РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Н.А. Бондаревой
при секретаре Д.А. Азаркиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № /_______/ по иску прокурора Кировского района г. Томска к обществу с ограниченной ответственностью /_______/ о понуждении к совершению действий,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Игловской Е.И.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд с иском к ООО /_______/ о понуждении к совершению действий, указав, что прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха и об отходах производства и потребления в ООО /_______/, которое сдает в аренду объекты, расположенные на производственной территории, принадлежащей обществу и расположенной по адресу: /_______/, /_______/. Согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО /_______/, который утвержден заместителем Управления Ростехнадзора по /_______/ 03.04.2008г., организация имеет 3 единицы техники: 3 грузовых автомобиля: кран-манипулятор, ассенизаторная машина, /_______/-самосвал, отходы образуются от деятельности арендаторов: мусор от бытовых помещений несортированный, уличный смет, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, и от обслуживающего их персонала, трудоустроенного в ООО /_______/ в количестве 15 человек. /_______/ разрабатывался проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, который утвержден заместителем Управления Ростехнадзора по /_______/ 26.04.2005г. и срок действия которого истек 31.12.2009г. Поскольку до настоящего времени проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО /_______/ не разработан и не согласован, просит суд возложить на ООО /_______/ обязанность провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по результатам которой разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и представить его на утверждение в Управление по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по /_______/ в срок до 01 октября 2010 года, а также получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская Е.И. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик – ООО /_______/, будучи уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил, сведений о причинах неявки, а также возражений по существу заявленных требований суду не представил.
Выслушав сторону истца, ознакомившись с материалами дела, оценив доказательства в их совокупности, определив в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ООО /_______/ (ОГРН /_______/), действующая на основании Устава общества, утвержденного протоколом внеочередного общего собрания участников общества /_______/ от 19.10.2009г., сдает в аренду объекты, расположенные на производственной территории, принадлежащей обществу и расположенной по адресу: /_______/, /_______/. Нахождение общества по данному адресу отражено в Уставе и в сведениях о юридическом лице.
Согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «/_______/», который утвержден заместителем Управления Ростехнадзора по /_______/ 03.04.2008г., организация имеет 3 единицы техники: 3 грузовых автомобиля: кран-манипулятор, ассенизаторная машина, /_______/-самосвал, отходы образуются от деятельности арендаторов: мусор от бытовых помещений несортированный, уличный смет, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, и от обслуживающего их персонала, трудоустроенного в ООО /_______/ в количестве 15 человек.
ООО /_______/ разрабатывался проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, который утвержден заместителем Управления Ростехнадзора по /_______/ 26.04.2005г. и срок действия которого истек 31.12.2009г. До настоящего времени проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО /_______/ не разработан и не согласован, что отражено в письме Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /_______/ от 12.03.2010г. /_______/. Также данные обстоятельства подтверждаются объяснениями директора ООО /_______/ ФИО5 и главного инженера ФИО4, данные в ходе проведенной прокуратурой /_______/ /_______/ проверки исполнения законодательства.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответсвии со ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. ФЗ от 26.06.2007г. №118-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Под охраной атмосферного воздуха понимается система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Данное определение дано в ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В обязанности юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в соответствии со ст.ст. 23 и 30 ФЗ «Об oxpане атмосферного воздуха», входит осуществление учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществление мониторинга атмосферного воздуха.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В силу положений Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР, основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ предприятия на окружающую среду (атмосферный воздух), установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы.
При проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.
Пункт 2 параграфа 1.1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004г. № 14-01-333, все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Следовательно, стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории, используемой хозяйствующим субъектом.
Статьей 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и статьей 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух предусмотрена необходимость разработки нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, определен постановлением Правительства Российской Федерации №183 от 02.03.2000г. «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В силу пункта 3 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами.
Согласно пункту 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов, устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с пп. 9 п. 9 Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утвержденного постановлением администрации Томской области от 23.11.2007г. № 155, департамент принимает решение о выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником по объектам, не отнесенным к объектам федерального экологического контроля, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В нарушение требований законодательства ООО /_______/ осуществляет деятельность, в результате которой производятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствии инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствие проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ атмосферу, а также разрешения на выбросы загрязняющих веществ.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципа презумпции экологической опасности такой деятельности.
Данные нарушения могут негативно сказаться на окружающей среде, а также на здоровье неопределенного круга лиц проживающих вблизи указанного объекта.
Со стороны ответчика в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и согласования его в установленном законом порядке.
Исходя из обстоятельств дела, анализа вышеприведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования истца основаны на законе, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок, указанный прокурором – до /_______/г., поскольку считает его достаточным для совершения тех действий, которые возложены на ответчика решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г.Томска к обществу с ограниченной ответственностью /_______/ – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью /_______/ провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по результатам которой разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и представить его на утверждение в Управление по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по /_______/, а также получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до /_______/ года.
Кассационная жалоба на решение суда может быть подана в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Кировский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА: Судья: Н.А. Бондарева
Секретарь: Д.А.Азаркина