Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И03 июня 2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Н.А. Бондаревой
при секретаре Д.А. Азаркиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-32/10 по иску прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Кулешовой Валерии Георгиевны, Кулешова Феликса Георгиевича, Трофимовой Юлии Георгиевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, государственному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», Министерству финансов Российской Федерации, Администрации г.Томска, о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения и выделении денежных средств для предоставления жилого помещения,
с участием: представителя процессуального истца Заплатиной Е.А.; материальных истцов Кулешовой В.Г., Трофимовой Б.Г.; представителя ответчика Территориального управления Росимущества в Томской области Орешкиной О.И., действующей на основании доверенности №1 от 11.01.2010г. со сроком полномочий до 31.12.2010г.; представителя Министерства финансов Российской Федерации Рябовой А.И., действующей на основании доверенности от 21.01.2010г. со сроком полномочий по 31.12.2012г.; представителя СибГМУ Гайделиса Г.В., действующего на основании доверенности от 05.02.2010г. со сроком полномочий в один год,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд иском в интересах Кулешовой В.Г., Кулешова Ф.Г., Тимофеевой Ю.Г. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее Территориальное управление Росимущества в Томской области) о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма. В обоснование требований указано, что Кулешова В.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: /_______/, /_______/, /_______/ /_______/ с 07.09.1995 года. Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы: брат Кулешов Ф.Г. с 14.11.1985 г.; дочь Трофимова Ю.Г. - с 07.09.1995 г. Кулешова В.Г. была вселена в указанное жилое помещение вместе с матерью ФИО1 на основании ордера выданного последней в 1984 г. Томским медицинским институтом. После смерти ФИО1, последовавшей в 2002 году, ответственным квартиросъемщиком названного жилого помещения, площадью 65,4 кв.м., до 2008 г. являлась Кулешова В.Г. Указанное жилое помещение находится в федеральной собственности и передано в оперативное управление ГОУ ВПО СибГМУ. Собственником данного жилого помещения, согласно выписки из реестра федерального имущества, является Территориальное управление Росимущества по Томской области. По данным БТИ, на 1998 г. жилой дом по указанному адресу имел 75 % износа. До настоящего времени капитальный ремонт указанного многоквартирного жилого дома, а также находящихся в нем жилых помещений не произведен, в результате чего указанный жилой дом является фактически непригодным для проживания. В соответствии с актом обследования жилого дома объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от 14.08.2002 г., межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что указанный жилой дом находится в аварийном состоянии, имеет большой физический износ, существует угроза обвала стены, капитальный ремонт нецелесообразен. Постановлением мэра г.Томска от 14.08.2003г. №337 был утвержден акт обследования жилого дома от 14.08.2002 г. Жилой дом был признан непригодным для проживания в связи с угрозой обрушения отдельных конструкций, и СибГМУ было предписано принять меры по прекращению эксплуатации указанного жилого дома. Согласно акта технического обследования жилого дома, расположенного по адресу: /_______/, /_______/ от 01.02.2005 г., комиссией СибГМУ установлено, что здание находится в аварийном состоянии. В результате незаконного бездействия Территориального управления Росимущества по Томской области (собственника указанного жилого дома) и СибГМУ (в чьи обязанности входит оперативное управление данным домом) были нарушены права и законные интересы Кулешовой В.Г., Кулешова Ф.Г., Трофимовой Ю.Г., которые в июле 2008 г. были вынуждены выехать из квартиры по адресу: /_______/, /_______/, /_______/, в связи с невозможностью проживания в условиях, создающих угрозу жизни и здоровью. Просил обязать Территориальное управление Росимущества в Томской области предоставить Кулешовой В.Г., Кулешову Ф.Г., Трофимовой Ю.Г. другое благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 65,4 кв. м., находящееся в границах территории муниципального образования город Томск, на условиях договора социального найма.
