Административный материал № П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Киселёвск 12 мая 2012 года Судья Киселёвского городского суда Кемеровской области - Жукова Е.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Колдышкиной С.М., представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Киселевске – Чернявской Е.В., при секретаре – Чичкиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, в отношении Колдышкиной С.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты> привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ У С Т А Н О В И Л: 18.04.2012 года в Киселевском филиале Государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: <адрес> был выявлен ряд нарушений санитарного законодательства, а именно: -не организована подготовка 2 человек персонала группы А по вопросам обеспечения радиационной безопасности при обращении с рентгеновскими медицинскими аппаратами, - отсутствует действующее санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источником излучения: рентгенодиагностический комплекс ОКО-РДК (заводской номер 04078) санитарным правилам, что является нарушением п. 2.3, п. 2.5, п. 2.10, п. 3.6, п. 3.31 СанПиН. 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п. 3.4.2, п. 3.4.11 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010), п. 2.2, п. 4.1 СанПиН 2.6.1.2891-11 «Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения», ст.14 Федерального закона №3-ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности», ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ответственность за которые предусмотрена ст.6.3 КоАП РФ. В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Колдышкина С.М. свою вину в совершении административного правонарушения признала полностью и пояснила, что она действительно является начальником – врачом-фтизиатром Киселевского филиала Государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер». Пояснила, что все указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения санитарного законодательства имели место, ввиду недостаточного финансирования. Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Киселевске Чернявская Е.В. в судебном заседании пояснила, что протокол был составлен на Колдышкину С.М. именно как на должностное лицо - начальника – врача-фтизиатра Киселевского филиала ГКУЗ КО «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер», которая свою вину в совершении административного правонарушения не отрицала. Ранее должностное лицо Колдышкина С.М. не привлекалась к административной ответственности, поэтому просила ограничиться минимальным размером штрафа в размере 500 рублей. Суд, выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы, считает, что вина Колдышкиной С.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, помимо признания ею своей вины, нашла своё подтверждение в судебном заседании. В соответствии с положениями СанПиН. 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»: п.2.3 обеспечение радиационной безопасности при проведении рентгенологических исследований включает: - проведение комплекса мер технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического и организационного характера; - осуществление мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; - информирование населения (пациентов) о дозовых нагрузках, возможных последствиях облучения, принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности; - обучение лиц, назначающих и выполняющих рентгенологические исследования, основам радиационной безопасности, методам и средствам обеспечения радиационной безопасности; п.2.5. проведение рентгенологических исследований и рентгенотерапии лечебно-профилактическими учреждениями, другими юридическими и физическими лицами осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда с источниками ионизирующих излучений санитарным правилам; п.2.10 при обращении с рентгеновскими медицинскими аппаратами организации (лечебно-профилактические учреждения, стоматологические клиники, другие юридические лица) обеспечивают: - планирование и осуществление мероприятий по обеспечению радиационной безопасности; - осуществление производственного контроля за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территории; - проведение индивидуального контроля и учет индивидуальных доз персонала и пациентов. Контроль и учет индивидуальных доз облучения осуществляется в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения; - проведение подготовки и аттестации руководителей и исполнителей работ, специалистов, осуществляющих производственный контроль, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с рентгеновскими аппаратами, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; - организацию, проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров персонала; - регулярное информирование персонала об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и величине полученных индивидуальных доз облучения; - своевременное информирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях; - выполнение заключений, предписаний должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; - реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности. п.3.6. при изменении условий эксплуатации рентгеновского кабинета (аппарата), введении в эксплуатацию других рентгеновских аппаратов, администрация лечебно-профилактического учреждения обеспечивает получение нового санитарно-эпидемиологического заключения. При выявлении специалистами санитарно-эпидемиологической службы нарушений, требующих прекращения эксплуатации рентгеновского аппарата, орган санитарно-эпидемиологической службы отзывает действующее санитарно-эпидемиологическое заключение. Эксплуатация рентгеновского кабинета (аппарата) без санитарно-эпидемиологического заключения не допускается; п.3.31. в учреждении, имеющем рентгеновский кабинет или рентгеновский аппарат, должна быть следующая документация: - санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности: эксплуатация, хранение, испытания и др. рентгеновского аппарата (аппаратов) в рентгеновском кабинете (кабинетах); - санитарно-эпидемиологическое заключение на рентгеновский аппарат, как на продукцию, представляющую потенциальную опасность для человека; - санитарно-эпидемиологическое заключение на проект рентгеновского кабинета; - технический паспорт на рентгеновский кабинет; - инструкция по охране труда, включающая требования по радиационной безопасности, по предупреждению и ликвидации радиационных аварий; - санитарные правила, иные нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие требования радиационной безопасности. Перечень других документов, предоставляемых должностным лицам, осуществляющим госсанэпиднадзор, приведен в тексте Приложения 7. Согласно п.3.4.2. СП «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010), все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обращению юридического или физического лица. