Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«6» июля 2010г. Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Аплиной Л.Л.,
при секретаре Афанасьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя истца Штефан Н.П., гражданское дело по иску Бондаренко Ии Александровны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области, Администрации г.Томска о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Бондаренко И.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указала, что в связи с трудовыми отношениями с ОАО «Манотомь» в /_______/. году ей предоставлена комната /_______/ в общежитии по /_______/ /_______/, что подтверждается договорами найма от /_______/г. и /_______/г. Указывая, что здание общежития подлежит передаче в муниципальную собственность, однако, вопрос о его передаче в муниципальную имущественную казну не решен, ранее права приватизации ею не использовано, в заключении договора приватизации ответчиками ей отказано, со ссылкой на ст.7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» просит признать за ней право собственности на изолированное жилое помещение - комнату /_______/ площадью /_______/ кв.м, в доме /_______/ по /_______/ /_______/.
В судебное заседание истица, будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя Штефан Н.П.
Представитель истца Штефан Н.П. в судебном заседании дала пояснения по основаниям, изложенным в иске. Также пояснила, что с целью приватизации данного жилья истица обращалась в Администрацию г.Томска, ТУФА по управлению государственным имуществом по Томской области, в чем ей было отказано, поскольку вопрос о передаче общежития в ведение Администрации г.Томска не решен. Считает, что в силу ст.ст.5, 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», а также в связи с внесением изменений в План приватизации Томского манометрового завода, здание по /_______/, /_______/ утратило статус общежития и подлежит передаче в муниципальную собственность. То обстоятельство, что такая передача не состоялась, не может оказать влияния на право истца на приватизацию занимаемого на условиях договора социального найма жилого помещения. Согласно ответу на обращение жильцов, Администрация г.Томска намерена признать спорное здание бесхозяйной вещью, что предполагает затягивание срока оформления права муниципального образования «город Томск» на жилые помещения по адресу: /_______/, /_______/.
Представитель ответчика - Администрации г. Томска Горовцова И.В., действующая на основании доверенности от /_______/г. /_______/, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области Сергеева В.С., действующая на основании доверенности от /_______/г., в судебное заседание также не явилась, представила отзыв на иск, в котором указала на возможность удовлетворения иска при условии подтверждения в судебном заседании условий, необходимых для приватизации жилого помещения, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица - ОАО «Манотомь», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителя истца, свидетеля, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Конституция РФ гарантирует каждому право иметь имущество в собственности (ст.35). В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является признание права.
Согласно ст.11 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 8 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
В судебном заседании установлено, что истец занимает комнату /_______/ в общежитии по /_______/ /_______/, в приватизации которой отказано в связи с нахождением комнаты в общежитии, не являющемся муниципальной собственностью.
Действительно, в соответствии со ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Однако в силу ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что общежитие, в котором расположена спорная комната, находилось в ведении государственного предприятия «Томский манометровый завод».
Распоряжением /_______/ от /_______/г. государственное предприятие «Томский манометровый завод» преобразовано в АООТ «Манотомь», являющееся его правопреемником (п.4 данного распоряжения); /_______/г. в связи с вступлением в силу ФЗ «Об акционерных обществах» АООТ «Манотомь» переименовано в ОАО «Манотомь».
Согласно Выписке из акта оценки стоимости зданий и сооружений Томского манометрового завода по состоянию на /_______/г., согласованного с Департаментом по управлению госимуществом Томской области /_______/г. в уставный капитал АООТ «Манотомь» включено здание общежития на /_______/ места по /_______/ /_______/.
Распоряжением Департамента по управлению государственного имущества Администрации Томской области /_______/ от /_______/г. утверждены изменения от /_______/г., согласно которым уставный капитал общества изменен: здание общежития по адресу: /_______/, /_______/ /_______/, находящееся на балансе ОАО «Манотомь», из уставного капитала общества исключено. Данным распоряжением ОАО «Манотомь» предложено в порядке, предусмотренном действующим законодательством, решить вопрос о передаче данного здания в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (в редакции ФЗ от 23.12.1992г. № 4199-1) не подлежит приватизации жилищный фонд и объекты его инфраструктуры.
