постановление по административному делу



Материал № 5- 58 /2010 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Киселевск                                                  «06» сентября 2010 года

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе:

председательствующего судьи – Никулиной И.А.,

при секретаре – Кривощековой А.С.,

с участием государственного инспектора  - Козлова А.Г.,

представителя ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» -  Гавриленко Н.С.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица:

Открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», банковские реквизиты: ИНН № ... КПП № ..., БИК № ..., р/счет № ..., корр. Счет № ..., юридический адрес: 650054, г. Кемерово, ...

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,        

                                      у с т а н о в и л:

         00.00.0000г. года главным государственным инспектором Киселевского территориального отдела горного надзора Козловым А.Г. при внеплановой выездной проверке места несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 00.00.0000г. г. на участке № ... с машинистом бурового станка 3 СБШ-200 № ... М.. установлено следующее: в первую смену 00.00.0000г. г. работниками горного участка № ... допущена работа по отключению трансформаторной подстанции ПКТП 6/0,4 № ... по фидеру 6-8 г, включающей буровой станок 3 СБШ-200 № 267 для его перегона со следующими нарушениями: 1. Не выполнены организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках: 1.1 Работа не оформлена распоряжением механика участка С. (ответственного за отключение и подключение) с предварительной записью в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям. 1.2. Механиком участка С. не проведен целевой инструктаж. 1.3. В установленном порядке не произведен допуск к работе и надзор во время работы. 2. Не выполнены технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ со снятием напряжения: 2.1. На приводах ручного коммутационного аппарата (воздушного разъединения) в ПКТП № 2 не вывешены запрещающие плакаты. 2.2. Не проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях. Трансформаторная подстанция ПКТП 6/0,4 № 2 по фидеру 6-8 г, питающая буровой станок № СБШ-200 № 267, эксплуатируется с грубыми нарушениями правил безопасности, а именно изменена заводская конструкция высоковольтного отсека, имеется свободный доступ обслуживающего персонала к токоведущим частям; также изменение заводской конструкции высоковольтного отсека не позволяет визуально убедиться в отсутствии напряжения при отключении высоковольтного разъединения; отсутствуют контрольно-измерительные приборы (вольтметр, амперметр), что не позволяет контролировать наличие напряжения и силу тока.

         При обследовании трансформаторных подстанций ПКТП 6/0,4 №1,№40 выявлены аналогичные нарушения. Кроме того, подключение данных трансформаторных подстанций выполнено кабельным выводом через приключательный пункт ЯКНО-10у, что не предусмотрено конструкцией завода-изготовителя.

         Нарушены: ст. 9, 11 ФЗ № 116-ФЗ от21.07.1997 г. « О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 203,205, 506 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03), пункты 2.1.1,3. «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок».

         Данные нарушения привели к гибели машиниста бурового станка М. и представляют непосредственную угрозу жизни и здоровья других рабочих.

         В связи с выявленными нарушениями, главным государственным инспектором Киселевского территориального отдела горного надзора Козловым А.Г. в отношении ОАО «УК «Кузбасразрезуголь» 00.00.0000г. года составлен протокол № 753-09 об административном правонарушении, а также в соответствии с протоколом № 754-09 о временном запрете деятельности с 20 час. 00.00.0000г. г. прекращена эксплуатация трансформаторных подстанций ПКТП 6/0,4 № 2, № 1, № 40 филиала «Краснобродский угольный разрез» (Вахрушевское поле) ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (расположенного по адресу: г. Киселевск ...).

         В судебном заседании Государственный инспектора Киселевского территориального отдела горного надзора – Козлов А.Г. пояснил, что необходимо приостановить деятельность юридического лица ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», поскольку имеющиеся грубые нарушения представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья людей, и уже привели к гибели машиниста бурового станка М. При этом в мае 2009 г. данное юридическое лицо уже привлекалось к административной ответственности в виде приостановления деятельности за аналогичные нарушения.

         Представитель ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  Гавриленко Н.С., действующая по доверенности № 375-2010/УК от 01.04.2010 г., с обстоятельствами выявленных нарушений не согласилась, указав, что в результате осмотра представителем завода-изготовителя ОАО «Беловский энергоремонтный завод» Р.Ф. Шакировым передвижной трансформаторной подстанции ПКТП 400-6/0,4 бурового станка 3СБШ200 № 267 диспетчерский №2 (филиал «Краснобродский угольный разрез») изменений в конструкции подстанции не обнаружено, что подтверждается соответствующим актом от 00.00.0000г. г. Кроме того, представитель считает, что вопрос о наличии в действиях предприятия признаков состава инкриминируемого ему правонарушения необходимо отложить до окончания расследования несчастного случая, происшедшего с М.

          

         Выслушав государственного инспектора Киселевского территориального отдела горного надзора, представителя правонарушителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» обоснованно привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Здесь суд исходит из следующего.

