РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.04.2010 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Петрушенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием помощника прокурора Кировского района г.Томска Мащицкой К.А. гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска Черневича С.Б. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 60 г.Томска», Администрации г.Томска о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 60 г.Томска» (далее по тексту - МДОУ № 60 ), Администрации г.Томска о понуждении к совершению определенных действий. В иске указал, что МДОУ № 60 расположено по адресу /_______/, /_______/, в оперативном управлении которого по указанному адресу находится 1 корпус, состоящий из двух этажей. В здании образовательного учреждения ежедневно круглосуточно находятся дети, которые являются тубконтактными.
22.08.2008 государственным инспектором Кировского района г. Томска по пожарному надзору ФИО1 по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности выдано предписание заведующей МДОУ № 60 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. По результатам проверки готовности МДОУ № 60 к новому учебному году 31.08.2009 государственным инспектором Кировского района г. Томска по пожарному надзору ФИО2 выдано предписание № /_______/, в котором нарушения, указанные в предписании от 22.08.2008 установлены повторно. До настоящего времени указанные требования предписания МДОУ № 60 выполнены не в полном объеме.
Кроме того, 20.12.2007 специалистом Управления Роспотребнадзора по Томской области проведено плановое обследование МДОУ № 60, по результатам которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, однако конкретных мер по устранению выявленных нарушений МДОУ № 60 до настоящего времени не принято.
Невыполнение учреждением требований пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу жизни и здоровью для обучающихся, а также работников дошкольного учреждения.
Требования пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические требования не исполнены учреждением в связи с отсутствием денежных средств. Средств, заложенных в смету доходов и расходов образовательного учреждения на 2009 - 2010 годы, недостаточно для проведения данных работ.
Администрация г. Томска как представитель собственника имущества МДОУ № 60 обязана содержать имущество образовательного учреждения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 60 г. Томска» обеспечить противопожарное расстояние не менее 15 метров от здания образовательного учреждения до временных строений (металлических складов), выполнить капитальный ремонт установки автоматической пожарной сигнализации, заблокировать подвальное помещение учреждения по адресу: /_______/, /_______/, автоматической пожарной сигнализацией, демонтировать помещения кладовых под лестничными маршами, демонтировать горючую отделку (окраску) стен на путях эвакуации, оборудовать двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах, обеспечить направление открывания дверей эвакуационных выходов по направлению выхода из здания, провести ремонт кровли, отопления, оградить отопительные приборы в музыкальном зале, группах №№ 3, 4, 6, 10, 11 съемными деревянными решетками, оборудовать раздевальные индивидуальными шкафами для верхней одежды и обуви детей, установить сушильные шкафы, привести теневые навесы на групповых площадках в соответствии с требованиями п. 2.3.5 СанПиН не позднее 01.07.2010.
Обязать администрацию г. Томска обеспечить финансирование за счет средств бюджета города Томска работ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 60 г. Томска» по обеспечению противопожарного расстояния не менее 15 метров от здания образовательного учреждения до временных строений (металлических складов), выполнению капитального ремонта установки автоматической пожарной сигнализации, установке автоматической пожарной сигнализации в подвальном помещении учреждения по адресу: /_______/, /_______/, по демонтажу помещений кладовых под лестничными маршами, по демонтажу горючей отделки (окраски) стен на путях эвакуации, по оборудованию дверей, отделяющих лестничные клетки от коридоров, приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах, по установке дверей эвакуационных выходов, открывающихся по направлению выхода из здания, по ремонту кровли, отопления, по ограждению отопительных приборов в музыкальном зале, группах № № 3, 4, 6, 10, 11 съемными деревянными решетками, по оборудованию раздевальных индивидуальными шкафами для верхней одежды и обуви детей, установке сушильных шкафов, по приведению теневых навесов на групповых площадках в соответствии с требованиями п. 2.3.5 СанПиН, не позднее 01.06.10.
В судебном заседании прокурор Кировского района г. Томска Мащицкая К.А. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 60 г.Томска», Администрации г.Томска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания , не явились, о причинах неявки в суд не сообщили, заявление о рассмотрении дела в их отсутствие не представили, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело без участия представителей ответчиков.
Представитель третьего лица Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска - Зуева Т.А., действующая на основании доверенности № 7 от 01.10.2009, извещенная о времени и месте рассмотрения дела , не явилась, представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента, что судом на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ удовлетворено.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Статья 47 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности 01-03 в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 (далее по тексту - ППБ 01-03 в РФ), п. 4, п. 14, п. 9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее по тексту - НПБ 110-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 315 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток (п. 4 НПБ 110-03).
