Об оспаривании решения окружной избирательной комиссии. На момент размещения решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Н.А.Шороховецкой

с участием помощника

прокурора Кировского района г.Томска А.Ю.Ульянова

при секретаре О.А.Казицкой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Ковалева Вадима Васильевича об оспаривании решения /_______/ Окружной избирательной комиссии по Вузовскому избирательному округу №1,

УСТАНОВИЛ:

Ковалев В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения /_______/ Окружной избирательной комиссии по Вузовскому избирательному округу №1. В обосновании заявления указал, что 05.09.2010г. рабочая группа Окружной избирательной комиссии по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 проверила предоставленные 02.09.2010г., им как кандидатом в депутаты Думы г.Томска пятого созыва, подписные листы. По окончании проверки 05.09.2010г. был составлен итоговый протокол, согласно которому136 подписей признаны недействительными в связи с нарушением ст.33 Закона Томской области от 14.02.2005г. №29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области», а именно пп. 8.1, 8.4, 8.6, 8.11, 8.14. В результате в регистрации как кандидата в депутаты было отказано. Считает, что решение /_______/ от 05.09.2010г. не соответствует обстоятельствам и противоречит нормам права в отношении пп.8.11,8.14 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области». Так подписные листы 12, 14, 16, 17, 19, 20 не соответствуют п.8.11 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области». Сборщик подписей вместо слов «Федора Лыткина» вписывал «Ф.Лыткина» либо «Лыткина». Подписные листы 20,30,32,37,39,42,44,45,46 недействительны на основании п.8.14 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» содержат исправления, которые являются не исправлениями, а сокращениями. Считает, что указанные недостатки не являются основаниями для признания подписей избирателей недействительными. Имеющиеся сокращения слов и дат не препятствуют однозначному восприятию сведений. Кроме того, он не был извещен о проверке подписей избирателей, что не соответствует требованиям п.6 ст.38 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Просит суд отменить решение окружной избирательной комиссии по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы г.Томска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения и зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы г.Томска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Заявитель Ковалев В.В. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал по основаниям в нем изложенным. Суду пояснил, что является кандидатом в депутаты Думы г.Томска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения. 02.09.2010г. рабочей группой Окружной избирательной комиссией по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 была проведена проверка подписных листов. По окончании проверки 05.09.2010г. составлен протокол, по результатам которого 136 подписей были признаны недействительными в связи с нарушением п.1,4,6,11,12,13,14 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области. Считает, что указанные недостатки не являются основаниями для признания подписей избирателей недействительными. Имеющиеся сокращения слов и дат не препятствуют однозначному восприятию сведений об избирателях, указанных в подписных листах. Отсутствие в подписном листе адреса и даты выдачи паспорта сборщика подписей не является обязательным. Полагает, что сборщик подписей должен быть только гражданином Российской Федерации и достигнуть 18 летнего возраста. Исправления, содержащиеся в подписных листах 23,30,32,37,39,42,44,45,46 являются особенностью почерка сборщика подписей, а не исправлениями. Считает действительными подписные листы 3, 6, 7, 11, 13, 15, 28, 29, 31, 34, 40, 43 и если избирательная комиссия сомневалась в данных паспорта избирателей, могла запросить сведения из УФМС России по Томской области. Кроме того, считает, что активным избирательным правом обладает гражданин, являющийся гражданином дружественного государства. Нарушения в подписных листах 47, 36, 34 не оспаривает. Считает, что действительными являются 102 подписи. Также указал, что избирательная комиссия не известила его о проверке подписных листов, что привело к нарушению порядка проверки подписных листов.

Представитель заявителя Салов А.В. правовую позицию своего доверителя поддержал. Суду пояснил, что кандидат должен был быть извещен о дате, времени и месте проверки подписей избирателей. Это является обязанностью избирательной комиссии. Считает, что требования Ковалева В.В. подлежат удовлетворению.

Представитель Окружной избирательной комиссии по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 Хаминов Д.В. (действующий на основании доверенности /_______/ от 26.08.2010г.) возражал против удовлетворения заявления Ковалева В.В. Суду пояснил, что проверка подписных листов и подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Ковалева В.В. проведена в рамках действующего законодательства. Представленные Ковалевым В.В. подписные листы не соответствовали требованиям пп.1,4,6,11,12,13,14 ч.8 ст.33 Закона «О муниципальных выборах в Томской области». Указал, что если в подписных листах отсутствуют данные паспорта, то запрос в УФМС России по Томкой области направляется, только когда проверяются данные кандидата, но не избирателя. Помарки трактуются как исправления, которые не были завизированы. При сдаче подписных листов каждого кандидата, в том числе Ковалева В.В., информируют о том, что проверка проводится в течение трех дней. Кроме того, присутствие кандидата при проверке подписных листов является его правом, которым заявитель не воспользовался. Место нахождения избирательной комиссии кандидату Ковалеву В.В. было известно, так же, как и время работы рабочих групп, однако в указанные дни проверки подписных листов Ковалев В.В. в избирательную комиссию не явился и не направил своего представителя.

Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что требования Ковалева В.В. удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Думы г.Томска от 14.07.2010г. №/_______/ на 10.10.2010г. назначены выборы депутатов Думы г.Томска пятого созыва.

Решением Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 16.06.2010г. №/_______/ сформирована окружная избирательная комиссия по проведению выборов депутатов Думы г.Томска пятого созыва.

02.09.2010г Ковалев В.В. уведомил Окружную избирательную комиссию по Вузовскому избирательному округу №1 о самовыдвижении в депутаты Думы г.Томска, представил документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе подписные листы, содержащие 230 подписей избирателей.

Решением от 05.08.2010г. № /_______/ Окружной избирательной комиссии по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 создана рабочая группа по проверке достоверности данных, содержащихся в подписных листах избирателей и в других документах, представленных в ОИК №1.

Согласно протоколу от 05.09.2010г. об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.Томска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения Ковалева В.В. для регистрации кандидата в депутаты Думы города Томска пятого созыва необходимо 209 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Признаны достоверными 94 подписи, недостоверными признаны 136 подписей.

Из ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города Томска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения Ковалева В.В. следует, что признаны недействительными 136 подписей, в связи с нарушением ч.1, 4, 6, 11, 12, 13, 14 ч.8 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области».

Решением от 08.09.2010г. /_______/ Ковалеву В.В. в регистрации кандидата в депутаты Думы города Томска пятого созыва по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 отказано.

Согласно ч.6 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, что также предусмотрено ст.77 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области».

Согласно п.8 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

В соответствии с п. «д» ч.24 ст.38 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В соответствии с ч.2 ст.32 Закона Томской области « О муниципальных выборах в Томской области» количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, должно составлять один процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, должно составлять один процент от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов, но не может быть менее 10 подписей.

Количество подписей, необходимое для регистрации списка кандидатов в едином избирательном округе, должно составлять один процент от числа избирателей единого избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

В соответствии с решением /_______/ от 25.05.2010г. на территории Вузовского двухмандатного избирательного округа №1 зарегистрировано 42 800 избирателей.

Таким образом, для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1, необходимое количество подписей составляет 209.

Согласно протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Думы города Томска пятого созыва по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 Ковалевым В.В. представлена одна книга, состоящая из 47 листов и содержащая 230 подписей.

В силу ч.3 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

В соответствии с п.5 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов). Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов) количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

По решению избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов.

Из представленного протокола заседаний рабочей группы Окружной избирательной комиссии по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 по проверке подписных листов следует, что проверены 100% представленных Ковалевым В.В. подписей избирателей, из которых 94 подписи признаны достоверными, 136 подписей признаны недействительными.

Как следует из решения Окружной избирательной комиссии по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 от 08.09.2010г. /_______/ основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Думы города Томска пятого созыва по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 явились нарушения пп.1,4,6,11,12,13,14 ч.8 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области».

Согласно п.1 ч.8 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» недействительной считается подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.

По данному основанию признаны недействительными подписи избирателей в подписных листах №№ 8,13,24,38.

Так в подписном листе 8 п.10 указано, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: /_______/, в подписном листе 13п.6 указано, что ФИО2 зарегистрирована по адресу: /_______/, в подписном листе 13п.6 указано, что ФИО3, ФИО4 зарегистрированы по адресу: /_______/, в подписном листе 38 п.3 указано, что ФИО5, зарегистрирована по адресу: /_______/, данные улицы не относятся к территории Вузовского избирательного округа №1, следовательно, перечисленные лица не обладают активным избирательным правом на указанном участке и их подписи в поддержку Ковалева В.В. не могут быть признаны действительными. Таким образом, суд приходит к выводу, что указанные подписи Окружной избирательной комиссией №1 признаны недействительными обосновано.

Количество недействительных составляет 5 подписей.

Кроме того, суд не может согласиться с доводом Ковалева В.В. о том, что активным избирательным правом обладают граждане дружественных Российской Федерации государств, так как следует из норм, предусмотренных Конституцией РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» активным избирательным правом обладает гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

В силу п.4,6 ч.8 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах по Томской области» считается недействительной подпись избирателя без указания каких-либо из требуемых в соответствии с законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.

Недействительной считается подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, заверяющими подписные листы, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем.

Согласно ч.8 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

По данным основаниям признаны недействительными подписи избирателей в подписных листах 2 п.9, 3 п.5, 6 п.2, 7 п.10, 11 п.3, 13 п.3, 15 п.3,15 п4, 27, пп2,3,4,5,9,10, 28 п.2,9, 29 п.9, 31 п.1,5,6,8,9,10, 34 п.1, 34 п.п. 6,7, 40 п.2,4.

