Именем Российской Федерации г. Киржач «8» ноября 2011 года Киржачский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Маркина В.И., при секретаре Колокиной Е.Н., с участием помощника прокурора Киржачского района Байбиковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киржачского района в интересах Кобелевой А. Н. к администрации муниципального образования Киржачский район Владимирской области об обязании обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма, установил: Прокурор Киржачского района обратился в интересах Кобелевой А. Н. с иском к администрации муниципального образования Киржачский район об обязании обеспечить вне очереди Кобелеву А. Н., имеющую статус ребенка-сироты, жилым благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям помещением, расположенным на территории МО городское поселение город Киржач, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. по договору социального найма, по тем основаниям, что в нарушение закона Кобелева А.Н., имеющая статус ребенка-сироты, опекунство над которым прекращено, не обеспечена вне очереди жилым помещением. В судебном заседании помощник прокурора Байбикова Д.В. исковые требования поддержала и пояснила, что Кобелева А.Н. имеет статус ребенка-сироты. Постановлением Главы администрации муниципального образования городское поселение город Киржач она принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В нарушение закона Кобелева А.Н. не была вне очереди обеспечена жилым помещением по договору социального найма, хотя опекунство над ней прекратилось. Кобелева А.Н. исковые требования прокурора поддержала. Представитель ответчика муниципального образования Киржачский район по доверенности Апанасюк В.С. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что согласно постановлению Губернатора Владимирской области жилые помещения для детей-сирот приобретаются за счет средств областного бюджета, в бюджете района средств на покупку помещений не имеется. Администрацией муниципального образования Киржачский район Владимирской области регулярно направляются в департамент образования администрации Владимирской области списки детей-сирот, нуждающихся в жилье. Представитель третьего лица Департамента образования Администрации Владимирской области в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента образования Администрации Владимирской области. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Кобелева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Мать Кобелевой А.Н.- ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец Кобелевой А.Н. - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению главы администрации Киржачского района от ДД.ММ.ГГГГ № установлена опека над несовершеннолетней Кобелевой А.Н., ФИО3 назначена опекуном над Кобелевой А.Н. При установлении опеки жилое помещение за Кобелевой А.Н. не закреплялось. Постановлением главы администрации Муниципального образования городское поселение город Киржач Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ Кобелева А.Н. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в списки на внеочередное предоставление жилого помещения как ребенок-сирота. Согласно ответу Киржачского филиала ГАУ ВО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ сведений о регистрации недвижимого имущества на имя Кобелевой А.Н. не имеется. В соответствии с уведомлением Киржачского отдела Управления Росреестра по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация об имеющихся у Кобелевой А.Н. объектах недвижимого имущества. В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Статьей 8 Закона Владимирской области "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления. Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 N 398 "О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения" (вместе с "Порядком предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения") рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований направлять собственные доходы местных бюджетов на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дополнительно использовать собственные финансовые средства по исполнению мер социальной поддержки данной категории лиц. Пунктом 7 указанного постановления предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе приобрести жилое помещение за счет собственных финансовых средств. Из положений ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Постановлением главы Киржачского района от 20.01.2011 года № создана комиссия по предоставлению жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утверждено положение о комиссии. В соответствии с п. 2.1 Положения о комиссии одной из основных задач комиссии является принятие решений, связанных с предоставлением жилой площади детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 5.2. Положения о комиссии по результатам рассмотрения представленных материалов дела комиссия выносит решения: о необходимости предоставления жилья, об отказе в предоставлении жилья в связи с несоответствием оформленных на него документов требованиям, установленным действующим законодательством, об отложении рассмотрения дела сроком до 30 дней в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки фактических обстоятельств и соответствующих материалов дела. Обеспечение Кобелевой А.Н. жилым помещением в силу положений ст. 57 ЖК РФ является обязанностью муниципального образования Киржачский район и не противоречит положениям ст. 5 и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Исполнение указанных государственных полномочий возложено на Муниципальное образование Киржачский район. Положениями ст. 49 ЖК РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, у Кобелевой А.Н., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней опеки, то есть ДД.ММ.ГГГГ, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Кобелева А.Н., как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы администрации Муниципального образования городского поселения город Киржач была поставлена в ДД.ММ.ГГГГ в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено. Следовательно, Муниципальное образование Киржачский район обязано обеспечить вне очереди Кобелеву А. Н., имеющую статус ребенка-сироты, жилым благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям помещением, расположенным на территории МО городское поселение город Киржач, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. по договору социального найма. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Киржачского района в интересах Кобелевой А. Н. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Киржачский район Владимирской области обеспечить вне очереди Кобелеву А. Н., имеющую статус ребенка-сироты, жилым благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям помещением, расположенным на территории МО городское поселение город Киржач, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. по договору социального найма. Решение суда может быть обжаловано сторонами во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Судья В.И. Маркин Мотивированное решение составлено 11 ноября 2011 года. Судья В.И. Маркин Решение в законную силу не вступило Судья В.И. Маркин