На основании п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего до 26.03.2003г., при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества не могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением, помимо прочего, жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций. Установить, что объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).
Положением «О порядке передачи объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» (утв. постановлением правительства РФ от 07.03.1995г.) определен порядок передачи не подлежащего приватизации жилищного фонда в ведение органов местного самоуправления.
Анализируя приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их коллективов, в состав приватизируемого имущества объекты жилого фонда, находящиеся на балансе предприятия, включению не подлежали. Следовательно, при преобразовании ГП «Томский манометровый завод» в АООТ «Манотомь», общежитие, расположенное по /_______/, /_______/ в /_______/ не могло быть включено в состав имущества, подлежащего приватизации, а подлежало передаче в государственную или муниципальную собственность. Следовательно, включение в план приватизации здания общежития по /_______/ /_______/ незаконно.
Данные обстоятельства установлены и решением Арбитражного суда Томской области от /_______/г., вступившим в законную силу /_______/г., которым ОАО «Манотомь» отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения «Об утверждении изменений в План приватизации ГП «Томский манометровый завод» /_______/ от /_______/г.
В материалах дела не имеется доказательств наличия у ОАО «Манотомь» права собственности на здание общежития по /_______/ /_______/ и его передачи в муниципальную или государственную собственность, что подтверждается данными уполномоченных органов, в ведении которых находятся объекты муниципальной и государственной собственности.
Так, из ответов, данных истице Администрацией Кировского района г.Томска и руководителем Территориального управления Росимущества по Томской области /_______/ от /_______/ следует, что объект недвижимости по адресу /_______/ /_______/, /_______/, - общежитие в муниципальную собственность не передавалось.
Таким образом, анализ указанных доказательств позволяет сделать вывод, что общежитие по адресу: /_______/, /_______/ /_______/ в муниципальную собственность не передано, в связи с чем истец по независящим от него причинам не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию принадлежащего по договору социального найма жилого помещения.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законом о приватизации. Положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения права собственности, применяются, если законом о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе… приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду и имеют статус специализированного жилого помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наём ( ч.3 ст.92 ЖК РФ).
Согласно ст.93 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Из пояснений представителя истца, договоров найма жилого помещения в общежитии от /_______/г. и /_______/., трудовой книжки на имя истца следует, что в /_______/. истице в связи с трудовыми отношениями для постоянного проживания решением профкома по согласованию с администрацией ОАО «Манотомь» предоставлено жилое помещение по адресу: /_______/, /_______/, состоящее из одной комнаты площадью /_______/ кв.м., которую в настоящее время истец занимает с постановкой на регистрационный учет по указанному адресу, что подтверждается данными паспорта истца, справкой о регистрации по месту жительства. Данные обстоятельства были также подтверждены в суде свидетелем Ш.
Анализ указанных доказательств позволяет сделать вывод, что порядок предоставления истице комнаты в общежитии и вселения его в спорное жилое помещение соответствует требованиям жилищного законодательства РФ.
Комната /_______/ общежития, расположенного по /_______/, согласно экспликации к поэтажному плану жилого строения и плану 4 этажа, является изолированным помещением и имеет площадь /_______/ кв.м.
Заявление истицы в Администрацию г.Томска свидетельствует об ее обращении истца в указанный орган /_______/г. за дачей разрешения на приватизацию спорного помещении.
Выписками из Единого государственного реестра прав, данными ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» подтверждено, что истица в приватизации не участвовала, иного жилья в собственности не имеет.
Согласно ст.ст. 17, 28 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, уставленного вступившим в силу решением суда.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Бондаренко И.А. о признании права собственности на изолированное жилое помещение - жилую комнату /_______/, жилой площадью /_______/ кв.м., обозначенное на поэтажном плане под инвентарным /_______/, 4 этажа здания по адресу: /_______/, /_______/, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бондаренко Ии Александровны удовлетворить.
Признать право собственности на жилое помещение - комнату /_______/, расположенную по адресу: /_______/, /_______/ жилой площадью /_______/ кв.м. (обозначенную на плане четвертого этажа под /_______/ ) за Бондаренко Ией Александровной /_______/ г.р.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста.
Судья: Л.Л.Аплина