Решение вступило в законную силу 12.10.2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Н.А. Бондаревой

при секретаре Д.А. Азаркиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2427/10 по иску прокурора Томской межрайонной природоохранной прокуратуры Томской области к Департаменту городского хозяйства администрации г.Томска о признании незаконными действий по организации сброса сточных вод и возложении обязанности по получению решения о предоставлении водного объекта в пользование,

с участием представителя истца - помощника прокурора Федосова Дмитрия Леонидовича,
представителя ответчика - Пановой Ольги Геннадьевны, действующей на основании доверенности № 43 от 14.01.2010г.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Томской межрайонной природоохранной прокуратуры Томской области обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства администрации г.Томска о признании незаконными действий по организации сброса сточных вод и возложении обязанности по получению решения о предоставлении водного объекта в пользование, указав, что на ответчика возложены полномочия по организации водоотведения в границах муниципального образования «Город Томск», в связи с чем в оперативное управление Департамента переданы объекты городской системы канализации, а именно водовыпуски сточных (ливневых) вод. Поскольку в нарушение требований закона Департаментом городского хозяйства администрации г. Томска организован сброс сточных (ливневых) вод в реки Ушайка и Томь через перечисленные выше водовыпуски в отсутствие принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также выданного органами Ростехнадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, просят суд со ссылкой на ст.ст. 45, 206 ГПК РФ, ст. 42 Конституции Российской Федерации признать незаконным действия Департамента городского хозяйства администрации г.Томска по организации сброса сточных вод через 9 водовыпусков городской системы канализации в отсутствие принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, а также выданного органами Ростехнадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Также просят обязать Департамент городского хозяйства администрации г. Томска в срок до 31.12.2010 г. устранить нарушения прав граждан посредством получения решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о предоставлении указанного водного объекта в пользование, разработки и утверждения проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в р. Томь и р. Ушайка, а также разрешения органов Ростехнадзора на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Томской межрайонной природоохранной прокуратуры Томской области Федосов Д.Л. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дал пояснения в рамках искового заявления.

Представитель ответчика Панова О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, по существу заявленных требований пояснила, что Департаментом приняты все возможные меры для недопущения нарушения законодательства, а именно, предприняты действия, направленные на получение разрешения на водопользование в установленном порядке, и в данный момент решается вопрос о получении временного разрешения на водопользование. Так, после окончания процедуры передачи названных объектов в оперативное управление Департаментом организована работа по устранению нарушений водного законодательства в части лицензирования деятельности на водопользование участками реки Томь и реки Ушайка с целью сброса сточных вод. Так как в силу положений Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс сточных и (или) дренажных вод должен осуществляться в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами и лимитами предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, Департаментом 19.05.2010 были заключены договоры с ОГУ «Облкомприрода» на выполнение работ по подготовке схем систем водопотребления и водоотведения; подсчету объемов сброса сточных вод; сбору информации (поквартально) по химическим и микробиологическим анализам сточной воды за 5 лет; проведению расчетов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект; разработке и согласованию в установленном порядке графика сброса сточных вод; подготовке плана водохозяйственных мероприятий по достижению нормативов допустимых сбросов в водный объект. Вместе с тем, в ходе подготовительного этапа лицензирования возникла проблема отнесения (принадлежности) указанных выпусков к конкретным участкам городской системы ливневой канализации, поскольку постановлением администрации Города Томска от 04.02.2010г. № 79 указанные выпуски отдельными объектами инженерной инфраструктуры не передавались, какие выпуски к какой ливневой канализации относятся , не определено. Кроме того, водовыпуски являются конструктивным элементом ограждающей дамбы г. Томска, которая находится в собственности Томской области согласно постановлению администрации Города Томска 20.10.2009г. №1001 «О передаче сооружения - ограждающая дамба по адресу: /_______/ в государственную собственность Томской области». Факт нахождения указанной дамбы в государственной собственности Томской области подтверждается также распоряжением администрации Томской области от 18.02.2010г. № 120-ра «О выделении бюджетных ассигнований департаменту строительства и архитектуры Томской области» на выполнение аварийно-восстановительных работ на ограждающей дамбе в г.Томске.

Выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что согласно п. 3.2. Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Томска, утвержденного решением Думы г.Томска от 26.06.2007г. № 530, на данный орган возложены полномочия по организации водоотведения в границах муниципального образования «Город Томск».

На основании постановления Администрации г. Томска от 04.02.2010г. № 79 «О передаче объектов инженерной инфраструктуры и объектов внешнего благоустройства в оперативное управление Департаменту городского хозяйства администрации г. Томска», акта приемки-передачи от 10.02.2010 в оперативное управление Департамента переданы объекты городской системы канализации.

Департаменту также переданы лицензии на водопользование в отношении 9 водовыпусков сточных (ливневых) вод, в том числе: выпуск № 1 (р. Ушайка - на правом берегу, в 0,6 км от устья реки); выпуск № 2 (р. Томь - на правом берегу в черте г. Томска в 72 км от устья реки); выпуск № 3 (р. Томь - на правом берегу в черте г. Томска в 70 км от устья реки); выпуск № 4 (р. Томь - на правом берегу в черте г. Томска в 67 км от устья реки); выпуск № 5 (р. Ушайка - на правом берегу в черте г. Томска в 1,2 км от устья реки); выпуск № 6 (р. Ушайка - на правом берегу в черте г. Томска в 2,1 км от устья реки); выпуск № 7 (р. Ушайка - на правом берегу в черте г. Томска в 0,3 км от устья реки); выпуск № 8 (р. Ушайка - на правом берегу в черте г. Томска в 2,7 км от устья реки), выпуск № 10 (р. Ушайка - на правом берегу в черте г.Томска в 1,7 км от устья реки).

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответсвии со ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. ФЗ от 26.06.2007г. №118-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, среди которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации закреплен принцип, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях реализации данного принципа ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность водопользователя при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

Негативное воздействие на окружающую среду определяется в п. 13 ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу ст. 1, п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации реки относятся к поверхностным водным объектам.

В целях недопущения негативного воздействия на окружающую среду действующим законодательством закреплен ряд требований, в том числе к использованию водных объектов.

Так ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Пунктом 2 ч. 2. ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод осуществляется на основании соответствующих решений уполномоченных органов власти. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации в решении о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод указываются место сброса сточных вод, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

На основании ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты, которые устанавливаются в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещен, что закреплено в ч. 6 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В нарушение приведенных требований закона Департаментом городского хозяйства администрации г. Томска организован сброс сточных (ливневых) вод в реки Ушайка и Томь через перечисленные выше водовыпуски в отсутствие принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также выданного органами Ростехнадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Сброс неочищенных сточных вод оказывает негативное влияние на водный объект - р. Томь, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующих территориях, создает опасность вредного воздействия среды обитания на человека.

Отсутствие у Департамента городского хозяйства администрации г. Томска указанных разрешительных документов, а также утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов исключает возможность контроля за их соблюдением, принятия, в случае необходимости, мер для предотвращения существенного ухудшения состояния водных объектов. Кроме этого, несанкционированный характер осуществляемого Департаментом сброса загрязняющих веществ в реку делает невозможным учет уполномоченными органами оказываемого негативного воздействия при утверждении нормативов предельно допустимых выбросов иным водопользователям, а также при определении объемов и видов мероприятий по охране водных объектов, в том числе, при разработке и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 33 Водного кодекса РФ).

При этом доводы стороны ответчика о том, что указанные водовыпуски являются конструктивным элементом ограждающей дамбы г. Томска, которая находится в собственности Томской области, не нашли своего подтверждения в судебном разбирательстве. Со стороны ответчика в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.

Принятие ответчиком в настоящее время мер для недопущения нарушения законодательства и решение вопроса о получении временного разрешения не освобождает ответчика от обязанности получения разрешения о предоставлении указанного водного объекта в пользование, разработки и утверждения проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также получения разрешения органов Ростехнадзора на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Исходя из обстоятельств дела, анализа вышеприведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что поскольку указанные действия Департамента городского хозяйства администрации г. Томска приводят к нарушению гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прав граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, требования истца основаны на законе, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным согласиться со сроком, указанным прокурором - до 31.12.2010г., поскольку считает его достаточным для совершения тех действий, которые возложены на ответчика решением суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Томской межрайонной природоохранной прокуратуры Томской области - удовлетворить.

Признать незаконным действия Департамента городского хозяйства администрации г.Томска по организации сброса сточных вод через 9 водовыпусков городской системы канализации в отсутствие принятого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, а также выданного органами Ростехнадзора разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Обязать Департамент городского хозяйства администрации г. Томска в срок до 31.12.2010 г. устранить нарушения прав граждан посредством получения решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о предоставлении указанного водного объекта в пользование, разработки и утверждения проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в р. Томь и р. Ушайка, а также разрешения органов Ростехнадзора на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Кассационная жалоба на решение суда может быть подана в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Кировский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА: Судья: Н.А. Бондарева

Секретарь: Д.А.Азаркина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200