Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И«28» сентября 2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи М.В. Абрамовой
при секретаре Н.А. Вольман
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышева Сергея Анатольевича к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Томской области о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Камышев С.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Томской области о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование искового заявления указал, что 09.06.2005г. он прибыл для отбытия наказания по приговору от 05.04.2005г.в ФБУ ИК-4 города Томска УФСИН России по ТО. 25.11.2005г. у него был выявлен очаговый туберкулез правового легкого. 01.12.2005г. был этапирован в ФБУ ЛИУ-1 г.Томска УФСИН России на обследование. С 01.12.2005г. по 15.02.2005г. наблюдался в областной Туберкулезной больнице ЛИУ -1 с диагнозом очаговой туберкулез S1-S2 правового легкого в фазе инфильтрации. 13.02.2006 г. клинико-экспертная комиссия поставила диагноз: «очаговый туберкулез S1-S2 правого легкого в фазе рассасывания». 14.10.2007г. клинико-экспертная комиссия поставила диагноз: «клиническое излечение туберкулеза легких с наличием малых остаточных изменений в фазе фиброза, плотных очагов S1-S2 правового легкого. 3 ГДУ. Диспансерное наблюдение». 07.12.2007г. был этапирован в ФБУ ИК-2 г.Асино УФСИН России по Томской области. 26.04.2009г. на основании флюорографии органов грудной клетки №3213, снят с наблюдения по 3 группе диспансерного учета по туберкулезу. 13.05.2009г. истец был осмотрен врачом-фтизиатром ОТБ ЛИУ-1, поставлен диагноз: «клиническое излечение очагового туберкулеза легких с наличием малых остаточных изменений в виде фиброза и плотных очагов».
Истец указывает, что его не поставили в известность о снятии с диспансерного учета до истечения предусмотренного трехлетнего срока наблюдения. Полагает, что 3 группа диспансерного учета (далее ГДУ) может быть снята только в исключительных случаях до истечения 3 лет с учетом специфики заболевания, после надлежащего обследования, которое не было проведено, следовательно, он был незаконно снят с диспансерного учета, что причинило ему нравственные страдания и моральный вред. Просит суд взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда в размере /_______/ рублей.
Истец Камышев С.А., содержащийся в ФБУ ИЗ-70/1, извещенный, о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Извещенная по ходатайству истца З., в качестве представителя Камышева С.А. в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Кокорина Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что отношения по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов регулируются статьями 16, 151, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Считала, что Камышев С.А. не представил никаких доказательств, что он испытывал какие-либо нравственные или физические страдания, не обосновал размер требуемой компенсации. Полагала, что снятие 3 ГДУ произведено в соответствии с Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу»), который не устанавливает сроки диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, а сроки и порядок снятия с учета больных, не находящихся под стражей, не могут распространяться на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствии истца и его представителя, исследовав доказательства в совокупности, находит иск подлежащим удовлетворению частично. Исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст.7 Федерального Закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 2, 4, 6, 7, 10, 12 постановления Правительства РФ от 25.12.2001 N 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» диспансерное наблюдение за больными туберкулезом осуществляется в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (отделениях, кабинетах) по месту жительства, работы, службы, учебы, содержания больного в следственном изоляторе или исправительном учреждении.
Диспансерному наблюдению подлежат следующие группы населения: больные активной формой туберкулеза (в течение первых 3 лет после излечения); больные с неуточненной формой активности туберкулезного процесса.
Решение о необходимости диспансерного наблюдения принимается комиссией врачей, назначаемой руководителем лечебно-профилактического специализированного противотуберкулезного учреждения в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Сроки диспансерного наблюдения за больными туберкулезом определяются в соответствии с методикой диспансерного наблюдения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается комиссией врачей лечебно-профилактического специализированного противотуберкулезного учреждения, о чем в письменной форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, извещается лицо, подлежавшее диспансерному наблюдению.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 21.03.2003 N 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» лица с неактивным туберкулезным процессом после клинического излечения проходят посещение врача не реже 1 раза в 6 месяцев. В период проведения противорецидивных курсов - в зависимости от методики их проведения. Срок наблюдения: в группе учета лица с большими либо малыми остаточными изменениями при наличии отягощающих факторов - 3 года; лица с малыми остаточными изменениями без отягощающих факторов - 2 года; лица без остаточных изменений - 1 год.
Вопрос о взятии на учет впервые выявленных больных туберкулезом и снятии с этого учета решает ЦВКК (КЭК) по представлению фтизиатра или другого специалиста противотуберкулезного учреждения (туберкулезного отделения). О взятии под диспансерное наблюдение и о прекращении наблюдения противотуберкулезное учреждение извещает пациента в письменной форме. Даты извещения регистрируют в специальном журнале.
В судебном заседании установлено, что 25.11.2005г. у Камышева С.А. был выявлен очаговый туберкулез S1-S2 правого легкого.
14.10.2007г. Камышеву С.А. по представлению фтизиатра КЭК был поставлен диагноз: «клиническое излечение очагового туберкулеза легких с наличием малых остаточных изменений в виде фиброза и плотных очагов. III ГДУ».
13.05.2009 г. Камышев С.А. врачом-фтизиатром Ф. был снят с наблюдения по III ГДУ на основании ФОГК (флюорография органов грудной клетки) от 26.04.2009 года /_______/.
Указанные обстоятельства подтверждаются записями в медицинской карточке Камышева С.А.
В медицинской карточке Камышева С.А. после записи врача-фтизиатра также имеется запись врача-терапевта К. о том, что снятие Камышева С.А. 13.05.2009года с «ДУ» по поводу туберкулеза легких было произведено по заключению КЭК в составе фтизиатра Ф. и терапевта К., подписана запись только врачом К..
Данные, свидетельствующие об уведомлении Камышева С.А. о снятии III группы диспансерного учёта, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что решение о снятии III ГДУ принималось не клинико-экспертной комиссией (КЭК), как предусмотрено указанными ранее актами, а единолично врачом-фтизиатром и до истечения установленного срока наблюдения.
В связи с изложенным, суд относится критически к показаниям допрошенных в качестве специалистов Л. и Г. о том, что Камышев С.А. обосновано был снят с диспансерного учета до истечения срока наблюдения.
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу, не распространяются сроки диспансерного наблюдения за больными туберкулезом и порядок снятия с диспансерного учета, установленные приведенными ранее судом актами.
Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В связи с чем, лица, находящиеся под стражей, не могут быть ограничены ведомственным актом (приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005г.«О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу») в правах, предусмотренных действующим законодательством о здравоохранении для граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Незаконность действий (бездействий) государственных органов при этом должна быть установлена актом компетентного органа.
С учетом фактических обстоятельств, анализа представленных доказательств суд находит доказанным, что у истца имеются правовые основания для предъявления требований на основании ст.1069 ГК РФ.
В ст.151 ГК РФ.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд считает, что заявленная ко взысканию сумма компенсации морального вреда подлежит уменьшению до /_______/ рублей, поскольку о реальных негативных последствиях досрочного снятия с диспансерного учета истец не заявил и доказательств их наступления не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Камышева Сергея Анатольевича к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Томской области о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать за счет Казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в пользу Камышева Сергея Анатольевича /_______/ рублей в качестве компенсации морального вреда. В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: М.В. Абрамова