РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Н.А.Шороховецкой
при секретаре О.А.Казицкой
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием заместителя Томского межрайонного природоохранного прокурора Д.В. Неверова, гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Томской области, Парабельского, Каргасокского и Александровского районов в лице Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, а также в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Томскбунефтегаз» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Томский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, Томской области, Парабельского, Каргасокского и Александровского районов в лице Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, а также в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Томскбурнефтегаз» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. В обосновании иска указал, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка предприятий, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. ООО «Томскбурнефтегаз» оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и размещения отходов производства и потребления. Обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена ФЗ «Об охране окружающей среды». За /_______/. плата за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Томскбурнефтегаз» составляет /_______/ руб. До настоящего времени плата ответчиком не внесена. Просит суд взыскать с ООО «Томскбурнефтегаз» в пользу Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за /_______/. в сумме /_______/ руб.
В судебном заседаниизаместитель Томского Межрайонного природоохранного прокурора Неверов Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Томскбурнефтегаз» в судебное заседание не явился. Представил суду заявление об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя в командировке, однако подтверждающих данный факт документов не представлено.
В силу ч.2 ст.167 ГПК РФ суд признает причину неявки ООО «Томскбурнефтегаз» неуважительной.
Представитель Западно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андриянова И.А. (действующая на основании доверенности /_______/ от /_______/г.) в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Представила суду заявление о рассмотрении дела без участия Ростехнадзора.
Суд, выслушав участников процесса, определив в соответствии с ч.2 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело без участия ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что /_______/г. в Томскую межрайонную прокуратуру поступило письмо Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором сообщалось, что по состоянию на /_______/г. задолженность ООО «Томскбурнефтегаз» по плате за негативное воздействие на окружающую среду за /_______/. составляет /_______/ руб.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: требованием от /_______/г., письмом от /_______/г., письмом от /_______/г., расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за /_______/.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой ФЗ «Об охране окружающей среды» (ФЗ №7 от 10.01.2002г.) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.1 ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
На основании ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статья 28 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 23 ФЗ « Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998г) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнения окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
В соответствии с п.1 Порядка, он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые видя деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В силу п.1 приложения 2 к приказу Ростехнадзора от 05.04.2007г. № 204 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ такие виды негативного воздействия как выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно приказа Федеральной службы Ростехнадзора №557 от 08.06.2006г. «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, определен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Как следует из материалов дела плата за негативное воздействие за /_______/. ООО «Томскбурнефтегаз» не внесена.
Согласно прилагаемому расчету сумма платежа за /_______/. составляет /_______/ руб. в том числе Парабельский район - /_______/ руб. (плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами- /_______/ руб., плата за размещение отходов производства и потребления - /_______/ руб.), Каргасокский район - /_______/ руб. (плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - /_______/ руб., плата за размещение отходов производна и потребления- /_______/ руб.), Александровский район - /_______/ руб. (плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами- /_______/ руб., плата за размещение отходов производства и потребления - /_______/ руб.)
Указанные суммы также подтверждаются требованием Ростехнадзора от /_______/г., направленном в адрес ответчика, об уплате задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за /_______/.
Доказательств исполнения обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008г. ответчиком суду не представлено.
Согласно ст.ст. 51,57,62 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду перечисляется в размере 20% в федеральный бюджет, а в размере 40% в бюджет субъекта РФ и 40% - в местный бюджет.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования о возмещения вред окружающей среде, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Невнесение платы за негативное воздействие нарушает интересы Российской Федерации, Томской области, Парабельского, Каргасокского и Александровского районов на реализацию бюджетных полномочий при установлении и исполнении расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащий исполнению за счет субвенций из федерального бюджета.
В силу положений ст.69 БК РФ расходами бюджетов являются бюджетные ассигнования, в частности на социальное обеспечение населения.
В силу положениям ст.70 БК РФ расходами бюджетов является обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений, которое включает оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание работников органов государственной власти, органов местного самоуправления и другое.
Таким образом, невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушают права неопределенного круга лиц: пенсионеров, работников бюджетных учреждений и других категорий граждан, поскольку неполучение сумм доходов бюджетов может повлечь задержку в предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление социального обеспечения населения, выплаты заработной платы и так далее.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования законны и обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона (п.9 ст. 333.36 НК РФ) прокурор освобожден.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с. п.1 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина доход бюджета г.Томска в размере /_______/.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации, Томской области, Парабельского, Каргасокского и Александровского районов в лице Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, а также в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Томскбунефтегаз» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за /_______/. - удовлетворить.
Взыскать с ООО «Томскбурнефтегаз» платеж за негативное воздействие на окружающую среду за /_______/. в размере /_______/ руб.
Расчетный счет Западно-Сибирского Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора:
/_______/
/_______/
/_______/
/_______/
/_______/
Взыскать с ООО «Томскбурнефтегаз» государственную пошлину в бюджет г.Томска в размере /_______/.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней путем подачи кассационной жалобы (представления) через Кировский районный суд г.Томска.
Судья: подпись
Копия верна Судья: Н.А.Шороховецкая
Секретарь: О.А. Казицкая