Согласно п. 14 НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении, в п. 9 которого указаны здания общественного и административно-бытового назначения.
В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в РФ в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы).
Пунктом 53 ППБ 01-03 в РФ, п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03 в РФ)
В соответствии с п. 6.18 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» лестничные клетки должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
В силу п. 24 ППБ 01-03 в РФ временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.
22.08.2008 государственным инспектором Кировского района г. Томска по пожарному надзору ФИО1 по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности выдано предписание заведующей МДОУ № 60 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором указано на необходимость обеспечить противопожарное расстояние не менее 15 метров от здания детского сада до временного строения (металлического склада), выполнить капитальный ремонт установки автоматической пожарной сигнализации, заблокировать подвальное помещение учреждения автоматической пожарной сигнализацией, демонтировать горючую отделку (окраску) стен на путях эвакуации, демонтировать помещения кладовых под лестничными маршами, оборудовать двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах, обеспечить направление открывания дверей эвакуационных выходов по направлению выхода из здания.
По результатам проверки готовности МДОУ № 60 к новому учебному году 31.08.2009 государственным инспектором Кировского района г. Томска по пожарному надзору ФИО2 выдано предписание № 96, в котором указанные нарушения указаны повторно.
До настоящего времени указанные требования предписания МДОУ № 60 выполнены не в полном объеме, что подтверждается актом проверки от 19.02.2010, составленным по итогам проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях помещений и прилегающей территории МДОУ № 60 по адресу: /_______/, /_______/, проведенной помощником прокурора Кировского района г. Томска Мащицкой К.А. совместно с государственным инспектором Кировского района г. Томска ФИО3, заведующей МДОУ № 60 ФИО4
Из акта проверки от 19.02.2010 следует, что в ходе мероприятия по надзору выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не обеспечено противопожарное расстояние не менее 15 метров от здания детского сада до временного строения (металлического склада) - 3 металлических склада напротив пищеблока; не выполнен капитальный ремонт установки автоматической пожарной сигнализации на 1 и 2 этажах; подвальное помещение учреждения не заблокировано автоматической пожарной сигнализацией; горючая отделка (окраска) стен на путях эвакуации не демонтирована на 1 и 2 этажах; не обеспечено направление открывания дверей эвакуационных выходов по направлению выхода из здания; не демонтирована кладовая под лестничным маршем в количестве 2 штук; двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах.
В соответствии с вышеизложенным, МДОУ № 60 было обязано устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки от 19.02.2010, которые устранены не были, доказательств обратного ответчиком МДОУ № 60 суду представлено не было.
Кроме того, в МДОУ № 60 установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства
В силу ст. 1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Часть 3 статьи 29, часть 3 статьи 39, статьи 10, 11, 55 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 предусматривают, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 2.6.10 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» температура воздуха должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещения и возраста детей согласно таблицам 2.6.1, 2.6.2. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2 град. С выше.
Согласно п. 2.6.4 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками.
Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для верхней одежды и обуви детей оборудуют сушильными устройствами. При их отсутствии устанавливают специальные сушильные шкафы (п. 2.4.2 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»)
В силу п. 2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.
20.12.2007 специалистом Управления Роспотребнадзора по Томской области проведено плановое обследование МДОУ № 60, по результатам которого выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: в МДОУ № 60 в туалетных комнатах групп № № 3, 7, 10, 11, расположенных на втором этаже, температурный режим не соблюдается, промерзают углы, на стенах плесень, грибок из-за неисправности кровли, системы отопления; во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками в музыкальном зале, группах № № 3, 4, 6, 10, 11; раздевальные МДОУ № 60 не оборудованы индивидуальными шкафами для верхней одежды и обуви детей, специальные сушильные шкафы не установлены; теневые навесы на групповых площадках МДОУ № 60 оборудованы не в соответствии с требованиями п. 2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
В соответствии с п.2.1 Устава МДОУ № 60 основными целями учреждения являются воспитание, обучение и развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что невыполнение МДОУ № 60 требований пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей и работников дошкольного учреждения. Невыполнение МДОУ № 60 санитарно-эпидемиологических требований может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся и рабочего персонала, создает угрозу распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц. Следовательно, требования прокурора Кировского района г. Томска законны и обоснованны.
Разрешая требования о возложении обязанности на Администрацию г. Томска осуществить финансирование по осуществлению устранения нарушений правил пожарной безопасности, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 7.1 Устава МДОУ № 60 имущество учреждения является муниципальной собственностью города Томска и принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ на собственнике имущества лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа. Аналогичное положение закреплено в ч. 1, 3. ст. 8 Устава города Томска.
