РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Н.А. Шороховецкой
при секретаре О.А. Казицкой
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием истца Стройновой В.Н., представителя истца Скрябина Д.В. (действующего на основании ордера от 24.05.2010г.) гражданское дело по иску Стройновой Валентины Николаевны к администрации г.Томска о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа и установлении денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Стройнова В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа и установлении денежной компенсации. В обосновании иска указала, что является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: /_______/, /_______/, общей площадью 15,5 кв.м. Заключением Межведомственной комиссии №/_______/ от 26.12.2007г. дом по /_______/ признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением мэра г.Томска от 25.04.2008г. №/_______/ дом признан аварийным и постановлено принять меры к расселению жильцов и демонтажу дома в срок до 31.12.2009г. Согласно отчета об оценке рыночной стоимости квартира по адресу: /_______/, /_______/ по состоянию на 19.03.2009г. стоимость составляет /_______/. 16.02.2010г. она обратилась с заявлением к мэру г.Томска о заключении с ней соглашения о выкупе принадлежащей ей квартиры за /_______/., но получила ответ, из которого следует, что расселение дома по /_______/ запланировано на 2012г. В соответствии с требованиями ст.32 ЖК РФ, ст.35 Конституции РФ просит суд прекратить путем выкупа администрацией г.Томска право собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: /_______/, /_______/, общей площадью 15,5 кв.м. и установить размер денежной компенсации вследствие прекращения права собственности путем выкупа в размере /_______/.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Скрябин Д.В. (действующий на основании ордера № 126 от 24.05.2010г.) правовую позицию своего доверителя поддержал.
Представитель ответчика Рябец Е.В. (действующая на основании доверенности от 04.12.2009г. №/_______/ в судебное заседание не явилась. Представила суду письменный отзыв, в котором указала, что законодателем установлена процедура, подлежащая применению при осуществлении обеспечения жилищных прав собственников «аварийных» жилых помещений, которая включает в себя в качестве начала процедуры - изъятие земельного участка, на котором расположен «аварийный» дом, для муниципальных нужд. Решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: /_______/, /_______/ органом местного самоуправления- администрацией г.Томска, не принималось, не имеется правовых и фактических оснований требовать выполнения обязанности, вытекающей из данного решения. Полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований истца нет. Просила суд рассмотреть дело без участия представителя администрации г.Томска.
Заслушав участников процесса, оценив доказательства, определив рассмотреть дело в соответствие с ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствии представителя ответчика, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ч.1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с ч. 10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Судом установлено, что Стройнова В.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: /_______/, /_______/, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 22.07.2002г.
Согласно п.7 Постановления правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г.Томска №/_______/ от 26.12.2007г. жилой дом по адресу: /_______/, /_______/ признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением мэра г.Томска от 25.04.2008г. №/_______/ дом по адресу: /_______/, /_______/ признан аварийным и подлежащим сносу. На заместителей мэра г.Томска, начальника департамента строительства и архитектуры администрации г.Томска совместно с администрациями Кировского, Советского и Ленинского районов г.Томска возложена обязанность принять меры к расселению жильцов и демонтажу жилого дома в срок до 31.12.2009г.
Как следует из письменного отзыва администрации г.Томска решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: /_______/, /_______/, органом местного самоуправления - администрацией г.Томска, не принималось.
Как следует из ответа администрации Кировского района г.Томска от 12.03.2010г. № /_______/ жилой дом по /_______/ признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 31.12.2009г. В декабре 2008-январе 2009г. администрация Кировского района г.Томска подготовила и направила документы в департамент строительства и архитектуры г.Томска для решения вопроса о включении дома по /_______/ в городскую целевую программу «Переселение граждан г.Томска из аварийного жилищного фонда при участии средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на 2010-2012г.» Расселение будет произведено в рамках этой программы на 2010г.-2012г. в порядке, предусмотренном регламентом, утвержденным распоряжением мэра г.Томска от 14.12.2009г. №/_______/ «О регламенте подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу» и в соответствии со ст.32 ЖК РФ.
В программе "Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда в 2010 - 2012 годах" утвержденной Постановлением администрации г.Томска от 23.09.2009г. № /_______/ (в ред. постановления администрации г. Томска от 26.05.2010 N 479) гл.VI п.1пп. 3, п. 2 предусмотрено, что жилые помещения могут быть изъяты у собственника путем выкупа в связи со сносом аварийного многоквартирного дома и изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд на основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ, гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и указанных в приложениях 1, 4, 7 к настоящей Программе, предоставляется мера социальной поддержки в форме освобождения от возмещения разницы между стоимостью жилого помещения, предоставляемого гражданину взамен жилого помещения, подлежащего изъятию для муниципальных нужд, в соответствии с условиями соглашения, заключаемого в порядке части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и размером выкупной цены, определенной в соответствии с частями 6, 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Приложением 7 к городской долгосрочной целевой программе "Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда в 2010 - 2012 годах", утвержден Перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2012г. за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск», в который включен дом, расположенный по адресу: /_______/, /_______/.
В Перечень земельных участков, подлежащих торгам (аукцион) в 2012 г., включен земельный участок, расположенный по адресу: /_______/, /_______/.
Таким образом, срок, установленный для решения вопроса об изъятии земельного участка и расселения жильцов дома, расположенного по адресу: /_______/, /_______/ не истек.
Требований о сносе аварийного дома, расположенного по адресу: /_______/, /_______/ в /_______/ истцом не направлялось.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку в отношении земельного участка, распложенного под жилым домом по адресу: /_______/, /_______/, решение об его изъятии не принималось, требование о сносе дома в органы местного самоуправления истцом не направлялось, то есть предварительная процедура, необходимая для решении вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, предусмотренного ст.32 ЖК РФ, не соблюдена, следовательно оснований для удовлетворения требований Стройновой В.Н. о прекращении прав собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: /_______/, /_______/ путем выкупа нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Стройновой Валентины Николаевны к администрации г.Томска о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа и установлении денежной компенсации - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись:
Копия верна Судья: Н.А. Шороховецкая
Секретарь: О.А.Казицкая