В процессе рассмотрения дела по ходатайству процессуального истца в качестве соответчика было привлечено Государственное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (СибГМУ). Процессуальным истцом окончательно заявлены требования о возложении обязанности на Государственное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по предоставлению Кулешовой В.Г., Кулешову Ф.Г., Трофимовой Ю.Г. другого благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 18 кв.м., находящегося в границах территории муниципального образования город Томск, на условиях договора социального найма. В случае недостаточности у ответчика средств на указанные цели возложить данную обязанность субсидиарно на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области. В заявлении об уточнении исковых требований указано, что в соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Наймодателем жилого помещения по адресу: /_______/, /_______/, /_______/ /_______/ является СибГМУ, в связи с чем указанное учреждение должно быть привлечено в качестве ответчика по настоящему делу. Согласно ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Поэтому в случае недостаточности средств у СибГМУ на предоставление Кулешовой В.Г., Кулешову Ф.Г., Трофимовой Ю.Г. другого благоустроенного жилого помещения данную обязанность следует возложить на собственника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области.
Материальными истцами помимо требований, заявленных в их интересах процессуальным истцом, заявлены также требования о возложении обязанности на Министерство финансов Российской Федерации по выделению из федерального бюджета денежных средств, необходимых для предоставления истцам благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33,8 кв.м. в границах города Томска. В обоснование требований указано, что в соответствии со ст. 128 ГК РФ Российская Федерация может отвечать по своим обязательствам принадлежащими ей на праве собственности денежными средствами, составляющими казну Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Минфин России является финансовым государственным органом, ответственным за исполнение федерального бюджета, то есть за расход денежных средств, составляющих казну Российской Федерации. На федеральные средства возможно будет приобрести жилье для их семьи.
В процессе рассмотрения дела в качестве соответчика была привлечена также Администрация г.Томска, однако ни процессуальным истцом, ни материальными истцами требований к указанному ответчику не были заявлены.
В судебном заседании представитель процессуального истца Заплатина Е.А., требования, заявленные прокурором в интересах процессуальных истцов, поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях. Считала, что жилое помещение истцам должно быть предоставлено общей площадью не менее 18 кв.м. в соответствии с ордером, выданным Томским медицинским университетом ФИО1
Материальные истцы Кулешова В.Г. и Трофимова Ю.Г. настаивали на удовлетворении заявленных требований, в том числе по предоставлению жилого помещения общей площадью не менее 33,8 кв.м., поскольку именно за указанную площадь ими производилась оплата за жилищно-коммунальные услуги. Кулешова В.Г. пояснила, что на момент предоставления её матери жилого помещения в связи с трудовыми отношениям с Томским медицинским университетом, квартира №/_______/ в доме №/_______/ по /_______/ являлась двухъярусной. Им была предоставлена комната на втором этаже. Затем в порядке расширения их семье была предоставлена комната большей площадью, соседняя с ранее занимаемой, в этой же квартире на втором этаже. В это время данная квартира на втором этаже имела №/_______/ Квартира №/_______/ является коммунальной, состоит из двух жилых комнат, двух коридоров и кухни, их семья занимала комнату большей площадью. Другая комната в квартире была приватизирована соседями. В настоящее время она с членами своей семьи проживает в двухкомнатной квартире №/_______/ по /_______/ в.г.Томске. Данная квартира им была предоставлена ООО «Ф.» в рамках исполнения предварительного договора от 11.06.2008г. Однако со стороны жильцов данный договор исполнен быть не может, так как жилое помещение по адресу: /_______/, /_______/, /_______/ признано непригодным для проживания, в связи с чем они лишены возможности приобрести его в собственность в порядке приватизации и передать ООО «Ф.» в качестве компенсации за предоставленную им при расселении квартиру.
Кулешов Ф.Г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель СибГМУ Гайделис Г.В. иск не признал, не оспаривая законность проживания истцов на условиях договора социального найма в комнате площадью 18,8 кв.м. в квартире /_______/ дома /_______/ по /_______/, пояснил, что жилой дом по адресу: /_______/, /_______/, /_______/ является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении СибГМУ. СибГМУ является получателем средств федерального бюджета на оказание государственных услуг по подразделу 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование» классификации расходов бюджетов. В соответствии со статьей 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений, а именно подготовку специалистов соответствующего уровня и содержания учреждения. Финансирование СибГМУ на приобретение объектов недвижимого имущества для расселения жильцов из аварийных домов по соответствующим кодам бюджетной классификации не предусмотрено. В компетенцию СибГМУ не входит осуществление функций по предоставлению жилых помещений гражданам; в связи с этим не предусматривается выделение денежных средств для приобретения жилых помещений. СибГМУ собственных средств также не имеет.
