» июля 2012 года

Киселёвский городской суд Кемеровской области

в составе:

председательствующего судьи Дягилевой И.Н.

при секретаре Шевкуновой Я.В.,

с участием истца Савинцевой А.В.,

представителя ответчика Лапшиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

Савинцевой А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области о назначении ежемесячной денежной выплаты к пенсии,

у с т а н о в и л :

Савинцева А.В. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области о назначении ежемесячной денежной выплаты к пенсии.

Исковые требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж С.В. ветеран Великой Отечественной войны, инвалид группы. Инвалидность установлена в связи с контузией полученной на фронте в 1944 году. В его свидетельстве о болезни от 06 декабря 1944 года указано, что рецедтвирующий логоневроз в резкой степени является последствием контузии, полученной им при боях 03.08.1944 года. В справке ВТЭК выданной 06.06.1989 года казана причина инвалидности - контузия при защите СССР, справка выдана бессрочно.

Когда она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в городе Киселевске Кемеровской области с просьбой произвести ей перерасчет ЕДВ, так как в настоящее время ей выплачиваются ЕДВ по категории "члены семей погибших (умерших) инвалидов (участников) войны, ветеранов боевых действий", однако она считает, что ЕДВ должны быть назначены по категории "родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г.". Ей было отказано, данный отказ считает неправомерным.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации определил круг лиц, для которых ежемесячная денежная выплата назначается в размере, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 от 12 января 1995г. № 5- ФЗ для участников Великой Отечественной войны. К числу этих лиц относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель (смерть) которых наступила до вступления в силу Федерального закона № 5-ФЗ от 01 января 1995г.

Основными документами, подтверждающими приобретенный указанными и гражданами правовой статус, являются: удостоверение о праве на льготы, выданное до 16 января 1995 года, справка установленного образца о праве на льготы в соответствии с Законом СССР № 313-1 от 1 августа 1989 г.

Вышеуказанные документы у нее имеются, кроме того имеются документы из архива отдела социального обеспечения военного комиссариата Кемеровской области: справка о болезни № 10 от 06.12.1944 года, выписка из личного дела лейтенанта С.В. в которой значится, что он уволен в запас 28 декабря 1944 года по болезни, справка о назначении пенсии по инвалидности.

Просит обязать Управление пенсионным фондом РФ в городе Киселевске Кемеровской области произвести перерасчет назначенных ей ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), по категории "родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г

В судебном заседании истец Савинцева А.В. исковые требования, поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области – Лапшина М.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) определен круг лиц и установлен объем мер социальной поддержки, предоставляемых отдельным категориям граждан, в том числе участникам Великой Отечественной войны (ст. 15) и членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий и приравненные к ним члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21), а также установлен объем мер социальной защиты, предоставляемых каждой категории граждан с учетом их особого юридического статуса.

С 1 января 2005г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О несении изменений в законодательные акты Российской Федерации.. » система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним членов семей военнослужащих, была преобразована в систему мер социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.

Статьей 23.1 вышеуказанного Федерального закона определено право на предоставление ежемесячной денежной выплаты, в том числе членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Размер ежемесячной денежной выплаты членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона с учетом прошедших индексаций с 01.04.2012г. составляет <данные изъяты> рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).

Конституционным Судом РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П определен круг лиц, для которых ежемесячная денежная выплата назначается в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны - это родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель (смерть) которых наступила до вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (16 января 1995).

Даная позиция обусловлена тем, что действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ законодательством для указанной категории предусматривались льготы, как для участников Великой Отечественной войны.

Основными документами, подтверждающими указанный правовой статус, являются:

- удостоверение о праве на льготы, выданное до 16 января 1995года;

-     справка установленного образца о праве на льготы в соответствии с законом СССР от 01.08.1989г. № 313-1;

Кроме того, в целях определения правового статуса указанных лиц принимаются во внимание документы, подтверждающие право члена семьи на пенсию по случаю потери кормильца, относящегося к числу военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

В связи с отсутствием документа, подтверждающего, что смерть супруга Истца наступила вследствие заболевания связанного с пребыванием на фронте, либо документа, подтверждающего предоставлением Савинцевой А.В. мер социальной поддержки по Закону СССР от 01.08.1989г. № 313-1, право на получение ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте» отсутствует. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Савинцевой А.В..

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Статьей 7 Закона СССР от 1 августа 1989г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Тем самым Закон СССР от 1 августа 1989г. № 313-1 признал особый правовой статус родителей и жен погибших военнослужащих и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению. Это основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1995г. (утратившего силу с 1 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Принятый 12 января 1995г. Федеральный закон № 5-ФЗ определил круг лиц, имеющих право на меры социальной защиты, в который включены, в том числе участники Великой Отечественной войны (статья 15), члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненные к ним члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21), а также установил объем мер социальной защиты, предоставляемых каждой категории граждан с учетом их особого юридического статуса.

С 1 января 2005 года согласно Федеральному закону от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации....» система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним членов семей военнослужащих, была преобразована в систему мер социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.

Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 4 апреля 2007г. № 331-О-П, по смыслу статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Предусмотренный Федеральным законом от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) призван обеспечивать лицам - обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации был сделан вывод о том, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР от 1 августа 1989г. № 313-1 (статья 7), то есть ежемесячная денежная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации определил круг лиц, для которых ежемесячная денежная выплата назначается в размере, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 от 12 января 1995г. № 5-ФЗ для участников Великой Отечественной войны. К числу этих лиц относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель (смерть) которых наступила до вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ (16 января 1995 года).

Основными документами, подтверждающими приобретенный указанными гражданами правовой статус, являются:

- удостоверение о праве на льготы, выданное до 16 января 1995 года;

-     справка установленного образца о праве на льготы в соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989г. № 313-1;

Кроме того, в целях определения правового статуса указанных принимаются во внимание документы, подтверждающие право члена семьи на пенсию по случаю потери кормильца, относящегося к числу военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

В судебном заседании из пояснений истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж С.В. ветеран Великой Отечественной войны, инвалид группы. Инвалидность установлена в связи с контузией полученной на фронте в 1944 году. В его свидетельстве о болезни от 06 декабря 1944 года указано, что рецедтвирующий логоневроз в резкой степени является последствием контузии, полученной им при боях 03.08.1944 года. В справке ВТЭК выданной 06.06.1989 года указана причина инвалидности - контузия при защите СССР, справка выдана бессрочно. (л.д.11)

Согласно свидетельству о смерти Савинцева В.И. актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти – <данные изъяты> (л.д. 12).

Таким образом, документа, подтверждающего, что смерть Савинцева В.И. наступила вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо документа, подтверждающего предоставление истице мер социальной поддержки по Закону СССР от 1 августа 1989г. № 313-1, для определения права на получение ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте», не представлено.

Суд считает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Савинцевой А.В. в иске к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области о назначении ежемесячной денежной выплаты к пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 09.07.2012 года.

Председательствующий - И.Н. Дягилева