РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Г.Ю.Ждановой
при секретаре И.Г.Ерыгиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием помощника прокурора Кировского района г.Томска Игловской Е.И. гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы России по Томской области, Айткуловой Жыпаргул Курманкуловне о признании недействительной регистрации по месту жительства, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы России по Томской области (далее по тексту - УФМС России по ТО), Айткуловой Ж.К. о признании недействительной регистрации по месту жительства, снятии с регистрационного учета. В иске указал, что прокуратурой Кировского района г. Томска проведена проверка по информации, поступившей из Отдела УФМС России по Томской области в Кировском районе по факту массовой регистрации граждан в жилом помещении по адресу: /_______/ принадлежащем на праве собственности Л. В ходе проверки установлено, что 02.04.2009 Отделом УФМС России по Томской области в Кировском районе г. Томска по данному адресу зарегистрирована Айткулова Ж.К.Основанием для регистрации по месту жительства послужило её заявление, однако фактически по данному адресу она не проживала и не проживает, а её регистрация по месту жительства имеет фиктивный характер. Таким образом, Айткулова Ж.К.злоупотребила своим правом, предоставив в отдел УФМС России по Томской области в Кировском районе г. Томска не соответствующие действительности сведения о своем намерении проживать по указанному адресу. Предоставление в Отдел УФМС России по Томской области в Кировском районе г.Томска не соответствующих действительности сведений о своем намерении проживать по адресу: /_______/ повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку смыслом регистрационного учета является, как учет граждан РФ в целом, так и персонифицированный учет каждого гражданина. Именно интересами Российской Федерации обусловлено регулирование указанной сферы общественных отношений федеральным законодательством, создание специального органа - Федеральной миграционной службы, установление административной ответственности за нарушение Правил регистрационного учета, а также за проживание гражданина Российской Федерации по месту жительства без регистрации. Просит признать недействительной регистрацию по месту жительства Айткуловой Жыпаргул Курманкуловны по адресу /_______/ Обязать УФМС России по Томской области снять Айткулову Ж.К.с регистрационного учета по данному адресу.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская Е.И. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УФМС России по Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление о признании исковых требований прокурора Кировского района г.Томска, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя УФМС России по ТО. Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Ответчик Айткулова Ж.К. в судебное заседание не явилась, судебная повестка, направленная по адресу: /_______/, возвращена в суд с отметкой почтового отделения: «Отсутствие адресата по указанному адресу». Поскольку иными данными о месте жительства (пребывания) ответчика суд не располагает, на основании ст. 50 ГПК РФ.
Представитель ответчика Наумова Е.В. иск не признала.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Часть 1 статьи 27 Конституции РФ гарантирует, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Вместе с тем, праву свободно выбирать место жительства корреспондирует обязанность гражданина РФ зарегистрироваться по месту жительства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-1 от 25.06.1993 местом жительства признается жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
25.12.2009 инспекторами ОУФМС России по Томской области в Кировском районе г. Томска - капитаном милиции У., лейтенантом внутренней службы К. в период с 24.12.2009 по 25.12.2009 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, в ходе которой установлено, что по адресу: /_______/ зарегистрировано по месту жительства 173 гражданина РФ, на момент проверки по данному адресу находилась только гражданка РФ Ш. с действительной регистраций по данному адресу, о чем составлен Акт /_______/ от 25.12.2009.
Из объяснений, данных Ш. ОУФМС России по Томской области в Кировском районе г. Томска 25.12.2009 следует, что она зарегистрирована и проживает по адресу: /_______/ со своим супругом, собственником квартиры по указанному адресу является Л. В /_______/ периодически проживают иные зарегистрированные по данному адресу граждане.
Право собственности Л. на квартиру, расположенную по адресу: /_______/ , подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.08.2006, выданным УФРС по Томской области.
Согласно объяснениям Л. от 24.12.2009, в /_______/ за период с 2008 по 2009 год ею зарегистрировано по месту жительства около 170 человек, являющихся гражданами РФ. Фактически в настоящее время в указанной квартире проживают Ш. и ее супруг Ч., иные зарегистрированные по данному адресу граждане фактически в квартире не проживают.
Из заявления о регистрации по месту жительства от 02.04.2009, поданному в ОУФМС России по Томской области в Кировском районе г. Томска Айткуловой Ж.К., следует, что органом регистрационного учета 02.04.2009 принято решение о регистрации ответчика по адресу: /_______/, и в настоящем Айткулова Ж.К.с регистрационного учета по указанному адресу не снята.
В соответствии с п. 7 ст. 7 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.п. «ж» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, органами регистрационного учета производится снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Согласно п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713» документы, указанные в ч. 1 ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которые предоставляются в органы регистрационного учета для регистрации, являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
Из акта проверки /_______/ от 25.12.2009, объяснений Л. Ш., следует, что по адресу: /_______/, Айткулова Ж.К.никогда не проживала и в настоящем не проживает, таким образом, ответчик представила в ОУФМС России по Томской области в Кировском районе г. Томска несоответствующие действительности сведения о своем намерении проживать по указанному адресу, что повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку регистрационный учет граждан РФ осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации. Кроме того, сведения о количестве граждан, зарегистрированных на соответствующей территории, используются при реализации различных государственных программ, определении численности штатов и объема финансирования государственных органов, при организации и проведении выборов.
Как указано в исковом заявлении, интересами Российской Федерации обусловлено регулирование указанной сферы общественных отношений федеральным законодательством, создание специального органа - Федеральной миграционной службы, установление административной ответственности за нарушение Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за проживание гражданина Российской Федерации по месту жительства без регистрации. Таким образом, иск подан надлежащим лицом.
Поскольку Айткулова Ж.К.фактически не проживает по адресу: /_______/ её регистрация по месту жительства имеет фиктивный характер, достижение целей регистрационного учета не представляется возможным, в связи с чем, суд считает необходимым признать регистрацию ответчика по указанному адресу недействительной.
Настоящее решение является основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по месту жительства по адресу: /_______/ в соответствии с п.п. «ж» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах РФ.
Кроме того, с ответчика Айткуловой Ж.К.должна быть взыскана государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска прокурор освобожден (ст. 103 ГПК РФ, п.9 ст. 333.36 НК РФ). Размер госпошлины в силу п.п.3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Кировского района г. Томска в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы России по Томской области, Айткуловой Жыпаргул Курманкуловне о признании недействительной регистрации по месту жительства, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать недействительной регистрацию по месту жительства Айткуловой Жыпаргул Курманкуловны по адресу: /_______/
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Томской области снять Айткулову Жыпаргул Курманкуловну с регистрационного учета по адресу: /_______/
Взыскать с Айткуловой Жыпаргул Курманкуловны государственную пошлину в бюджет г.Томска в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Томска
Судья Г.Ю.Жданова