Дело № 2-328 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 апреля 2011 года. Киржачский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Перфильевой З.В. с участием прокурора Орловой В.В. при секретаре Цыпловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киржачского района, заявленного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Киржачский район об обязании принять меры по организации оказания на территории Киржачского района медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Киржачского района обратился с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Киржачского района и просит обязать ответчика принять меры по организации оказания на территории Киржачского района медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов путем финансирования работ по завершению строительства и вводу в эксплуатацию родильного отделения муниципального медицинского учреждения «Киржачская центральная районная больница» (далее ММУ «Киржачская ЦРБ»). Затем прокурор требования уточнил, ответчиком по иску указал муниципальное образование Киржачский район и просит обязать ответчика в срок до 31 декабря 2011 года принять меры по организации оказания на территории Киржачского района медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов путем финансирования работ по завершению строительства и вводу в эксплуатацию родильного отделения муниципального медицинского учреждения «Киржачская центральная районная больница». Заявленные требования обосновываются тем, что в соответствии с Уставом МО Киржачский район обязано организовывать оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В 2005 году в г. Киржаче начато строительство родильного отделения на 9 койко-мест, строительство до сих пор незавершенно, здание не введено в эксплуатацию, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, восстановление которых возможно путем финансирования работ со стороны МО Киржачский район по завершению строительства и вводу в эксплуатацию родительного отделения. В настоящее время не выполнено резервное энергоснабжение здания по первой категории надежности, необходима реконструкция котельной. Кроме того, в нарушение ст.34,162 Бюджетного кодекса РФ при строительстве родильного отделения нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Закупленное за счет средств федерального бюджета медицинское оборудование не используется по назначению, не смонтировано и не введено в эксплуатацию. Гарантийный срок на обслуживание оборудования истек в 2010 году. Значительные средства тратятся на содержание охраны здания. В судебном заседании прокурор-помощник прокурора Орлова В.В. заявленные требования поддержала. Представитель МО Киржачский район Гудкова Н.Э. с иском не согласилась, пояснив, что медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов на территории Киржачского района организована следующим образом: стационарная акушерская помощь осуществляется на базе межрайонного родильного отделения ММУ «Александровская ЦРБ». Госпитализация рожениц осуществляется за счет средств бюджета муниципального района бригадами скорой медицинской помощи с предварительным осмотром врачом акушером-гинекологом ММУ «Киржачская ЦРБ». В ММУ «Киржачская ЦРБ» работает акушерско-гинекологическое отделение на 35 круглосуточных мест, в том числе 14 коек патологии беременных. Для экстренных родов дополнительно развернута послеродовая палата для совместного пребывания роженицы и новорожденного. Родоразрешение осуществляется в оперблоке. После выписки из роддома женщины наблюдаются в амбулаторно-поликлинических условиях врачами акушерами-гинекологами, врачами общей практики поликлиник района, а также медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов. Действующее законодательство не предусматривает обязательность строительства родильного дома или родильного деления. Выбор методов, способов решения какого-либо вопроса местного значения определяется органом местного самоуправления самостоятельно с учетом экономических, финансовых возможностей местного бюджета. Заявив требования по завершению строительства объекта, прокурор предопределил направление расходования бюджета района. Представитель Совета народных депутатов Киржачского района по доверенности Танерова Л.В. с иском не согласилась, доводы представителя МО Киржачский район поддержала. Представитель финансового управления администрации Киржачского района по доверенности Каленова О.В. с иском не согласилась, пояснив о том, что администрация Киржачского района в полном объеме выполнила условия соглашения о долевом финансировании строительства здания родильного отделения от 10.11.2006 года № 75 «О порядке финансирования строек и объектов, строительство которых осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из областного Фонда муниципального развития на 2006 год», софинансировав строительство на 2112,575 тыс.рублей. На сегодняшний день строительство не завершено, оборудование закуплено, осуществляется его охрана за счет средств бюджета. В соответствии со ст.2 Закона о местном самоуправлении ни федеральные законы, ни законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. Представитель ММУ «Киржачская ЦРБ» главный врач Красенкова Л.И. с иском прокурора не согласилась, пояснив о том, что медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов на территории Киржачского района организована в полном объеме и изложена представителем МО Киржачский район. На территории всей Владимирской области действуют межрайонные родильные отделения. Для Киржачского района родильное отделение функционирует в ММУ «Александровская ЦРБ». Использовать оборудование, предназначенное для родильного отделения, по его назначению нельзя, поскольку оно предназначено для установки в родильном отделении. Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Согласно ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; организация оказания на территории муниципального района медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В силу п.12. ст.6 Устава муниципального образования Киржачский район к вопросам местного значения Киржачского района отнесены организация оказания на территории Киржачского района медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Установлено, что во втором квартале 2005 года в г. Киржаче начато строительство родильного отделения при ММУ «Киржачская ЦРБ, финансирование которого предусматривалось из средств бюджета субъекта и местного бюджета, при поддержке средств из федерального бюджета, согласно целевых программ. В 2009-2010 годах средств из муниципального бюджета, направленных на строительство здания родильного отделения, не выделялось. Также установлено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 02.10.2009 №808-н «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи» медицинская помощь в Киржачском районе оказывается женщинам, как в период беременности, так и во время и после родов следующим образом: амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается врачами-акушерами поликлиник, врачами общей практики, медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов. Стационарная помощь оказывается на базе акушерско-гинекологического отделения ММУ «Киржачская ЦРБ» на 35 коек, 14 из которых для женщин с паталогией беременности. Госпитализация рожениц для родоразрешения осуществляется бригадами скорой медицинской помощи в межрайонное родильное отделение ММУ «Александровская ЦРБ» и в областной роддом. В случаях, когда транспортировка роженицы в роддома за пределы района невозможна по ее состоянию, госпитализация на роды осуществляется в акушерско-гинекологическое отделение ММУ «Киржачская ЦРБ», где после экстренной помощи по родоразрешению выделена послеродовая палата для матери и ребенка. После выписки женщины наблюдаются в амбулаторно-поликлинических условиях. Таким образом, судом установлено, что организация оказания на территории муниципального района медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов муниципальным образованием Киржачский район выполняется. Требований об обязательном наличии родильных домов или родительных отделений в каждом муниципальном образовании субъекта Российской Федерации не содержат ни федеральные законы, ни законы субъекта. Факт не завершения строительством родильного отделения в муниципальном образовании Киржачский район не свидетельствует об отсуствии организации оказания на территории муниципального района медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора необоснованны и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором Киржачского района к муниципальному образованию Киржачский район об обязании принять меры по организации оказания на территории Киржачского района медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, отказать за необоснованностью. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в срок 10 дней. Председательствующий судья Перфильева З.В. Мотивированное решение составлено 18 апреля 2011 года. Судья Перфильева З.В. Решение в законную силу не вступило Судья З.В. Перфильева