На основании ст.9 Федерального закона № 116 – ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: - соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; - иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; - обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; -допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; - обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; - организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; - обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; - обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; - предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; - обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; - разрабатывать декларацию промышленной безопасности; - заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; - выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; - приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; - осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; - принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; - анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; - своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; - принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; - вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; -представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.   

На основании п. 203,205, 506 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03), следует, что горные, транспортные и строительно-дорожные машины, находящиеся в эксплуатации, должны быть исправны, оснащены сигнальными устройствами, тормозами, ограждениями доступных движущихся частей механизмов (муфт, передач, шкивов и т.п.) и рабочих площадок, противопожарными средствами, иметь освещение, комплект исправного инструмента, приспособлений, защитных средств от поражения электрическим током и необходимую контрольно-измерительную аппаратуру, а также исправно действующую защиту от перегрузок и переподъема.

Номенклатура и количество противопожарных средств для каждого типа машин должны быть согласованы в установленном порядке.

Исправность и комплектность машин должны проверяться ежесменно машинистом (оператором), еженедельно - механиком, энергетиком участка и ежемесячно - главным механиком, главным энергетиком разреза или другим назначаемым лицом. Результаты проверки должны быть отражены в Журнале приема-сдачи смен. Запрещается эксплуатация неисправных машин и механизмов.

Пункт 205 вышеуказанных правил гласит, что эксплуатация, обслуживание технологического оборудования, технических устройств, а также их монтаж и демонтаж должны производиться в соответствии с руководством по эксплуатации, техническими паспортами и другими нормативными документами заводов-изготовителей.

Нормируемые заводами-изготовителями технические характеристики должны выдерживаться на протяжении всего периода эксплуатации оборудования.

Пункт 506 предусматривает, что голые токоведущие части электрических устройств, голые провода и шины, контакты рубильников и предохранителей, зажимы электрических машин и аппаратов и т.п., доступные случайным прикосновениям, должны быть защищены надежными ограждениями.

Согласно п. 2.1.1 - организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ в электроустановках, являются:

оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;

допуск к работе; надзор во время работы;

оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы.

Судом установлено, что в ОАО «УК «Кузбассразразуголь» имеются нарушения перечисленных Правил, данный факт законным представителем ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  Кузнецовым А.Г., действующим на основании доверенности  № 474-2010/УК от 01.04.2010 г. города Топки, не оспаривался при составлении протокола об административном правонарушении, и объективно подтверждается материалами дела об админитсративном правонарушении: протоколом об административном правонарушении 753-09 от 03 сентября 2010 года л.д. 12-14), и протоколом о временном запрете деятельности № 754-09 от 03 сентября 2010 года л.д.15-17), предписанием проверки соблюдения требований промышленной безопасности № 68-10-04-78 л.д.8-11).

К доводам представителя ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Гавриленко Н.С. в судебном заседании необходимо отнестись критически, суд склонен оценить их как способ избежания ответственности за допущенные юридическим лицом нарушения. У суда не имеется оснований не доверять выводам контролирующего органа – Ростехнадзора – о наличии всех выявленных при проверке ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» нарушений требований промышленной безопасности, а также объяснению законного представителя юридического лица Кузнецова А.Г., в протоколе об административном правонарушении выразившего согласие с выявленными нарушениями. Процессуальных нарушений при составлении данного протокола не установлено.

Таким образом, в действиях ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и действия его верно квалифицированы как нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При назначении административного наказания юридическому лицу, в соответствии с  требованиями ч.3 ст.4.1. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Отягчающим ответственность ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  обстоятельством является гибель работника данного предприятия. Смягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.

По мнению суда, имеющиеся нарушения промышленной безопасности в ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья людей, поскольку могут повлечь непосредственную угрозу жизни и здоровья людей, непосредственно находящихся на опасном объекте или вблизи него.

Суд считает необходимым назначить ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  административное наказание в пределах, предусмотренных санкцией ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в виде административного приостановления деятельности сроком на девяносто суток. По мнению суда, менее строгий вид административного наказания в данном случае не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Суд считает, что срок приостановления деятельности на 90 суток позволит правонарушителю устранить имеющиеся нарушения правил безопасности ведения горных работ.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

п о с т а н о в и л :

Приостановить деятельность юридического лица – Открытого Акционерного Общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»  банковские реквизиты: ИНН № ... КПП № ..., БИК № ... р/счет № ... корр. Счет № ..., юридический адрес: 650054, г. Кемерово, ..., в части эксплуатации трансформаторных подстанций ПКТП 6/0,4 № 2, № 1, № 40 филиала «Краснобродский угольный разрез» (Вахрушевское поле) ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (расположенного по адресу: г. Киселевск ...) сроком на девяносто суток, то есть до 30 ноября 2010 года включительно.

         Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

         Постановление в части приостановления деятельности подлежит немедленному исполнению.

         Судья И.А.Никулина