Представитель Территориального управления Росимущества в Томской области Орешкина О.И. иск не признала. В отзыве, а также в пояснениях в судебном заседании указала, что в соответствии с Положением о Территориальном
управлении Росимущества в Томской области, утвержденном Приказом Росимущества от 05.3.2009 № 63 Территориальное управление осуществляет
функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом. В его полномочия не входит строительство и приобретение жилых помещений в собственность Российской Федерации, в том числе, жилых помещений с целью предоставления его нуждающимся гражданам. Весь имеющийся федеральный жилой фонд либо уже заселен гражданами и предоставлен последним в собственность, либо является распределенным между федеральными учреждениями и федеральными предприятиями, а жилые помещения в нем предоставлены такими учреждениями и предприятиями гражданам по договорам социального и специализированного найма ведомственного жилого фонда. Территориальное управление Росимущества в Томской области не является наймодателем жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: /_______/, /_______/. В связи с этим, Территориальное управление не является в соответствии со ст. 87 ЖК РФ лицом, обязанным предоставлять гражданам другое благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма. В соответствии со ст. 210, 294, 296 ГК РФ ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», являясь владельцем жилого дома по адресу: /_______/, /_______/, несет бремя содержания данного фонда и связанные с этим правовые последствия. Считала, что в случае, если у ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» не будет возможности предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение за счет средств Учреждения, в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ, то главный распорядитель и получатель средств федерального бюджета на указанные функции, должен решать вопрос о финансировании СибГМУ на цели, связанные с приобретением жилого помещения истцам на основании решения суда. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные управления не финансируются на цели, связанные с приобретением либо строительством жилищного фонда для расселения граждан из аварийного государственного жилищного фонда. Кроме этого, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не финансирует территориальные органы на цели, связанные с управлением и распоряжением закрепленным федеральным имуществом (находящимся в оперативном управлении учреждении или в хозяйственном ведении предприятия), бюджетное финансирование осуществляется только на цели, связанные с содержанием, инвентаризацией и оценкой казенного федерального имущества. В связи с этим Территориальное управление Росимущества в Томской области не вправе нести субсидиарную ответственность по обязательствам СибГМУ.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Рябова А.И. иск не признала, пояснила, что Министерство финансов Российской Федерации не является ответчиком по данному иску и на него не может быть возложена обязанность профинансировать приобретение жилья в случае недостаточности средств для исполнения заявленных истцами требований, так как Министерство финансов РФ не является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к СибГМУ. Главный распорядитель бюджетных средств в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Для СибГМУ главным распорядителем средств является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Доказательств, свидетельствующих о том, что Министерство финансов Российской Федерации недофинансировало главного распорядителя в объеме денежных средств, предусмотренных бюджетным законодательством на соответствующий финансовый год, истцом не предоставлено, равно как и доказательств того, что Министерство финансов Российской Федерации отвечает за действия (бездействия) собственников жилых помещений, в частности за действия (бездействия) ГОУ ВПО «Сибирского государственного медицинского университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (или должностных лиц).
Администрация г.Томска, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Заслушав лиц, участвующих в деле, определив в соответствии с ч.3,4 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, исследовав представленные в судебное заседание доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Постановлением ЦИК СССР N 112, СНК СССР N 1843 от 17.10.1937 "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах" разделом III «О порядке пользования жилищным фондом», пунктом 23 было предусмотрено, что свободные жилые помещения в домах местных советов предоставляются в пользование граждан исключительно по распоряжениям (ордерам) жилищного управления отдела коммунального хозяйства местного совета. Свободные жилые помещения в домах государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, а также в домах, арендованных ими, предоставляются в пользование их работников распоряжением администрации этих учреждений, предприятий и организаций.
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами, подтверждается ордером №/_______/ от 27.03.1961г., что ФИО1 в связи с трудовыми отношениями Томским медицинским институтом была предоставлена комната площадью 18 кв.м. в квартире №/_______/ дома №/_______/ по /_______/ в /_______/.
В соответствии со ст.56 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, введенных в действие с 01.05.1962 года, пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения, заключаемым между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер.
