Дело № 2-130- 2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Эльхотово 23 мая 2011 года
Кировский районный суд РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи Рамоновой Б.К.,
при участии помощника прокурора Кировского района РСО-Алания Доева С.В..,
при секретаре Гергиевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района РСО-Алания в защиту интересов несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц к Администрации Кировского района РСО-Алания, о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности Муниципального дошкольного учреждения №3 «Ивушка» с. Эльхотово,
установил:
Прокурор Кировского района РСО-Алания обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц к Администрации Кировского района РСО-Алания, о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности Муниципального дошкольного учреждения №3 « Ивушка» с. Эльхотово.
В иске прокурор указал, что согласно уставу муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения №3 - «Ивушка» с.Эльхотово учредителем образовательного учреждения является Администрация Кировского района. Учреждение создано в целях реализации права граждан на образование, гарантии его бесплатности и общедоступности.
На основании пунктов 1 и 19 части второй ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.
Образовательное учреждение несет в соответствии с п. 3 части третьей ст. 32 Закона РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с п. 4 части первой ст. 31 Закона РФ "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования.
Пунктом 7 постановления Правительства РСО - Алания от 22 августа 2003 года № 237 «О неотложных мерах по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях образования и других объектах социального назначения РСО - Алания» главам АМС г. Владикавказа и районов республики рекомендовано принять неотложные меры по обеспечению до 1 октября 2003 года муниципальных учреждений образования средствами первичного пожаротушения, планирования в проектах бюджета на 2004 год и последующие годы расходы на установку пожарной сигнализации и других противопожарных мероприятий.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 года № 03-1423 органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо принимать решение о начале деятельности образовательного учреждения, если объект отвечает следующим требованиям:
-наличие периметрального ограждения и освещения территории;
- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
-наличие инженерно-технических средств охраны (охранно- пожарная сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля) и др.
Несмотря на требования закона, образовательным учреждением не выполнены условия охраны здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения.
16 марта 2011 года в ходе обследования территории, здания и помещений МДОУ№ 3 «Ивушка» с. Эльхотово ранее проведенными проверками, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а также требования антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Так, в ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении отсутствует специализированная охрана. Территория в вечернее и ночное время охраняется сторожем без оружия, что не позволяет обеспечить качественную круглосуточную охрану объекта. Отсутствуют камеры видеонаблюдения по периметру с круглосуточной записью.
Изложенное свидетельствует о том, что органом местного самоуправления Кировского района не выполняется обязанность по осуществлению противодействия терроризму в пределах своих полномочий,предусмотренная ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Кроме того, в нарушение требований норм и правил пожарной безопасности в образовательном учреждении не установлена система автоматического обнаружения первичных факторов пожара (ФЗ №123 ст.4 п.4; НПБ 110-03), не установлена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ФЗ №123 ст. 4 п. 4), отсутствует пожарный водоем для нужд пожаротушения (ФЗ №123, ст.62 п.З), ветхая электропроводка (ФЗ №123 ст.4 п.4; п.57).
Ранее, в связи с имеющимися нарушениями требований пожарной безопасности ОГПН Кировского района заведующему детским садом образовательного учреждения неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в соответствии с требованиями Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 04 июня 2001 года № 31 (НПБ 88-2001).
Из объяснения главного бухгалтера Управления образования Кировского района следует, что выявленные нарушения образовательными учреждениями не могут быть устранены самостоятельно в связи с отсутствием финансовых средств.
Согласно Уставу МДОУ №3 «Ивушка» с. Эльхотово данное образовательное учреждение создано Администрацией местного самоуправления Кировского района РСО - Алания и его финансирование осуществляется Учредителем (т.е. Администрацией Кировского района) в соответствии с заключенным между ними договором, согласно которому деятельность учреждения финансируется Учредителем из муниципального бюджета Кировского района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, по причине бездействия АМС Кировского района, не финансирующей в достаточном объеме указанное образовательное учреждение, его деятельность осуществляется с существенными нарушениями правил пожарной безопасности и требований антитеррористической защищенности, что создает угрозу жизни и здоровью его несовершеннолетних воспитанников, а также других лиц, посещающих указанное заведение.
Выявленные проверкой нарушения не устраняются в течение длительного времени.
Бездействие образовательного учреждения и его учредителя, выразившееся в невыполнении мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, ставит в опасность жизнь и здоровье, как участников образовательного процесса, так и других лиц, тем самым нарушаются права несовершеннолетних и неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.
Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Просит суд удовлетворить исковые требования.
Помощник прокурора Доев С.В. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Кцоев Р.Б., действующий на основании доверенности №6 от 28.04.2010 года, в судебном заседании исковые требования признал частично, и пояснил, что все мероприятия по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности воспитанников и работников ДОУ№3 «Ивушка» с. Эльхотово в настоящее время действительно не выполнены, так как не хватает финансовых средств для устранения всех нарушений. Администрация Кировского района РСО-Алания постарается устранить все нарушения до 1 сентября текущего года.