Так отсутствуют паспортные данные, адрес и номер дома, содержатся незаверенные исправления в подписных листах 2 п.9, 6п.2,13 п.2,3, 15 п.3,4, 28 п.2,9, 29 п.9, 40 п.2,4, следовательно, избирательная комиссия обоснованно признала подписи в подписных листах недействительными.

Однако, при изучении подписей в подписных листах 2 п.10, 3 п.5 и 7 п.10, суд приходит к выводу, что в указанных пунктах отсутствуют паспортные данные избирателей, кроме того, подписные листы 2 п.10, 3п.1 не содержат паспортных данных избирателя, а в подписном листе 7 п.2 отсутствует дата рождения избирателя, что противоречит требованиям к форме подписного листа, установленного ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме Российской Федерации», следовательно данные подписи являются недействительными.

Общее количество недействительных подписей избирателей в указанных подписных листах составляет 14 подписей.

Как следует из ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата в Депутаты Думы города Томска пятого созыва Ковалева В.В., в подписных листах 27 п.п. 2,3,4,5,9,10, 31 п.1,5,6,8,9,10, 34 п.п. 1,3,6,7 отсутствуют сведения об адресе места жительства, а именно указано «ул.Лыткина», «ул.Ф.Лыткина», «п.Тимирязево», «п.Тимирязевский», признаны недействительными.

В соответствии с п.6 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.

Как следует из Закона Томской области от 22.12.2009г. №271-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Томской области» в состав муниципального образования «город Томск» входит «село Тимирязевское», а согласно постановлению Мэра г.Томска от 19.07.1999 №505 «Об утверждении наименований элементов улично-дорожной сети г. Томска» в г.Томске указана улица «Федора Лыткина».

Иных населенных пунктов с аналогичными названиями в г.Томске и Томской области не существует.

Исходя из вышеизложенного, суд соглашается с доводами заявителя о том, что не указание в подписных листах полного наименования улицы «ул.Федора Лыткина» и населенного пункта «с.Тимирязевское» нельзя рассматривать как препятствующее однозначному восприятию данных о конкретном избирателе и месте его жительства, что не является основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Таким образом, подписи избирателей в подписных листах 27 п.п. 2,3,4,5,9,10, 31 п.1,5,6,8,9,10, 34 п.п. 1,3,6,7 признаны недействительными безосновательно.

В силу п.6 ч.8 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах по Томской области» подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, заверяющими подписные листы, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем;

Согласно п.11 ч.8 ст.33 Закона Томской области о муниципальных выборах» недействительными считаются все подписи на соответствующем подписном листе в случае, если в подписном листе сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.

По указанному основанию признаны недействительными все подписи в подписных листах 12,14,16,17,19,20.

Так в подписных листах 12,17 отсутствуют сведения о дате выдачи паспорта, месте жительства сборщика подписи, следовательно, окружной избирательной комиссией данные подписные листы, в том числе подписи избирателей в количестве 11 обоснованно признаны недействительными.

Оснований для признания подписных листов 14,16,19,20 недействительными в связи с неполным указанием адреса места жительства сборщика подписей, суд не находит, так как имеющиеся сокращения в названии улиц не препятствует однозначному восприятию указных данных, по основаниям, указанным выше. Подписи избирателей являются действительными.

Согласно п.12,13 ч.8 ст. 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» недействительными считаются все подписи на соответствующем подписном листе в случае, если подписной лист не заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата (его доверенного лица), уполномоченного представителя избирательного объединения либо хотя бы одна из этих подписей является недостоверной (то есть не выполнена собственноручно

Недействительными считаются все подписи на соответствующем подписном листе в случае, если в подписном листе не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа.

По указанному основанию, обосновано, признаны недействительными подписи в подписных листах 36 и 47, всего недействительны 5 подписей.

В силу п.14 ч.8 ст.33 Закона «О муниципальных выборах в Томской области» недействительными считаются все подписи на соответствующем подписном листе в случае, если в подписном листе в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения.

Данная норма явилась основанием для признания недействительными подписей избирателей в подписных листах 30,32,37,39,42,44,45,46.

Так в подписном листе 30 содержатся исправления в дате сбора подписей избирателей, что не позволяет однозначно установить дату, следовательно, недействительными являются 6 подписей.

Однако оснований для признания недействительными подписей в подписных листах 32,37,39,42,44,45,46 у Окружной избирательной комиссии, суд не находит, поскольку имеющиеся исправления в виде обведенных несколько раз букв и цифр, не являются основанием для сомнений в данных сборщика подписей, поскольку при прочтении текста не вызывает разночтений либо сомнений в указных данных.

Кроме того, в соответствии с п.5 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» по решению избирательной комиссии для проведения проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться по согласованию эксперты, специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов.