18.04.1968г. между наймодателем Томским медицинским институтом и ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с которым нанимателю было предоставлено жилое помещение в квартире №/_______/ /_______/ по /_______/, состоящее из 1 жилой комнаты жилой площадью 18 кв.м., общими являются кухня, передняя, уборная.
Как следует из поквартирной карточки квартиры №/_______/ /_______/ по /_______/, а также карточек регистрации граждан по месту жительства, в жилом помещении, нанимателем которого являлась ФИО1, проживают и имеют регистрацию: сын Кулешов Ф.Г. с 14.11.1985г., дочь Кулешова В.Г. с 07.09.1995г., внучка Кулешова Ю.Г. с 07.09.1995г.
Сторонами не оспаривалось, что после смерти ФИО1, наступившей 26.01.2002г., Кулешова В.Г. в соответствии с ч.1 ст.88 ЖК РСФСР вместо первоначального нанимателя была признана нанимателем по ранее заключенному договору найма, о чем также имеется отметка в поквартирной карточке. Указанные сведения содержатся в счет-квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг за июнь 2008г., выставленной ГОУ ВПО СибГМУ.
В соответствии со справкой администрации Ленинского района г.Томска от 01.10.2009г. за №/_______/ Кулешова В.Г. решением жилищной комиссии от 13.07.1997г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, на 2009г. номер в общем списке очередности - №/_______/.
Распоряжением Правительства РФ от 28.02.1992г. №388-р Томский медицинский институт преобразован в Сибирский государственный медицинский университет.
Согласно выписки из реестра федерального имущества от 12.03.2009 №1506 жилой дом, расположенный по адресу /_______/, /_______/, /_______/ общей площадью 262,6 кв.м., относится к федеральной собственности, правообладателем является ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Данный жилой дом закреплен за ГОУ ВПО «Сибирским государственным медицинском университетом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» на праве оперативного управления.
В состав муниципальной собственности жилой дом по /_______/, /_______/ включен не был, что подтверждается постановлением мэра г.Томска от 30.10.1998г. №784 об отмене постановления №309 от 30.04.1998г. «О передаче жилого дома и тепловых сетей с баланса Сибирского медуниверситета».
В соответствии с актом обследования жилого дома №/_______/ по /_______/ в /_______/ межведомственной комиссии объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 14.08.2002 г., указанный жилой дом находится в аварийном состоянии, имеет большой физический износ, существует угроза обвала брандмауэрной стены, капитальный ремонт нецелесообразен.
Постановлением мэра г. Томска от 14.08.2003 г. № 337 акт межведомственной комиссии от 14.08.2002г. был утвержден. Жилой дом признан непригодным для проживания в связи с угрозой обрушения отдельных конструкций, СибГМУ предписано принять меры по прекращению эксплуатации указанного жилого дома.
Как следует из акта технического обследования жилого дома по адресу: /_______/, ул. /_______/ комиссией СибГМУ от 01.02.2005г., здание находится в аварийном состоянии, для предотвращения несчастного случая необходимо до проведения капитального ремонта прекратить эксплуатацию жилого дома СибГМУ по адресу: /_______/, /_______/.
Из материалов дела следует, подтверждается ответом администрации г.Томска на запрос от 18.11.2009г., что в соответствии с постановлением мэра г.Томска №98-з от 16.01.2004г. ООО «Ф.» предварительно согласовано место размещения административно-торгового комплекса на земельном участке площадью 4123 кв.м. по /_______/. На основании указанного постановления ООО «Ф.» должно было предусмотреть снос жилых домов по /_______/ и по /_______/, в установленном порядке. 18.01.2007г. в администрацию г.Томска поступило заявление ООО «Ф.» о продлении срока действия постановления мэра г.Томска №98-з от 16.01.2004г. По результатам рассмотрения данного заявления администрацией г.Томска подготовлен акт выбора земельного участка (37/8 от 21.05.2007г.). Учитывая, что в установленный срок ООО «Ф.» не предоставило согласованный акт выбора земельного участка, работа по заявке 37/8 от 21.05.2007г. была прекращена. Администрацией г.Томска принято решение произвести комплексный анализ вышеуказанной территории и предоставить её впоследствии для строительства объектов капитального строительства посредством проведения торгов (письмо в адрес ООО «Ф.» администрации г.Томска от 04.09.2007г. №1299з).