Как следует из ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч. 1 ст. 37 Устава города Томска администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.
Согласно п. 7.2. Устава МДОУ № 60 Департамент недвижимости представляет интересы собственника имущества.
Решением Думы г. Томска от 28.04.2009 № 1183 Департамент недвижимости администрации города Томска переименовать в «Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью» (п. 2.3). Согласно решению Думы г. Томска от 24.05.2005 № 916 Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью входит в структуру (перечень органов) администрации города Томска. В соответствии с п.п. 1.1., 1.5 Положения о Департаменте экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 30.10.2007 № 683, выполнение департаментом функций по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью осуществляется за счет средств бюджета города Томска.
С учетом изложенного, Администрация г. Томска как представитель собственника имущества МДОУ № 60 обязана содержать имущество образовательного учреждения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Как следует из объяснений заведующей МДОУ № 60 ФИО4 от 11.02.2010, 18.02.2010, полученных прокурором Кировского района г. Томска Мащицкой К.А., выполнить необходимые работы по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарно - эпидемиологических требований не представляется возможным, в связи с отсутствием финансирования, что подтверждается материалами дела.
Согласно справке, предоставленной И.о. директора муниципального учреждения Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Томска № /_______/ от 24.03.2010 ассигнования на проведение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности и санитарно - эпидемиологических требований МДОУ № 60 не были предусмотрены.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организации.
Таким образом, Администрация г. Томска как главный распорядитель бюджетных средств обязана принимать все необходимые организационные, финансовые и иные меры, обеспечивающие надлежащее содержание МДОУ № 60.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Суд приходит к выводу, что Администрация г. Томска является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных учреждений, в обязанности которой входит обеспечение финансирования расходов на устранение нарушений правил пожарной безопасности МДОУ № 60, а потому у Администрации г. Томска возникла обязанность по финансированию обязательств учреждения по выполнению требований пожарной безопасности, санитарно -эпидемиологических требований вверенных ему муниципальных учреждений.
Таким образом, Администрация г. Томска является надлежащим ответчиком по возложению обязанности осуществить финансирование за счет средств бюджета г. Томска расходов МДОУ № 60 по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом объема установленных в МДОУ № 60 нарушений считает, что решение суда должно быть исполнено в срок до 01.07.2010 с момента поступления финансирования, полагая, что данный срок является достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Томска Черневича С.Б. удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 60 г.Томска» в срок до 01.07.2010 обеспечить противопожарное расстояние не менее 15 метров от здания общеобразовательного учреждения до временных строений (металлических складов), выполнить капитальный ремонт установки автоматической пожарной сигнализации, заблокировать подвальное помещение учреждения, расположенного по адресу: /_______/, /_______/, автоматической пожарной сигнализацией, демонтировать помещения кладовых под лестничными маршами, демонтировать горючую отделку (окраску) стен на путях эвакуации, оборудовать двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах, обеспечить направления открывания дверей эксплуатационных выходов по направлению выхода из здания, провести ремонт кровли, отопления, оградить отопительные приборы в музыкальном зале, группах № 3,4,6,10,11 съемными деревянными решетками, оборудовать раздевальные индивидуальными шкафами для верхней одежды и обуви детей, установить сушильные шкафы, привести теневые навесы на групповых площадках в соответствии с требованиями п. 2.3.5 СанПиН.
Обязать Администрацию г.Томска в срок до 01.03.2010 за счет средств бюджета г.Томска обеспечить финансирование муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 60 г.Томска» по обеспечению противопожарного расстояния не менее 15 метров от здания общеобразовательного учреждения до временных строений (металлических складов), выполнению капитального ремонта установки автоматической пожарной сигнализации, заблокированию подвального помещения учреждения, расположенного по адресу: /_______/, /_______/, автоматической пожарной сигнализацией, демонтированию помещения кладовых под лестничными маршами, демонтировать горючую отделку (окраску) стен на путях эвакуации, оборудованию дверей, отделяющих лестничные клетки от коридоров, приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах, обеспечению направления открывания дверей эксплуатационных выходов по направлению выхода из здания, проведению ремонта кровли, отопления, ограждению отопительных приборов в музыкальном зале, группах № 3,4,6,10,11 съемными деревянными решетками, оборудованию раздевальных индивидуальными шкафами для верхней одежды и обуви детей, установлению сушильных шкафов, приведению теневых навесов на групповых площадках в соответствии с требованиями п. 2.3.5 СанПиН.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд Кировского района г.Томска со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья