По иску о взыскании задолженности за предоставление услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Апелляционное решение по делу № 11-2/2011 от 17.01.2011



Дело № 11-2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"17" января 2011 года г. Киржач

Киржачский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Маркина В.И.

при секретаре Колокиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Егорова В.В. на решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Киржача и Киржачского района Владимирской области от 30 сентября 2010 года по иску Унитарного муниципального предприятия по приему, переработке и утилизации отходов «<данные изъяты>» Киржачского района к Егорову В.В. о взыскании задолженности за предоставление услуги по вывозу твердых бытовых отходов в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки,

установил:

Унитарное муниципальное предприятие по приему, переработке и утилизации отходов «<данные изъяты>» Киржачского района обратилось с иском к Егорову В.В. о взыскании задолженности за предоставление услуги по вывозу твердых бытовых отходов в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, ссылаясь на то, что ответчик добровольно не исполняет обязанность по оплате предоставленных ему услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

В порядке ст. 39 ГПК РФ Унитарное муниципальное предприятие по приему, переработке и утилизации отходов «<данные изъяты>» Киржачского района уменьшило размер исковых требований и просило взыскать с Егорова В.В. задолженность за предоставление услуги по вывозу твердых бытовых отходов в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки по тем же основаниям.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 г. Киржача и Киржачского района Владимирской области от 30 сентября 2010 года исковые требования Унитарного муниципального предприятия по приему, переработке и утилизации отходов «<данные изъяты>» Киржачского района удовлетворены. С Егорова В.В. в пользу Унитарного муниципального предприятия по приему, переработке и утилизации отходов «<данные изъяты>» Киржачского района взыскана задолженность за предоставленные услуги по вывозу твердых бытовых отходов в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки и в возврат государственной пошлины <данные изъяты> рублей.

Егоров В.В. с решением мирового судьи не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой указала, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Услугами ответчика по вывозу твердых бытовых отходов он не пользовался.

В судебном заседании Егоров В.В. апелляционную жалобу поддержал, просил решение мирового судьи от 30 сентября 2010 года отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска. Представитель ответчика адвокат Власов И.А. в судебном заседании пояснил, что требования истца не основаны на законе, а решение судом первой инстанции принято при неправильном толковании норм материального права. Истцом не доказано, что Егоров В.В. заказывал у истца услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Высылка истцом ответчику квитанций на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов не свидетельствует о том, что ответчик указанные услуги у истца заказывал. Ответчик не обязан оплачивать услуги, которые он не заказывал.

Представитель истца по доверенности Колобова С.В. в судебном заседании полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение мирового судьи законным, пояснив, что ответчик не вправе самостоятельно утилизировать твердые бытовые отходы в соответствии с действующим законодательством. Унитарное муниципальное предприятие по приему, переработке и утилизации отходов «<данные изъяты>» Киржачского района является в Киржачском районе Владимирской области единственным предприятием, имеющим лицензию на выполнение работ по утилизации твердых бытовых отходов. Услуги по вывозу твердых бытовых отходов истцу оказывались, были установлены контейнера, мусор вывозился три раза в неделю, у ответчика не было необходимости утилизировать мусор самостоятельно. В соответствии со ст.ст. 153, 154 ЖК РФ ответчик обязан оплачивать содержание жилья, в которое входит и вывоз твердых бытовых отходов.

Представитель истца по доверенности Рубцова Н.В. в судебном заседании пояснила, что договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является публичным договором, квитанция на оплату услуг за вывоз твердых бытовых отходов является доказательством заключения договора.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что она проживает в доме № по ул. <данные изъяты> г. Киржача, и ей известно, что жители дома № по ул. <данные изъяты> г. Киржача жидкие и твердые отходы утилизируют самостоятельно, используя для этого как имеющиеся возле дома выгребные ямы, самостоятельно закапывают отходы в огороде, либо сжигают отходы. Контейнеров под отходы возле дома № по ул. <данные изъяты> г. Киржача не установлено.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании дала аналогичные показания, указав, что она работает председателем <данные изъяты> г. Киржача и что к ней неоднократно обращались жители, проживающие в домах по ул. <данные изъяты> г. Киржача по вопросу очистки выгребных ям, которые используются жителями под отходы. Ближайший контейнер на улице установлен возле дома № по ул. <данные изъяты>, но пользоваться им жителям дома № не удобно.

Свидетели ФИО5 и ФИО3 дали аналогичные показания.

Выслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает решение мирового судьи подлежащим отмене, поскольку мировым судьей неправильно истолкованы нормы материального права.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Егоров В.В. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой ООО «<данные изъяты>». Указанное жилое помещение принадлежит Егорову В.В. на праве общей долевой собственности, доля в праве <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

В силу ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с ч.ч. 2-4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Таким образом, услуги по вывозу твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам.

Положениями п.п. д п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Из пояснений представителей истца и ответчика следует, что истец ответчику не предоставляет услуги по содержанию и ремонту жилого помещения.

Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года № 155, "потребитель" - гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов; "исполнитель" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.

Доказательств, подтверждающих, что ответчик пользовался услугами по вывозу твердых бытовых отходов, суду истцом не представлено. Факт наличия на ул. <данные изъяты> г. Киржача контейнеров, установленных истцом, не может служить доказательством того, что ответчик пользовался услугами по вывозу твердых бытовых отходов, предоставленными истцом. Показания свидетелей ФИО1, ФИО3, ФИО4 не могут служить допустимым доказательством по делу, поскольку свидетели не могут указать источник своей осведомленности.

Пунктом 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года № 155, установлено, что заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.

Из пояснений представителей истца и ответчика следует, что договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов истцом с ответчиком не заключался. Доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик заказывал у истца услуги по вывозу твердых бытовых отходов, истцом суду не представлено.

То обстоятельство, что истцом направлялись ответчику квитанции, содержащие требование об оплате стоимости услуг по вывозу твердых бытовых отходов не могут служить доказательством заключения истцом с ответчиком договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Положениями статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Таким образом, обязанность заключить договор с любым лицом, обратившимся за предоставлением услуги, законом возложена на истца, тогда как вышеуказанными положениями закона не установлено право организации, оказывающей услуги по вывозу твердых бытовых отходов, навязывать гражданам указанную услугу.

Нормы федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку не регулируют взаимоотношения по предоставлению услуг гражданам по вывозу твердых бытовых отходов.

Учитывая, что доказательств, подтверждающих обязанность ответчика оплатить истцу задолженность за предоставление услуги по вывозу твердых бытовых отходов в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки суду не представлено, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности за предоставление услуги по вывозу твердых бытовых отходов в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 327-330, 362 ГПК РФ, суд

решил:

Решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Киржача и Киржачского района Владимирской области от 30 сентября 2010 года отменить.

Вынести новое решение:

В удовлетворении иска Унитарного муниципального предприятия по приему, переработке и утилизации отходов «<данные изъяты>» Киржачского района к Егорову В.В. о взыскании задолженности за предоставление услуги по вывозу твердых бытовых отходов в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки отказать.

Апелляционную жалобу Егорова В.В. удовлетворить.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья В.И. Маркин