В судебном заседании также установлено, что 17.09.2003г. между ГОУ ВПО СибГМУ и ООО «Ф.» был заключен договор №/_______/, предметом которого являлось участие сторон в освоении земельного участка площадью 0,0941 гектаров по /_______/ в /_______/, принадлежащего ГОУ ВПО СибГМУ на праве бессрочного пользования на основании постановления мэра г.Томска №143-з от 24.02.1994г. В соответствии с условиями договора ООО «Ф.» обязуется профинансировать расселение жильцов жилого дома №/_______/ по /_______/ в /_______/, а ГОУ ВПО СибГМУ после расселения вышеуказанного дома передает ООО «Ф.» земельный участок по адресу: /_______/, /_______/ в /_______/ со всеми постройками и сооружениями, согласовав эту передачу с администрацией г.Томска и Территориальным Управлением Министерства имущественных отношений РФ по Томской области.
Вместе с тем, до настоящего времени вопрос о передаче данного земельного участка от ГОУ ВПО СибГМУ не решен, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008г. №234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен запрет до 01.01.2012г. для федеральных органов исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, предоставленными федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям и расположенными в границах населенных пунктов.
11.06.2008г. между Кулешовой В.Г., Кулешовым В.Г., Трофимовой Ю.Г. и ООО «Ф.» был заключен предварительный договор, в соответствии с которым стороны в срок до 01.11.2008г. обязуются подписать договор купли-продажи квартиры /_______/ по адресу: /_______/, /_______/, /_______/, по которому право собственности переходит к ООО «Ф.». Стоимость жилого помещения является компенсацией за расселение и предоставляется для целевого приобретения в собственность двухкомнатной квартиры по адресу: /_______/, /_______/, /_______/. До заключения основного договора купли-продажи недвижимого имущества стороны обязуются совместными усилиями получить разрешение соответствующих органов на приватизацию недвижимого имущества.
В соответствии с актом приема-передачи от 05.07.2008г. истцам была передана двухкомнатная квартира №/_______/ по адресу: /_______/, /_______/, /_______/ общей площадью 52,5 кв.м., в которой истцы в настоящее время и проживают.
Однако у истцов отсутствует возможность по исполнению условий предварительного договора от 11.06.2008г., поскольку в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлен запрет на приватизацию жилых помещений. находящихся в аварийном состоянии.
Право собственности на жилое помещение, в котором в настоящее время проживают истцы по адресу : /_______/, /_______/, /_______/, не зарегистрировано, что подтверждается сообщением об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.09.2009г.
Как следует из ответов администрации г.Томска на запросы суда от 18.02.2010г. за №/_______/ и 22.04.2010г. за №/_______/, администрация г.Томска считает нецелесообразным принятие имущества (квартир, расположенных в жилом доме по адресу: /_______/, /_______/, /_______/) из федеральной собственности в собственность муниципального образования «город Томск», так как указанный жилой дом признан аварийным и подлежит сносу. Постановление, которым утверждается решение межведомственной комиссии об отмене постановления Мэра г.Томска от 14.08.2003г. №337 «Об утверждении актов межведомственной комиссии о непригодности для проживания жилого дома СибГМУ по /_______/», в настоящее время отсутствует.
Поскольку у истцов отсутствуют какие-либо основания для проживания в квартире по адресу: /_______/, /_______/, /_______/, они обратились в суд с настоящим иском.
Как следует из пояснений сторон решения о проведении капитального ремонта либо реконструкции жилого помещения в установленном порядке в настоящее время не принималось.
На момент принятия решения о признании жилого дома по адресу: /_______/, /_______/, /_______/ непригодным для проживания истцы подлежали выселению из него в соответствии с п.2 ст.91, 93, 96 ЖК РСФСР с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
Обязанность по предоставлению истцам другого жилья исполнена не была.
Однако, поскольку ЖК РСФСР с 01 марта 2005г. прекратил свое действие, то в настоящее время в связи с непригодностью жилого дома для проживания вопрос о предоставлении истцам жилого помещения должен быть разрешен по нормам ЖК РФ.