Представитель третьего лица, заведующая ДОУ №3 «Ивушка» Ардасенова З.К. исковые требования прокурора признала, подтвердила указанные в иске нарушения пожарной безопасности и антитеррористической защищенности воспитанников и работников детского сада.
Представитель третьего лица Бичерахов Т.Э., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал полностью и пояснил, что каждый год проводятся проверки дошкольных учреждений по пожарной безопасности, составляются предписания по устранению нарушений. Одни нарушения устраняются, а другие нарушения так и остаются не устраненными из года в год.
Выслушав сторон, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностныелица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Федеральным законодательством закреплено требование об обязательном соблюдении противопожарных норм в учреждениях образования для обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних и других граждан. Данное требование следует из конституционных установлений, закрепленных в ст. 2 Конституции РФ, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствие со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст.37 данного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Во исполнение требований указанного Федерального закона МЧС России издан Приказ от 18.06.2003 г. № 313, которым утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), а так же Приказ от 18.06.2003 г. № 315, которым утверждены Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03).
В соответствии с пунктом 1и 19 части второй ст.32 закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Согласно п.2 ч.3 ст.32 закона РФ «Об образовании» Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за, жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 закона РФ «Об образовании» полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как указано ст.33 Закона РФ «Об образовании», право ведения образовательной деятельности образовательным учреждением приобретается в случае соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, охраны здоровья воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений.
Согласно Постановлению Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 22 августа 2003г.№237, рекомендовано главам администраций местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики принять неотложные меры по обеспечению до 1 октября 2003 года муниципальных учреждений образования средствами первичного пожаротушения, планировать в проектах бюджета на 2004 год и последующие годы расходы на установку пожарной сигнализации и другие противопожарные мероприятия.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от.4.06.2008 г, о методических рекомендациях по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений РФ, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решение о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает следующим требованиям;
-наличие периметрального ограждения и освещения территории:
-обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
-наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарная сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля) и др.
В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 г.№35-ФЗ «О противодействии терроризму», в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.
Согласно уставу муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения МДОУ №3 «Ивушка» с. Эльхотово Кировского муниципального района РСО-Алания учредителем является администрация Кировского района РСО-Алания.
В МДОУ №3 «Ивушка» 11.08.2009 года была проведена проверка ОНД Кировского района. По итогам проверки были выявлены нарушения:
1.в помещениях не установлена система автоматического обнаружения первичных факторов пожара;
2. не установлена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
3. отсутствует пожарный водоем для нужд пожаротушения.
При очередных проверках, которые проводились 13.08. 2010 года и были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, были вынесены предписания соответственно с указанием мероприятий и сроков устранения нарушений требования пожарной безопасности. Но в ходе проведения внеплановых мероприятий по контролю исполнения предписания было установлено, что часть нарушений не были устранены в установленный срок.
Так из предписания №114 от 22.07. 2010 года видно, что проведено обследование госинспектором ОГПН по Кировскому району, старшим лейтенантом вн./сл. Бичераховым Т.Э. в ДОУ№3 «Ивушка», были выявлены нарушения противопожарной безопасности, и был дан срок для их устранения.
Согласно Акту обследования инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов школьных и дошкольных учреждений от 16.03. 2011г, здание ДОУ №3 «Ивушка» не соответствует требованиям антитеррористической защищенности, и было предложено установить систему видеонаблюдения.
Из объяснения полученного помощником прокурора Кировского района Дзитоевым С.У. у главного бухгалтера Управления образования Кировского района, Кцоевой А.Т. видно, что на занимаемой должности работает с марта 2010 года. В период с 15 по 18 марта 2011 года, сотрудниками ОНД и ОВО ОВД по Кировскому району в дошкольных образовательных учреждениях Кировского района проведена проверка пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. В результате проверки выявлены многочисленные нарушения, устранение которых требует немалых денежных средств. Поясняет, что учредителем образовательных учреждений Администрацией Кировского района не осуществляется достаточное финансирование. В то же время, образовательные учреждения самостоятельно не в состоянии устранить указанные нарушения.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно пребывающих в МДОУ№3 «Ивушка», так и находящихся там временно.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация Кировского муниципального района РСО-Алания, как учредитель ДОУ №3 «Ивушка» с. Эльхотово не выполняет обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Бездействие администрации Кировского района РСО-Алания, выразившееся в невыполнении мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, ставит в опасность жизнь и здоровье, как участников образовательного процесса, так и других лиц, тем самым нарушает права несовершеннолетних и неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Кировского района РСО-Алания в защиту интересов несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц к Администрации Кировского района РСО-Алания, о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности Муниципального дошкольного учреждения №3 « Ивушка» с. Эльхотово удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Кировского района РСО-Алания, выразившееся в невыполнении мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности Муниципального дошкольного образовательного учреждения №3 «Ивушка с. Эльхотово нарушающее права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.
Обязать администрацию Кировского района РСО-Алания выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и
антитеррористической защищенности воспитанников и работников учреждения МДОУ №3 «Ивушка» с. Эльхотово Кировского района РСО-Алания, нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.
Судья Рамонова Б.К.
Копия верна:
Судья Рамонова Б.К.