Общие сведения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Н.А. Бондаревой

при секретаре Д.А. Азаркиной

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело № 2-1056/10 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области к З., третье лицо – администрация г.Томска, о признании права собственности на жилое помещение,

с участием:

представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области – О., действующей на основании доверенности №1 от 11.01.2010г. сроком до 31.12.2010г.,

ответчика З.,

представителя администрации г.Томска – Г., действующей на основании доверенности №534 от 02.02.2010г. сроком действия один год,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее Территориальное управление Росимущества в Томской области) обратилось в суд с иском к З. о признании права собственности Российской Федерации на квартиру № 3 в доме № / … / по ул. / … / в г.Томске, указав, что жилое строение по адресу: г.Томск, / … / (бывший адрес: г.Томск, /…/) является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и относится к памятникам истории и культуры, подлежащим охране как памятники государственного значения, и учитывается в реестре федерального имущества, как находящееся в казне Российской Федерации. На квартиру №3 в данном жилом доме зарегистрировано право собственности за З. на основании договора передачи от 24.09.2008 №2218, заключенного между Администрацией Кировского района г.Томска и З. Решением Кировского районного суда г.Томска от 15.10.2009г. данный договор передачи от 24.09.2008 №2218 признан незаключенным. Существование в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности З. на квартиру № 3 в жилом доме по адресу: г.Томск, / … / нарушает имущественные права Российской Федерации, как собственника указанного имущества, в частности, права Территориального управления Росимущества в Томской области по осуществлению полномочий по управлению и распоряжению указанным имуществом. Поскольку зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, а запись в ЕГРП о государственной регистрации права собственности может быть прекращена только на основании судебного акта, просят признать право собственности Российской Федерации на жилое помещение - квартиру №3 площадью 33,5 кв.м. по адресу: г.Томск, /…/.

В судебном заседании представитель Территориального управления Росимущества в Томской области О. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

З. считал иск не подлежащим удовлетворению, в представленных письменных возражениях и в пояснениях в судебном заседании указал, что 25.12.2009г. он обратился в Территориальное управление Росимущества в Томской области с заявлением на приватизацию спорной квартиры, в ответе от 20.01.2010г. ему было предложено обратиться в УФРС по Томской области о прекращении его права собственности на указанную квартиру и необходимости подписания охранного обязательства. Поскольку основной целью приватизации является вступление в права собственности на указанную квартиру, он считает абсурдным обращение в УФРС по Томской области с заявлением о прекращении своего права собственности на квартиру. Полагает, что исключение из ЕГРП записи о его праве собственности и повторное обращение в УФРС по Томской области с заявлением о регистрации права собственности повлечет необоснованные повторные затраты по уплате государственной пошлины.

Представитель администрации г.Томска Г. не оспаривала права собственности Российской Федерации на квартиру №3 по адресу: г.Томск, / … /, вместе с тем считала, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права.

Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает, заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, подтверждается справкой № 12594 от 01.04.2002г. службы адресного реестра Томского городского бюро технической инвентаризации, что бывшим адресом жилого дома по ул. / … / в г.Томске являлся адрес: г.Томск, / … /.

Жилое строение по адресу: Томская область, г.Томск, / … / (бывший адрес: г.Томск, / … /) Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. №624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» отнесено к памятникам культуры, включаемых в списки памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 20.02.1995г. №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране, как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. №1327, дополненным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. №624.

Таким образом, жилое строение по адресу: Томская область, г.Томск, / … / является объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Согласно пункта 3 раздела I Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты историко-культурного общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности.

Учитывая, что жилое строение по адресу: г.Томск, /. . / отнесено к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения, то указанный объект недвижимости в силу прямого указания Постановления Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27.12.1991г. является федеральной собственностью, что также подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 01.04.2010г. №305/1. Указанное право является ранее возникшим и в силу ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является действительным и признается наравне с зарегистрированными правами.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 25.02.1998г. №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п.3) документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, являются соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанный перечень, суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями №№1,2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1.