Учитывая, что жилое помещение, занимаемое истцами по договору социального найма, признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, истцы имеют право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.3 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, жилое помещение истцам должно быть предоставлено наймодателем занимаемого ими жилого помещения.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.19 ЖК РФ государственный жилищный
фонд это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, в том числе жилых помещений, принадлежащих на ином вещном праве федеральным учреждениям и федеральным унитарным предприятиям. Таким образом, к государственному жилищному фонду относятся жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, в том числе ведомственный фонд: жилые помещения, относящиеся к государственной собственности и находящиеся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений.
Согласно ст. 4 ЖК РФ к участникам жилищных отношений относятся не только Российская Федерация в лице государственных органов власти, но и юридические лица, следовательно, последние обладают правосубъектностью в жилищно-правовой сфере в равной степени, как и собственник, в частности, юридические лица (федеральные учреждения и федеральные унитарные предприятия) являются наймодателями ведомственного жилого фонда, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, со всеми вытекающими правами и обязанностями, предусмотренными действующим законодательством.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьями 294, 296 ГКРФ предусмотрено, что государственные предприятия и государственные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Следовательно, приняв на себя правомочия владения и пользования государственным ведомственным жилищным фондом, государственные предприятия и учреждения принимают на себя, в том числе, бремя содержания принадлежащего им жилищного фонда.
Данное правило закреплено в ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, а также в ст. 671 ГК РФ. В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
По настоящему делу управомоченным собственником лицом - наймодателем жилого фонда по адресу /_______/, /_______/, /_______/ является ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», которое владеет данным жилым фондом, несет бремя содержания данного фонда и связанные с этим правовые последствия.
Таким образом, обязанность по предоставлению истцам жилого помещения должна быть возложена на государственное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
В соответствии со ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Вместе с тем, сторонами не представлено доказательств об отсутствии имущества, необходимого для удовлетворения требований истцов у Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
В силу статьи 27 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», за высшим учебным учреждением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, учредитель закрепляет на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, надлежащим ответчиком, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам государственного учреждения, являются: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Согласно пункту 12.1 данной статьи, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Главный распорядитель бюджетных средств в силу положений Бюджетного
кодекса Российской Федерации несет ответственность в пределах средств,
выделенных из федерального бюджета.
В соответствии с Уставом ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» является федеральным учреждением подведомственным Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию (учредитель). Указанное учреждение финансируется из федерального бюджета в соответствии со сметой, утвержденной учредителем.
Пунктом 5.14. Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 325, предусматривалось, что Федеральное Агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.
В соответствии с пунктом 5.2. Положения Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет в порядке и в установленных пределах полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, осуществлявшее управление находившимся в его ведении имуществом, было упразднено и его функции переданы Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.5. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития, утвержденным Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 321, Министерство является главным распорядителем и получателем средств подведомственных ему учреждений здравоохранения и осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
Таким образом, для ГОУ ВПО «Сибирского государственного медицинского университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» главным распорядителем средств является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В случае, если у ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» будет отсутствовать возможность предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение за счет средств Учреждения, в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ, именно, Министерство здравоохранения и социального развития, выполняя полномочия собственника имущества Учреждения и функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета на указанные функции, должно решать вопрос о финансировании Учреждения на цели, связанные с приобретением жилого помещения истцам на основании решения суда.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Министерство финансов Российской Федерации недофинансировало главного распорядителя в объеме денежных средств, предусмотренных бюджетным законодательством на соответствующий финансовый год, истцами не предоставлено, равно как и доказательств того, что Министерство финансов Российской Федерации отвечает за действия (бездействия) ГОУ ВПО «Сибирского государственного медицинского университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». На основании изложенного, в иске к Министерству Финансов Российской федерации о возложении обязанности по выделению из федерального бюджета денежных средств, необходимых для предоставления истцам благоустроенного жилого помещения должно быть отказано.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Томской области также не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Полномочия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Томской области определены в Положении о Территориальном управлении Росимущества в Томской области, утвержденном Приказом Росимущества от 05.3.2009 № 63. В соответствии с Положением Территориальное управление осуществляет функции по управлению и распоряжению существующим и находящимся в федеральной собственности имуществом. Кроме этого, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не осуществляет финансирование территориальных органов на цели, связанные с управлением и распоряжением закрепленным федеральным имуществом (находящимся в оперативном управлении учреждений или в хозяйственном ведении предприятий), бюджетное финансирование осуществляется только на цели, связанные с содержанием, инвентаризацией и оценкой казенного федерального имущества.
