По заявлению о признании постановления Избирательной комиссии незаконным и обязании зарегистрировать в качестве кандидата. Решение по делу № 2-214/2011 от 07.02.2011



Дело № 2-214-2011РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Киржач 07 февраля 2011 года

Киржачский районный суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Колокиной И.И.,

при секретаре Зиминой Е.Н.,

с участием помощника прокурора Киржачского района Балашова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ярощука В.М. о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> «Об отказе в регистрации Ярощука В.М. кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>» незаконным и обязании зарегистрировать в качестве кандидата,

установил:

Ярощук В.М. обратился в суд с заявлением о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> «Об отказе в регистрации Ярощука В.М. кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>» незаконным и обязании зарегистрировать в качестве кандидата, по тем основаниям, что нарушены его избирательные права, незаконно признаны недостоверными пять подписей избирателей и отказано в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>.

В судебном заседании Ярощук В.М. заявленные требования поддержал и пояснил, что решение избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> «Об отказе в регистрации Ярощука В.М. кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>» незаконно и подлежит отмене. Избирательная комиссия при проверке подписей в подписных листах незаконно признала недостоверными четыре подписи, в которых год рождения избирателя был указан двумя цифрами, а также одну подпись, где дата внесения подписи избирателя была поставлена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что предыдущая подпись избирателя была поставлена ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что сокращение дат в подписи избирателей не может являться основаниям для признания подписей недостоверными.

Представитель избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> по доверенности Сабанов О.В. в судебном заседании с заявлением не согласился и пояснил, что проверку подписей избирательная комиссия вправе проводить один раз. Рабочей комиссией была проведена проверка всех 20 представленных Ярощуком В.М. подписей, в результате проверки были признаны недостоверными <данные изъяты> подписей в подписном листе № 1, а именно: подписи <данные изъяты> неполнота сведений о годе рождения избирателя и подпись № не соответствие порядку нумерации. Суд вправе провести повторную проверку подписей. Рассматривая заявление, суд проверяет законность принятого избирательной комиссией решения в целом, а не только по заявленным основаниям. Ярощук В.М. не может быть зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>, поскольку все <данные изъяты> представленных им подписей избирателей являются недействительными в соответствии с п.п. «е» п. 12, п.п. «з» п. 12, п.п. «д» п. 12 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области, а именно: в подписях избирателей в указании адреса места жительства не указан субъект Российской Федерации и район, в удостоверительной надписи в подписных листах в адресе места жительства сборщика подписей не указан субъект Федерации, во всех подписных листах в удостоверительной надписи перед подписью кандидата не указаны фамилия, имя, отчество кандидата, заверившего подписные листы, во всех подписных листах неправильно указано наименование выборной должности. В подписном листе № подпись № имеет неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателем, а именно: «<данные изъяты>» исправлен на «<данные изъяты>». Ярощуком В.М. для регистрации представлено минимально необходимое количество подписей избирателей <данные изъяты> и признание недействительной хотя бы одной подписи избирателя влечет отказ в регистрации.

Прокурор в заключение полагал, что <данные изъяты> подписей избирателей признаны недостоверными незаконно, поскольку недостоверными являются подписи, которые от имени одного лица выполнены другим лицом, в данном случае подписи выполнены самими избирателями и недостоверными признаны быть не могли. Сокращения дат в подписи избирателя имеется, но не изменяет восприятия смысла.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о назначении выборов главы и Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> третьего созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Владимирской области пятого созыва, согласно которой в едином избирательном округе, по которому проводятся выборы главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> <данные изъяты> избирателей.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ сформирована избирательная комиссия муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района по выборам депутатов и главы администрации.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение № Ярощуку В.М. в соответствии с подпунктом «д» пункта 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области». Основанием для отказа в регистрации послужило признание недостоверными <данные изъяты> подписей или <данные изъяты> процентов подписей из проверенных <данные изъяты> подписей избирателей, поданных в поддержку кандидата.

Протоколом об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Ярощука В.М. установлено, что в результате проверки <данные изъяты> подписей были признаны недостоверными <данные изъяты> подписей по следующим основаниям: неполнота сведений года рождения <данные изъяты> подписи, одна строка не соответствует порядку нумерации.

Ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Ярощука В.М. зафиксировано, что на подписном листе <данные изъяты> подписи на строках в подписном листе <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> подписи имеют неполноту сведений года рождения, на подписном листе <данные изъяты> подпись на строке в подписном листе <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> подпись не соответствует порядку нумерации.

Положениями части 6 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Аналогичные положения содержатся в ч. 6 ст. 75 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», которыми установлено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 23.1 - 23.3 статьи 33 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В силу п.п. «д», п. 23.1. ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Частью 1 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В силу ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

Положениями п.п. 2, 9 ст. 31 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, которое составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее <данные изъяты>, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на 4 подписи.

Для регистрации кандидату на должность главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> необходимо представить минимально <данные изъяты> подписей избирателей и максимально <данные изъяты> подписи избирателей.

