РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2010 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Г.Ю.Ждановой
при секретаре И.Г.Ерыгиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Мешкова Юрия Федоровича к ГУ -Томское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании несчастного случая страховым, о возложении обязанности назначить страховое обеспечение,
УСТАНОВИЛ:
Мешков Ю.Ф. обратился в суд с указанными исковыми требованиями к данному ответчику.
В обоснование своих требований пояснил, что в 2002 году работал у предпринимателя без образования юридического лица Дмитриева А.В. в качестве помощника раскряжевщика. 26.09.2002 года при исполнении трудовых обязанностей ему был поврежден правый плечевой сустав, о чем составлен акт о несчастном случае на производстве. В результате травмы он стал инвалидом 3 группы. До 2009 года предприниматель Дмитриев А.В. по собственной инициативе выплачивал ему по /________/ рублей ежемесячно, затем выплаты прекратились. Как ему стало известно, Дмитриев А.В. прекратил статус индивидуального предпринимателя. Получаемая социальная пенсия по инвалидности небольшая, составляет сумму /________/ рубль. Он обратился в ФСС Томской области, однако в назначении страховых выплат ему было отказано, поскольку на момент страхового случая его работодатель не встал на учет в качестве страхователя.
Просит обязать ГУ ТРО ФСС восстановить допущенное нарушение его права, признать несчастный случай на производстве, произошедший с ним 26.09.2002 года страховым, обязать назначить страховое обеспечение с момента возникновения права на страховое обеспечение с 01.02.2009 года.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, которое суд, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, удовлетворил.
Представитель ответчика Пономарева А.А. действующая по доверенности от 01.10.2010 года, сроком на три года, исковые требования не признала. Представила письменный отзыв, который поддержала в судебном заседании. Пояснила, что произошедший несчастный случай на производстве с Мешковым Ю.Ф. не подпадает под понятие страховой случай, поскольку работодатель - ПБОЮЛ Дмитриев А.В. на момент несчастного случая не встал на учет в качестве страхователя. Согласно ст. 9 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», у страховщика возникают обязанности с момента регистрации страхователя. Предприниматель Дмитриев А.В. встал на учет 22.07.2003 года. Несчастный случай с Мешковым Ю.Ф. произошел 26.09.2002 года. В связи с чем, считала, что право на обеспечение за счет средств ФСС Мешков Ю.Ф. не имеет. Просила в иске отказать.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно ст. 3 Федеральный закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", застрахованный - физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, кроме того - физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
При этом, в силу данной статьи, несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Как установлено в судебном заседании из материалов дела, подтверждается трудовой книжкой Мешкова Ю.Ф., не оспаривается стороной ответчика, Мешков Ю.Ф. принят на работу ПБОЮЛ Дмитриевым А.В. рабочим на пилораму. Затем, согласно записи в трудовой книжке, 10.07.2002 года переведен раскряжевщиком леса. 21.01.2003 года уволен в связи с признанием работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением.
Согласно акту /________/ о несчастном случае на производстве от 26.09.2002 года, акту /________/ от 27.05.2003 года, составленному по заключению государственного инспектора труда, Мешков Ю.Ф., являясь помощником раскряжовщика, 26.09.2002 года в 14 часов 30 минут, находился на рабочем месте. При отпиливании раскряжовщиком Поповым А.П. лесины, произошло зацепление шины пилы с другой лесиной, пилу резко отбросило в сторону, травмировав правое плечо стоящего в метре от него рабочего Мешкова Ю.Ф., нанеся ему тяжелую травму.
Данные обстоятельства установлены и при вынесении заключения /________/ от 10.02.2010 года по экспертизе несчастного случая, произошедшего с Мешковым Ю.Ф. 26.09.2002 года, не оспаривалось и частичная утрата трудоспособности.
Основанием для квалификации в Заключении данного несчастного случая как не страхового, экспертная группа указала несоответствие его понятию «страховой случай» - на момент несчастного случая пострадавший не являлся застрахованным от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, поскольку работодатель в Фонде социального страхования не был зарегистрирован.
Согласно ст. 3 ФЗ от 24.07.1998 № 125 -ФЗ, страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Согласно ст. 5 ФЗ от 24.07.1998 № 125 -ФЗ, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Поскольку установлено, что Мешков Ю.Ф. находился в трудовых отношениях с работодателем - предпринимателем Дмитриевым А.В., он, в силу ст. ст.З, 5 ФЗ от 24.07.1998 № 125 -ФЗ являлся застрахованным лицом, так как подлежал обязательному страхованию с момента приема на работу.
