Дело № 5-10/10 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е город Киселевск «19» марта 2010 года Киселевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего - судьи Саянова С.В., при секретаре – Ивановой Н.В. с участием главного государственного инспектора Киселевского территориального отдела горного надзора - Козлова А.Г., представителя юридического лица ООО «Шахта № 12» - Иванова В.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в отношении: Общества с ограниченной ответственностью «Шахта № 12», ИНН 4220023963, расчетный счет № 40702810705080000010, корреспондентский счет № 30101810400000000784, банковские реквизиты: КФ ОАО «МДМ БАНК» г. Кемерово, БИК 043207784, КПП 421650001, юридический адрес: 652705, Кемеровская область город Киселевск, ул. Чумова, 2а о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1. ч.1 КРФ об АП, у с т а н о в и л : 16 марта 2010 года главным государственным инспектором Киселевского территориального отдела горного надзора Козловым А.Г. была проведена плановая, оперативная проверка соблюдения требований промышленности безопасности ООО «Шахта № 12». В ходе проверки соблюдения требований промышленной безопасности ООО «Шахта № 12» было установлено, что в феврале-марте текущего года на участке недр ООО «Шахта № 12» при ведении экскаваторных работ на участке открытых работ № 12 допущены нарушения «Дополнения к проекту № 366 «б» доработки запасов открытым способом по пластам: Характерному и Горелому западного и восточного крыла синклинали «S» и плана развития горных работ на 2010 год. В районе профильных линий I-VIII допущено ведение добычных работ по пласту Горелый восточного крыла антиклинали «В» на горизонте +250м под высокими уступами с высотой уступов по лежачему боку пласта Горелый восточного крыла антиклинали «В» 30м (вместо 10м по проекту) и не обеспечена разноска лежачего бока пласта Горелого восточного крыла антиклинали «В» в соответствии с «Дополнением к проекту № 366 «б» доработки запасов открытым способом по пластам: Характерному и Горелому западного и восточного крыла синклинали «S» и планом развития горных работ на 2010 года. Не обеспечены безопасные условия труда, и в случае обрушения горных пород представляется непосредственная угроза жизни и здоровью людей. Нарушены статьи 8, 9 ФЗ №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 11, 28, 47, 50, 51 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03). В связи с выявленными нарушениями, главным государственным инспектором Киселевского территориального отдела горного надзора Козловым А.Г. в отношении ООО «Шахта № 12» 16 марта 2010 года вынесен протокол № 232-03 об административном правонарушении и протокол № 233-03 о временном запрете деятельности. В судебном заседании главный государственный инспектор Киселевского территориального отдела горного надзора Козлов А.Г. пояснил, что в ООО «Шахта № 12» допускаются нарушения промышленной безопасности. При плановой проверке 16 марта 2010 года установлено, что в текущем году в феврале-марте текущего года на участке недр ООО «Шахта № 12» при ведении экскаваторных работ на участке открытых работ № 12 допущены нарушения «Дополнения к проекту № 366 «б» доработки запасов открытым способом по пластам: Характерному и Горелому западного и восточного крыла синклинали «S» и плана развития горных работ на 2010 год. В районе профильных линий I-VIII допущено ведение добычных работ по пласту Горелый восточного крыла антиклинали «В» на горизонте +250м под высокими уступами с высотой уступов по лежачему боку пласта Горелый восточного крыла антиклинали «В» 30м (вместо 10м по проекту) и не обеспечена разноска лежачего бока пласта Горелого восточного крыла антиклинали «В» в соответствии с «Дополнением к проекту № 366 «б» доработки запасов открытым способом по пластам: Характерному и Горелому западного и восточного крыла синклинали «S» и планом развития горных работ на 2010 года. Не обеспечены безопасные условия труда, и в случае обрушения горных пород представляется непосредственная угроза жизни и здоровью людей. Просит приостановить ведение экскаваторных работ под высокими уступами по пласту Горелый восточного крыла антиклинали «В» в районе профильных линий I-VIII на участке недр ООО «Шахта № 12» на сроком на 90 суток. Представитель ООО «Шахта № 12», действующий на основании доверенности от сроком на 3 года в судебном заседании пояснил, что все изложенные обстоятельства в протоколе об административном правонарушении имеют место, не оспариваются правонарушителем. Не возражает против приостановления ведения экскаваторных работ под высокими уступами по пласту Горелый восточного крыла антиклинали «В» в районе профильных линий I-VIII на участке недр ООО «Шахта № 12». Выслушав главного государственного инспектора Киселевского территориального отдела горного надзора Козлова А.Г., представителя правонарушителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в действиях юридического лица – ООО «Шахта № 12» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1. ч.1 КРФ об АП - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. В соответствии со ст. 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор. Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Согласно ст. 9 ч. 1 Федерального закона №116 – ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: - соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность. На основании п. 11 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03), утвержденных Постановлением Ростехнадзора РФ от 30.05.2003 года N 45 следует, что отклонения от проектной документации в процессе строительства, эксплуатации, консервации и ликвидации разрезов не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию, подлежат экспертизе промышленной безопасности. В соответствии с п. 28 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» рабочие и специалисты должны быть обеспечены и обязаны пользоваться специальной одеждой, специальной обувью, исправными защитными касками, очками и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующими их профессии и условиям, согласно утвержденным нормам. Лица, не состоящие в штате разреза, но имеющие необходимость в его посещении для выполнения производственных заданий, должны быть проинструктированы по мерам безопасности и обеспечены индивидуальными средствами защиты. Пункт 47 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» предусматривает, что организации, занятые разработкой угольных месторождений открытым способом, обязаны обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов и норм по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов (программ) развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение лицензионных условий. Согласно п.50 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», высота уступа определяется проектом с учетом результатов исследований физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания и параметров оборудования. При применении гидравлических экскаваторов и погрузчиков безопасная высота уступа определяется расчетами с учетом траектории движения ковша экскаватора (погрузчика). При применении канатных экскаваторов высота уступа не должна превышать: максимальную высоту черпания экскаватора; высоту или глубину черпания драглайна, многоковшовых цепных и роторных экскаваторов; 6 м - рыхлых устойчивых плотных пород, 3 м - при разработке вручную рыхлых неустойчивых сыпучих пород. При разработке пород с применением буровзрывных работ допускается увеличение высоты уступа до полуторной высоты черпания экскаватора при условии разделения развала по высоте на подуступы или разработки специальных мероприятий по безопасному обрушению козырьков и нависей. В соответствии с пунктом 51 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» углы откосов рабочих уступов определяются проектом производства работ с учетом физико-механических свойств горных пород и не должны превышать: 80 град. - при работе экскаваторов типа механической лопаты, драглайна и роторных экскаваторов; угла естественного откоса этих пород - при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием и разработке вручную рыхлых и сыпучих пород. Судом установлено, что в ООО «Шахта № 12» имеются нарушения перечисленных пунктов «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», что не отрицает представитель правонарушителя, и подтвердил в судебном заседании главный государственный инспектор Киселевского территориального отдела горного надзора Козлов А.Г. Вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения, кроме пояснений лиц, участвующих в деле, так же подтверждается протоколом об административном правонарушении № 232-03 от 16 марта 2010 года,, протоколом о временном запрете деятельности № 233-03 от 16 марта 2010 года, а также предписанием № 68-10-04-22 от 16 марта 2010 года проверки соблюдения требований промышленной безопасности. Статья ст.9.1. ч.1 КРФ об АП предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При назначении административного наказания юридическому лицу, в соответствии с требованиями ст.4.1. ч. 3 КРФ об АП, суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность – признание вины, и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность. По мнению суда, имеющиеся нарушения требований промышленной безопасности представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья людей. Суд считает необходимым назначить ООО «Шахта № 12» административное наказание в пределах, предусмотренных санкцией ст.9.1 ч.1 КРФ об АП, в виде административного приостановления деятельности сроком на девяноста суток. По мнению суда менее строгий вид административного наказания в данном случае не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11 КРФ об АП, суд п о с т а н о в и л : Юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Шахта № 12» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1. ч. 1 КРФ об АП, и назначить наказания в виде административного приостановления деятельности по ведению экскаваторных работ под высокими уступами по пласту Горелый восточного крыла антиклиани «В» в районе профильных линий I-VIII на участке недр Общества с ограниченной ответственностью «Шахта № 12» сроком на 90 (девяноста) суток, а именно до 13 июня 2010 года, включительно. Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения. Постановление в части приостановления деятельности подлежит исполнению незамедлительно. Судья С.В. Саянов