В связи с этим, включение данного объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности на основании решения Томской городской Думы от 04.07.1997г. №21, постановления мэра г.Томска от 23.09.1998г. №704 «Об утверждении перечня объектов, предаваемых в муниципальную собственность», а также последующее отнесение объекта к муниципальной собственности и включение в муниципальную имущественную казну является незаконным. Указанные акты, в том числе Постановление мэра г.Томска от 28.02.2005г. №160 «О передаче жилищного фонда в муниципальную казну», Постановление Мэра г.Томска от 28.02.2005г. №155 «О внесении изменений в Постановление мэра г.Томска от 28.02.2005г. №106», Постановление мэра г.Томска от 29.12.2006г. №725 «О ведении учета жилищного фонда», в части включения спорного объекта в реестр муниципальной собственности в силу абз. 12 ст. 12 ГК РФ не подлежат применению.

Кроме того, в целях приведения реестра муниципальной собственности в соответствие с действующим гражданским законодательством и исключения из реестра муниципальной собственности объектов, являющихся федеральной собственностью, принято постановление мэра г.Томска от 15.08.2002г. №328 «Об исключении из реестра муниципальной собственности г.Томска объектов, являющихся федеральной собственностью» в соответствии с которым жилой дом по ул. / … / исключен из реестра муниципальной собственности.

Также в судебном заседании установлено, что на основании договора передачи регистрационный номер 2218 от 24.09.2008г. З. администрацией Кировского района г.Томска передана в индивидуальную собственность бесплатно занимаемая им квартира муниципального жилищного фонда, состоящая из одной комнаты, общей площадью 33,50 кв.м., расположенная по адресу: г.Томск, / … /. Государственная регистрация права собственности З. на данную квартиру произведена 14.10.2008г., номер регистрации / … /, что подтверждается штампом о государственной регистрации на данном договоре.

Решением Кировского районного суда г.Томска от 15.10.2010г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским дела Томского областного суда от 22.12.2009г., договор передачи квартиры №3 в доме № / … / по ул. / … / в г.Томске от 24 сентября 2008г. за регистрационным номером 2218 между администрацией Кировского района г.Томска и З. признан незаключенным.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Вместе с тем, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров.

Согласно статье 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.

С учетом изложенного, поскольку в судебном порядке договор, на основании которого была произведена государственная регистрация права собственности З., был признан незаключенным, т.е. не порождает прав и обязанностей у сторон, а квартира №3 в доме № / … / по ул. / … / в г.Томске в силу прямого указания Постановления Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27.12.1991г. является федеральной собственностью, то заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы З., указанные в письменных возражениях на иск, сводятся к тому, что до настоящего времени Территориальным управлением Росимущества в Томской области не решен вопрос о передаче ему в собственность спорного жилого помещения в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и не могут быть приняты во внимание судом, поскольку не относятся к предмету заявленных требований и не ставят под сомнение право собственности Российской Федерации на квартиру №3 по адресу: г.Томск, / … /.

В соответствии с п. 4.2 раздела II Положения о Территориальном управлении Росимущества в Томской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 №63, юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации, расположенном на территории Томской области осуществляет от имени Российской Федерации Территориальное управление Росимущества, которое вправе представительствовать в суде, в том числе обращаться в суд с исками от имени Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом (п. 5.3 раздела II), в связи с чем, Территориальное управление Росимущества в Томской области имеет право на предъявление иска о признании права собственности Российской Федерации на спорное жилое помещение.

Руководствуясь ст. 194, 195, ч. 1 ст. 196, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области к З. о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации на жилое помещение – квартиру №3 площадью 33,5 кв.м. по адресу: г.Томск, / … /.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Кировский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Н.А. Бондарева

Секретарь Д.А. Азаркина

Решение вступило в законную силу 15.05.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200