Положением ст. 9 ФЗ от 16.07.1999 № 165 -ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», установлено, что права у застрахованного лица по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения трудового договора с работодателем.
Как видно из данной нормы закона, наличие прав у застрахованного лица на страховое обеспечение не зависит от выполнения работодателем обязанности по постановке на учет в качестве страхователя, что соответствует принципу гарантированности права застрахованных на обеспечение по страхованию (ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Ответчик в обоснование своих доводов указывает, что в силу ст. 9 ФЗ от 16.07.1999 № 165 -ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», права и обязанности по обязательному страхованию у страховщика возникают с момента регистрации страхователя. Поскольку предприниматель Дмитриев А.В. впервые зарегистрирован в качестве страхователя в ГУ ТРО ФСС РФ 22.07.2003 года, а несчастный случай произошел с Мешковым Ю.Ф. до регистрации страхователя - 26.09.2002 года, полагают, что обязанностей по предоставлению страхового социального обеспечения Мешкову Ю.Ф. у ФСС не возникло.
Суд не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям.
В силу ст. 6 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ, регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, в исполнительных органах страховщика осуществляется на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.
Как следует из материалов дела, предприниматель Дмитриев А.В., заключая трудовые договоры с работниками, не исполнил свою обязанность по постановке на учет в исполнительных органах страховщика, нарушив принцип обязательности регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). С 2005 года Дмитриев А.В. прекратил статус индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 18 ФЗ от 24.07.1998 № 125 -ФЗ, страховщик несет ответственность за осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильность и своевременность обеспечения по страхованию застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае осуществления физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика, страховщик должен был привлечь страхователя к ответственности в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Таким образом, страхователь и страховщик не исполнили свои обязанности по осуществлению обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Однако данное обстоятельство не может являться основанием для нарушения права Мешкова Ю.Ф. на получение страхового обеспечения, поскольку в таком случае нарушается сам принцип обязательности и гарантированности социального обеспечения, установленный Конституцией РФ.
Согласно Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", направленным на гарантирование права на охрану здоровья и защиту имущественных прав пострадавших лиц (статья 35, часть 3; статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных, возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору (контракту), путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию (пункт 1 статьи 1), к числу которых относятся ежемесячные страховые выплаты, определяемые как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (пункт 1 статьи 12), и производимые в течение всего периода ее стойкой утраты (пункт 3 статьи 10).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований Мешкова Ю.Ф. о признании несчастного случая на производстве, произошедшего 26.09.2002 года - страховым случаем и возложении обязанности по назначению страхового обеспечения.
При разрешении вопроса об определении даты, с которой ответчик должен назначить и выплатить страховое обеспечение, суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 15 ФЗ от 24.07.1998 № 125 -ФЗ, ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социатьной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности, указанное в пункте 1 настоящей статьи.
Днем обращения за обеспечением по страхованию считается день подачи страховщику застрахованным, его доверенным лицом или лицом, имеющим право на получение страховых выплат, заявления на получение обеспечения по страхованию. При направлении указанного заявления по почте днем обращения за обеспечением по страхованию считается дата его отправления.
Застрахованный, его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая.
Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.
Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что Мешков Ю.Ф. обратился к страховщику с заявлением о назначении страхового обеспечения в феврале 2010 года. В связи с тем, что с момента возникновения права на получение выплат (сентябрь 2002 года) прошло более трех лет, требование о назначении и выплате обеспечения по страхованию может быть удовлетворено не более чем за три года, предшествовавшие обращению. Поскольку дата, с которой истец просит назначить страховое обеспечение (01.02.2009 года) входит в 3-х летний период с момента обращения, суд, разрешая исковые требования в пределах заявленных, считает возможным обязать ответчика назначить страховое обеспечение с указанной истцом даты.
Руководствуясь ст. 194.195,4.1 ст. 196. 197. 198 ГПК РФ. суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мешкова Юрия Федоровича к ГУ -Томское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании несчастного случая страховым о возложении обязанности назначить страховое обеспечение удовлетворить.
Признать несчастный случай на производстве, произошедший 26.09.2002 года с Мешковым Юрием Федоровичем страховым случаем, обязать Государственное учреждение - Томское региональное отделение Фонда социального страхования РФ назначить страховое обеспечение Мешкову Юрию Федоровичу с 01.02.2009 года.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья -подпись- Г.Ю. Жданова