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет. По истечении срока действия санитарно-эпидемиологического заключения по запросу юридического или физического лица органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решают вопрос о продлении срока его действия. Согласно п.3.4.11. СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010), к работе с источниками излучения допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, отнесенные приказом руководителя к категории персонала группы А, прошедшие обучение по правилам работы с источником излучения и по радиационной безопасности, прошедшие инструктаж по радиационной безопасности. На определенные виды деятельности допускается персонал группы А, при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности. Перечень специалистов указанного персонала, а также предъявляемые к ним квалификационные требования определяются Правительством Российской Федерации. Согласно п.2.2. СанПиН 2.6.1.2891-11 «Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения», радиационная безопасность при проектировании, эксплуатации и утилизации медицинских установок для медицинской диагностики и лечения обеспечивается посредством: - применения установок, аппаратов и оборудования, отвечающих требованиям технических и санитарно-гигиенических нормативов, создающих необходимую клиническую результативность при обеспечении требований радиационной безопасности; - использования для проведения работ необходимого набора помещений, их расположения и отделки; - обеспечение оптимальных физико-технических параметров работы установок, аппаратов и оборудования при проведении лучевых процедур; - проведения диагностических и лечебных процедур по утвержденным Минздравсоцразвития России методикам (стандартам), в которых отражаются оптимальные режимы выполнения процедуры и уровни облучения пациентов при их выполнении; - применения стационарных, передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты персонала, пациентов и населения; - регулярного повышения квалификации персонала, обучения безопасным методам и приемам проведения исследований, повышения квалификации в сфере обеспечения радиационной безопасности; - соблюдения правил эксплуатации коммуникаций и оборудования; - обеспечения контроля качества проводимых исследований; - организации и осуществления радиационного контроля; - выполнение требований действующих нормативно-регламентирующих документов санитарного законодательства по радиационной безопасности. Положениями п.4.1. СанПиН 2.6.1.2891-11 «Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения» предусмотрено, что обращение с медицинскими установками допускается при наличии у организации: специального разрешения (лицензии) на право работы с ИИИ (генерирующими, "открытыми", "закрытыми") и лицензии на медицинскую деятельность; санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие деятельности с ИИИ требованиям санитарных правил; договоров на техническое обслуживание. Согласно ст.14 Федерального закона «О радиационной безопасности», требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения при обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны: соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников; проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала); регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности. Согласно ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников. В судебном заседании было установлено, что начальник – врач-фтизиатр Киселевского филиала Государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер Колдышкина С.М., являясь должностным лицом, нарушила: положения п.2.3, п.2.5, п.2.10, п.3.6, п.3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п.3.4.2, п.3.4.11 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010), п.2.2, п.4.1 СанПиН 2.6.1.2891-11 «Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения», ст.14 Федерального закона №3-ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности», ст.11 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», за что предусмотрена ответственность по ст.6.3 КоАП РФ. В соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ и Примечанием к данной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно – распорядительных или административно – хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Из копии приказа о приеме работника на работу №1л/с от 25.12.2009г. и копии трудового договора №1 с начальником Киселевского филиала ГУЗ «Кемеровского областного клинического противотуберкулезного диспансера» усматривается, что Колдышкина С.М. принята начальником – врачом – фтизиатром в Киселевский филиал ГУЗ «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» сроком по 24.12.2014г., и выполняет исполнительно – распорядительные обязанности по вопросам оперативно – хозяйственной деятельности филиала. Таким образом, начальник – врач-фтизиатр Киселевского филиала Государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» Колдышкина С.М. является должностным лицом, по смыслу ст.2.4 КоАП РФ. Вина Колдышкиной С.М. в административном правонарушении подтверждается материалами административного расследования, протоколом об административном правонарушении от 18.04.2012г., объяснениями нарушителя о том, что причиной имеющихся административных нарушений явилось недостаточное финансирование из ГКУЗ КО КОК ПТД. Таким образом, в действиях должностного лица Колдышкиной С.М. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Принимая во внимание пояснения нарушителя, представителя Территориального отдела по г.Киселевску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, расценивая в качества обстоятельства, смягчающего административную ответственность, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, в минимально возможном размере, предусмотренном санкцией ст.6.3 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Признать Колдышкину С.М., ДД.ММ.ГГГГ уроженку <данные изъяты> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Штраф необходимо оплатить по следующим реквизитам: <данные изъяты> Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Жукова Е.В.