Ярощук В.М. в избирательную комиссию предоставил <данные изъяты> подписных листа с <данные изъяты> подписями избирателей.

Согласно ч. 3 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

В силу ч. 5 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Кодекса, достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Соответствующая избирательная комиссия организует проведение полной или выборочной проверки подлинности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подпись. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 300, проверке подлежат все подписи.

Частью 5 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Аналогичные положения содержатся в п. 14 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.

В силу ч. 7 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Аналогичные требования установлены пунктом 16 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», которыми установлено, что по окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются количество заявленных подписей избирателей, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Пунктом 9 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, собранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 32 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования кандидатов в депутаты, выдвигаемых по одномандатным округам, изготавливаются по установленной форме (приложения 3, 4). В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат в депутаты Законодательного Собрания области, представительного органа муниципального образования, а также наименование муниципального образования (населенного пункта), где проводился сбор подписей. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, его заменяющем, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи, ставит свою подпись и дату ее внесения, а также кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения в подписной лист.

Приложением № 4 к Закону Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» предусмотрено, что в графе подписной лист заверяю после слов кандидат должно быть указано наименование должности или выборного законодательного (представительного) органа, фамилия, имя, отчество подпись и дата.

Пунктом 44 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу п. 49 ст. 3 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Согласно подпунктов «д», «е», «ж», «з» пункта 12 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» недействительными подписями признаются все подписи в подписном листе в случае, если сбор подписей осуществлялся с нарушением требований статьи 31 настоящего Кодекса или если заполнение подписного листа не соответствует требованиям, изложенным в статье 32 настоящего Кодекса, и (или) подписной лист оформлен не в соответствии с приложениями 2, 2-1, 2-2, 2-3, 3, 4 к настоящему Кодексу; подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме.

Положениями ч. 6 ст. 31 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Под нарушением порядка оформления подписного листа по смыслу закона понимается не только нарушение установленной законом формы подписного листа, но и нарушения, связанные с оформлением данных, содержащихся в подписном листе.

Из положений ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Во всех подписных листах, представленных в избирательную комиссию муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Ярощуком В.М., в графе «наименование выборной должности» указано «на главу администрации М.О. сельского поселения <данные изъяты> Киржачского района», тогда как выборная должность называется «глава муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>»; в графе «подписной лист заверяю» в сведениях о месте жительства лица, собиравшего подписи, не указано наименование субъекта Российской Федерации, после слов кандидат указано «на главу администрации М.О. сельского поселения <данные изъяты> подпись и дата ДД.ММ.ГГГГ», не указано фамилия, имя, отчество кандидата. Во всех <данные изъяты> подписях избирателей в указании места жительства не указано наименование субъекта Российской Федерации, района. В подписном листе № в подписи № имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателем, а именно: в цифрах, указывающих на год, «<данные изъяты>» исправлен на «<данные изъяты>». Указанные недостатки являются основанием для признания недействительными всех подписей избирателей в подписных листах, представленных в избирательную комиссию муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Ярощуком В.М.

В подписном листе № в подписи № дата внесения подписи избирателем поставлена ДД.ММ.ГГГГ, тогда дата внесения избирателями подписей <данные изъяты> и <данные изъяты> указана ДД.ММ.ГГГГ. В подписном листе № в подписях <данные изъяты> год рождения избирателя указан двумя цифрами. Имеющиеся сокращения дат в подписном листе № в подписях избирателей <данные изъяты> не препятствует однозначному восприятию указанных данных, следовательно, не могут являться основанием для признания указанных подписей недействительными.

Доводы заявителя о том, что допущенные нарушения в оформлении подписных листов являются не существенными, суд признает несостоятельными исходя из следующего. К избирательным документам предъявляются требования, установленные избирательным законодательством. Соблюдение требований избирательного законодательства, регулирующего порядок сбора подписей в поддержку кандидата, является обязательным, и обязанность по надлежащему оформлению подписных листов в установленном законом порядке возлагается на самого кандидата, представившего подписи избирателей в свою поддержку. Отступление от этого требование ведет к нарушению равных возможностей кандидатов по осуществлению своих пассивных избирательных прав, что недопустимо.

Положениями пункта 15 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» закреплено, что при обнаружении среди проверяемых подписей <данные изъяты> и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата. Закон (в данном случае Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области») не связывает отказ в регистрации с существенным либо несущественным нарушением порядка при сборе подписей и оформления подписных листов, а прямо указывает, какие нарушения при проверке подписей являются основанием для признания их недействительными. Учитывая, что все <данные изъяты> подписей являются недействительными, суд приходит к выводу, что оснований для отмены решения Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> «Об отказе в регистрации Ярощука В.М. кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>» и обязании зарегистрировать Ярощука В.М. в качестве кандидата не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Ярощука В.М. о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> «Об отказе в регистрации Ярощука В.М. кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>» незаконным и обязании зарегистрировать в качестве кандидата отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения.

Судья И.И. Колокина

Решение в законную силу не вступило

Судья И.И. Колокина