На основании изложенного, Территориальное управление Росимущества в Томской области не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», в соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ не вправе нести субсидиарную ответственность по обязательствам данного Учреждения. В связи с чем в иске к указанному ответчику должно быть отказано.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Как следует из материалов дела истцы занимали комнату в коммунальной квартире /_______/ по /_______/, /_______/, общая площадь которой в соответствии с техническим паспортном от 22.05.2007г., составленным ФГУП «Ростехинвентаризация», составляет 65,4 кв.м.
Согласно экспликации к поэтажному плану жилого строения квартира /_______/ состоит из жилых комнат площадью 18,8 кв.м. и 15,4 кв.м., а также из вспомогательных помещений: двух коридоров, кухни, шкафа, подсобного помещения и туалета.
Из пояснений Кулешовой В.Г. и Трофимовой Ю.Г., не оспоренных ответчиками, следует, что они занимали большую по площади комнату в указанной квартире, которая на плане объекта второго этажа в квартире /_______/ обозначена под номером 3 и имеет площадь 18,8 кв.м. Вспомогательные помещения находились в совместном пользовании жильцов всей квартиры.
Погрешность равная 0,8 кв.м., имеющаяся между площадью комнаты, указанной в договоре найма и в техническом паспорте на жилое помещение, является незначительной, и не может повлиять на право истцов по предоставлению жилого помещения равнозначного по площади занимаемого на законных основаниях жилого помещения.
Других сведений о том, что занимаемая истцами комната имеет иную площадь, нежели чем указанную в техническом паспорте жилого здания, сторонами не представлено. Помещение, составляющее общую площадь 33,8 кв.м., как указывают материальные истцы, а также площадью 18 кв.м., как указывает процессуальный истец, в данной квартире отсутствует, в связи с этим истцам должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 18,8 кв.м.
Учитывая, что требований к администрации г.Томска ни процессуальным истцом, ни материальными истцами не заявлялось, в иске к администрации г.Томска должно быть отказано.
Суд также учитывает, что Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 25-ФЗ) «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» предусмотрено, что для осуществления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда является предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях реализации указанного Федерального закона принята Городская долгосрочная целевая программа «Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда в 2010-2012», утвержденная Постановлением Администрации г. Томска от 23.09.2009 № 880, целью которой является комплексное решение проблем переселения граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Томск", из аварийного жилищного фонда города Томска и ликвидация аварийного жилищного фонда муниципального образования "Город Томск". Таким образом, указанная программа распространяется на жилищный фонд муниципального образования, и не распространяется на жилищный фонд Российской Федерации.
Жилой дом по адресу: /_______/, /_______/, /_______/ ни в указанную программу, ни в Областную целевую программу «Строительство жилья социального и аварийного жилищного фонда в Томской области в 2006-2010 с прогнозом до 2020года», утвержденною Законом Томской области от 15.03.2006 № 52-03 не включен.
В связи с этим, денежные средства, предоставленные органам местного самоуправления в качестве финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для выполнения Городская долгосрочной целевой программы «Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда в 2010-2012», подлежат расходованию по целевому назначению в отношении жилищного фонда муниципального образования и не могут быть использованы на жилищной фонд Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, ч. 1 ст. 196, 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Кулешовой Валерии Георгиевны, Кулешова Феликса Георгиевича, Трофимовой Юлии Георгиевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, государственному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», Министерству Финансов Российской Федерации, Администрации г.Томска, о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения и выделении денежных средств для предоставления жилого помещение удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» предоставить Кулешовой Валерии Георгиевне, Кулешову Феликсу Георгиевичу, Трофимовой Юлии Георгиевне другое благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18,8 кв.м., находящееся в границах территории муниципального образования г.Томск, на условиях договора социального найма.
В удовлетворении требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Министерству финансов Российской Федерации, администрации г.Томска – отказать.
Кассационные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Кировский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
КОПИЯ ВЕРНА: Судья: Н.А. Бондарева
Секретарь: Д.А.Азаркина