Однако при проверке подписных листов, представленных Ковалевым В.В. к работе избирательной комиссии специалисты- почерковеды, которые могли бы установить факт исправления или факт особенности почерка сборщика подписей, привлечены не были.

В ходе рассмотрения дела, также ходатайство о привлечении к участию в деле специалистов -почерковедов заявлено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания подписей избирателей в подписных листах 32,37,39,42,44,45,46 не имелось и подписи избирателей в указанных подписных листах являются действительными.

Изучив все представленные подписи избирателей, представленных Ковалевым В.В, в окружную избирательную комиссию по Вузовскому двухмандатному округу №1, суд приходит к выводу, что общее число недействительных подписей избирателей составляет 41, действительных подписей 168, а для регистрации Ковалева В.В., как кандидата в депутаты, необходимо собрать 209 подписей избирателей.

Оценивая доводы Ковалева В.В. о том, что он не был извещен о времени и месте проверки комиссией подписных листов, суд исходит из следующего.

Согласно ч.2.1 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области», при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 3 и 4 статьи 29 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Аналогичные положения содержатся в п.1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, поскольку протокол проверки подписных листов был составлен 05.09.2010г, а 08.09.2010г вынесено решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы города Томска пятого созыва по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1, следовательно соблюдены вышеуказанные нормы и Ковалев В.В. о результатах проверки был извещен в установленные законом сроки.

Кроме того, из указанных выше норм следует, что установление срока извещения кандидата о выявленных недостатках за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен быть рассмотрен вопрос о регистрации, касается лишь неполноты указанных сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов. В этот срок, но не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, допускается внесение уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате, но не в подписные листы с подписями избирателей.

Пунктом 6 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определен круг лиц, которые имеют право присутствовать при проверке подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки. Пункт 6 статьи также устанавливает обязанность соответствующей комиссии известить о проверке подписей кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представивших необходимое количество подписей.

Кроме того, из смысла указанных выше норм следует, что обязательной регламентирующей процедуры извещения кандидата о возможном участии при проверке подписных листов законом не установлено.

На основании изложенного, доводы Ковалева В.В. о том, что он не был извещен о времени и месте проверки комиссией подписей избирателей, суд находит необоснованными, поскольку как следует из пояснений заявителя, при сдаче подписных листов ему было разъяснено, что проверка будет проводиться в течение трех дней, то есть 03,04,05 сентября 2010г. О месте нахождения избирательной комиссии по Вузовскому двухмандатному округу №1, времени работы рабочих групп Ковалев В.В. знал, однако после сдачи подписных листов в избирательную комиссию не обращался, доверенное лицо не направлял.

Кроме того, как следует из пояснений заявителя, 02.09.2010г. в 20.30ч. он был приглашен в избирательную комиссию для вычеркивания подписей из подписных листов, что свидетельствуето том, что проверка подписных листов избирательной комиссией началась, и Ковалев В.В. был об этом поставлен в известность.

Как следует из пояснений представителя Окружной избирательной комиссии Хаминова Д.В., Ковалеву В.В. в день сдачи подписных листов 02.09.2010г в избирательную комиссию, секретарем был разъяснен порядок проверки подписных листов, объявлены сроки проверки и право на участие в ее проведении.

Исходя из представленных доказательств следует, что проверка была проведена в период с 02 по 05 сентября 2010г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право Ковалева В.В., как кандидата в депутаты, не нарушено, поскольку для реализации его права на участие в проверке подписей избирателей в подписных листах, он не предпринял никаких мер, что не отрицал в судебном заседании. О времени работы Окружной избирательной комиссии, рабочих групп по проверке подписей избирателей в подписных листах заявитель знал. Данная информация является общедоступной, что не отрицал заявитель и подтвердил представитель Окружной избирательной комиссии Хаминов Д.В.

Доказательств обратного суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что вопрос о регистрации кандидата в депутаты Думы города Томска пятого созыва Ковалева В.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, был рассмотрен Окружной избирательной комиссией в полном соответствии с законом, в установленные пп.3,14 ст.33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» сроки.

Кроме того, до принятия решения об отказе в регистрации кандидата Ковалева В.В. Окружная избирательная комиссия располагала официальными документами, подтверждающими недостаточное количество действительных подписей избирателей в подписных листах кандидата в депутаты Ковалева В.В., содержащих сведения об избирателях, следовательно, решение №/_______/ от 08.09.2010г об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы города Томска пятого созыва по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1 законно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь п.6 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.194-199, ст. 261 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ковалева Вадима Васильевича об отмене решения /_______/ от 08.09.2010г об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы города Томска пятого созыва по Вузовскому двухмандатному избирательному округу №1, в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Томска пятого созыва по Вузовскому двухмандатному избирательному округу - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 5 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Н.А.Шороховецкая

-32300: transport error - HTTP status code was not 200