«07» октября 2010г. Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи: Бариновой Н.В.
при секретаре: Шаровой Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Томской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий. В обоснование иска указал, что Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов. Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ, статьи 7 Закона Томской области от 07.07.2009 № 110-ОЗ «О противодействии коррупции в Томской области" органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Органы государственной власти Томской области, организации, их должностные лица проводят внутреннюю антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области.
В течение 2009-2010 годов Департаментом разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты: приказ Департамента от 30.10.2009 № 215 «Об утверждении административного регламента»; приказ Департамента от 19.03.2010 № 68 «Об утверждении административного регламента»; приказ Департамента от 04.05.2010 № 114 «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 19.03.2010 № 68»; приказ Департамента от 31.05.2010 № 137 «Об утверждении административного регламента»; приказ Департамента от 22.06.2010 № 160 «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области государственной функции по государственному экологическому контролю, утвержденный приказом Департамента от 19.03.2010 № 68».
Между тем, прокуратурой области установлено, что Департаментом антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводится, порядок ее проведения не принят.
Бездействие Департамента в указанной части противоречит прямому указанию об обязанности проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правого акта (его проекта) органом, принявшим (разработавшим) его, содержащемуся в статьях 2 и 3 Федерального закона № 172-ФЗ и пункте 1 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, создает условия для проявления коррупции и влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Просит суд признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также по непринятию порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Обязать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области принять порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых (разрабатываемых) нормативных правовых актов и их проектов.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Томской области по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции Буэль И.В. заявление поддержала, дала пояснения в объеме заявления. Дополнительно пояснила, что для устранения допущенных нарушений Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области достаточно установить месячный срок.
Представитель органа государственной власти - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области - Сапунов В.Р., действующий на основании доверенности /_______/ от 16.12.2009г. возражал против заявления, представил письменный отзыв, в котором указал, что с выводом о бездействии Департамента, непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов согласны не в полной мере. Нормативные правовые акты Департамента для производства внешней экспертизы в соответствии с установленным порядком направлялись в Управление министерства юстиции по Томской области, прокуратуру Томской области. Указанные в заявлении нормативные правовые акты все прошли эту процедуру. При проведении правовой экспертизы нормативных актов в Департаменте они, в том числе, проверялись и на коррупциогенность в соответствии с Положением об экспертизе нормативных правовых актов Томской области и их проектов на коррупциогенность, утвержденным Постановлением Губернатора Томской области от 14.03.2007 N 27.Не отрицал, что порядок проведения внутренней экспертизы и лицо, ответственное за ее проведение, в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области отсутствуют. 01 октября 2010 года постановлением № 190а Администрацией Томской области принят Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Администрации Томской области, исполнительным органам государственной власти Томской области предложено в месячный срок разработать и принять аналогичный документ, определить лиц, ответственных за эту работу. В течение месяца Департаментом необходимая работа будет проведена.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что иск прокурора Томской области подлежит удовлетворению.
Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов - положений нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции и их последующего устранения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 172-ФЗ одним из основных принципов организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является обязательность ее проведения.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Томской области от 07.07.2009 № 110-ОЗ «О противодействии коррупции в Томской области», согласно статье 7 которого в Томской области осуществляется внутренняя и независимая (научная и общественная) антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов Томской области и их проектов, а также антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Томской области и их проектов, проводимая соответствующими государственными органами в рамках реализации полномочий, предоставленных федеральным законодательством.
Органы государственной власти Томской области, организации, их должностные лица проводят внутреннюю антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Согласно подпункту а) пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Томской области от 07.02.2006 № 17-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Томской области и структуре Администрации Томской области» Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее -Департамент) входит в систему исполнительных органов государственной власти Томской области.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утвержденному постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 № 153, Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Согласно подпункту 3 пункта 9, подпункту 1 пункта 10 Положения Департамент разрабатывает проекты правовых актов, в том числе нормативных, в сфере охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и акваторий, обеспечения радиационной безопасности, управления природными ресурсами и предложения в них; Департамент вправе издавать приказы и распоряжения в сфере своей деятельности.
Как установлено судом, не оспорено представителем органа государственной власти, в течение 2009-2010 годов Департаментом разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:
приказ Департамента от 30.10.2009 № 215 «Об утверждении административного регламента»;
приказ Департамента от 19.03.2010 № 68 «Об утверждении административного регламента»;
приказ Департамента от 04.05.2010 № 114 «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 19.03.2010 № 68»;
Приказ Департамента от 31.05.2010 № 137 «Об утверждении административного регламента»;
Приказ Департамента от 22.06.2010 № 160 «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области государственной функции по государственному экологическому контролю, утвержденный приказом Департамента от 19.03.2010 № 68».
Между тем, в судебном заседании установлено, что Департаментом антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводится, порядок ее проведения не принят.
Доводы представителя Департамента о том, что нормативные правовые акты Департамента, указанные в заявлении, для производства внешней экспертизы в соответствии с установленным порядком направлялись в Управление министерства юстиции по Томской области, прокуратуру Томской области и все прошли эту процедуру, в том числе, проверялись и на коррупциогенность в соответствии с Положением об экспертизе нормативных правовых актов Томской области и их проектов на коррупциогенность, утвержденным Постановлением Губернатора Томской области от 14.03.2007 N 27, суд находит необоснованными, поскольку обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) законом возложена, в том числе на органы, организации, их должностные лица, разработавшие и принявшие нормативные правовые акты. Доказательств проведения антикоррупционной экспертизы Департаментом не представлено.
Из пояснений представителя Департамента следует, что порядок проведения внутренней экспертизы и лицо, ответственное за ее проведение, в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, до настоящего времени отсутствуют.
Из ответа и.о. начальника Департамента М. на запрос прокуратуры Томской области за исх.№ 2903 от 16.08.2010 следует, что Департамент самостоятельно проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов не занимается.
Таким образом, бездействие Департамента в указанной части является незаконным, противоречит прямому указанию об обязанности проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правого акта (его проекта) органом, принявшим (разработавшим) его, содержащемуся в статьях 2 и 3 Федерального закона № 172-ФЗ и пункте 1 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, создает условия для проявления коррупции и влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
В связи с чем, на Департамент должна быть возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых (разрабатываемых) нормативных правовых актов и их проектов.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого Департаментом должны быть совершены действия по принятию порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, суд исходит из следующего.
Как следует из пояснений представителя Департамента, изложенных в письменном отзыве, 01 октября 2010 года постановлением № 190а Администрацией Томской области принят Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Администрации Томской области, исполнительным органам государственной власти Томской области предложено в месячный срок разработать и принять аналогичный документ, определить лиц, ответственных за эту работу. В течение месяца Департаментом необходимая работа будет проведена.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает, что месячный срок является разумным и достаточным для совершения Департаментом требуемых действий.
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению с установлением срока для совершения действий до 07 ноября 2010г.
руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также по непринятию порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Обязать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в месячный срок принять порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых (разрабатываемых) нормативных правовых актов и их проектов.
На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна судья: /Н.В.Баринова/