Общие сведения



...

...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.03.2010 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

судьи ВА Тодер

при секретаре ОЕ Майнгардт,

с участием представителя прокурора /___/ района г.Томска Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению И. об оспаривании бездействий должностного лица,

у с т а н о в и л:

И. обратился в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ о признании незаконным бездействия прокурора /___/ района г.Томска Е.

В обоснование требований указал, что /___/ года направил из /___/ в адрес прокурора /___/ заявление (исходящий № /___/) с просьбой обеспечить ему возможность ознакомления с материалами и документами, полученными в ходе проверки, проведенной прокурором Е. по заявлению о преступлении, поданному им /___/года исходящий номер /__/. /___/года, входящий № /___/. Им (И.) было получено сообщение от прокурора /___/, в котором сообщалось, что его заявление по факту ознакомления с материалами проверки по обращению от /___/года исходящий номер /___/, прокуратурой района рассмотрено, разъяснено право пользоваться услугами защитника; право ознакомиться с материалами проверки по обращению в рабочие дни с 09 часов до18 часов в канцелярии прокуратуры /___/ по адресу г.Томск, /___/, каб./___/лично, либо через своего представителя, с оформленной надлежащим образом доверенностью, а также защитника, участвовавшего в рассмотрении уголовного дела в /___/ суде г.Томска. Считает, что указанное сообщение не может расцениваться как обеспечение ему возможности ознакомления с указанными материалами проверки. Ссылаясь на ст.ст. 254, 255, 258 ГПК РФ, просит суд признать бездействие прокурора /___/ Е. при не обеспечении ему возможности ознакомиться с результатами и материалами проверки, проведенной до принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, обосновывающих достаточность данных для принятия указанного решения, незаконным. Обязать прокурора /____/ района г.Томска Е. устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина И. (ч.2 ст.24 Конституции РФ), а именно обеспечить ему возможность ознакомления со всеми документами и материалами, полученными в ходе проведенной проверки по заявлению И. от /___/ года исходящий №/___/ до принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

И., находящийся в /___/ России по /___/, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, правом на ведение дела через представителя не воспользовался, суд рассмотрел дело без его участия.

Представитель должностного лица Г. в судебном заседании полагал заявление И. не подлежащим удовлетворению, поскольку на его обращение прокурором в установленный законом срок был дан письменный ответ от /___/ года № /___/. Запрашиваемая И. информация необходима последнему для подтверждения его невиновности, а вопросы виновности в силу действующего законодательства не разрешается в порядке гражданского судопроизводства. Прокурором предоставлялась возможность И. ознакомиться со всеми материалами проверки, проведенной по его ранее направленному обращению, в том числе, как лично, так и с помощью представителя либо защитника, что указывает на отсутствие нарушений со стороны прокурора района при реализации И. своего права на ознакомление с материалами проверки. Поскольку действующим законодательством способ ознакомления с материалами проверки не определен, то И. вправе самостоятельно выбирать любой удобный для него способ ознакомления. Считает, что в соответствии со ст.220 ГПК РФ, производство по делу должно быть прекращено.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) должностного лица органа государственной власти, если считает, что права и свободы его нарушены.

Согласно п. 1 разъяснений, данных Верховным Судом РФ в постановлении Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, должностным лицом, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган (должностное лицо), принявший решение, обязанность доказать, что действие (бездействие) совершено в соответствии с законом и в пределах компетенции должностного лица, а заявитель должен доказать, что указанным действием (бездействием) нарушаются его права и свободы.

И., обращаясь с заявлением, указывает, что должностным лицом неправомерно не обеспечена его возможность ознакомления с результатами и материалами проверки, проведенной по его обращению от /___/ года за исходящим №/___/. Данные доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Статьей 9 указанного Закона предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 данного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статьей 5 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

С учетом изложенного, праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений корреспондирует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, в пределах своей компетенции рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Согласно п.4.14. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора № 200 от 17.12.2007 установлено, что по окончании проверки заявителю по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, заместители Главного военного прокурора, начальники главных управлений, управлений, в том числе Главной военной прокуратуры, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах - соответствующие прокуроры, их заместители (п.4.15 Инструкции).

В силу п.2 ст.5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане при рассмотрении обращений государственным органом или должностным лицом, вправе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц.

В судебном заседании установлено, что обращение И. от /___/ года исходящий номер /___/ должностным лицом - прокурором /___/ района г.Томска было рассмотрено, ему был дан письменный ответ № /___/ от /___/ года, в котором сообщалось, что прокуратурой района проведена проверка по его обращению по вопросу нарушений закона при отказе в предоставлении ответа на его (И.) письменное обращение от /___/ года № /___/со стороны ОГУЗ /___/. Указанный ответ содержит исчерпывающую информацию на обращение И., кроме того, ему дан письменный ответ о том, что с материалами проверки по указанному обращению он может ознакомиться с 09 час. до18 час. в канцелярии прокуратуры /___/ района г.Томска по адресу г.Томск, ул./___/ каб./___/ лично либо через представителя, указанный ответ был получен И., что заявитель не отрицает.

Согласно пояснениям представителя должностного лица, штампов входящей корреспонденции учреждения /___/ на ответах, адресованных И. прокурором района Е., следует, что указанные ответы И. получил (ответ от /___/ - /___/ года, ответ от /___/ года - /___/года).

Избрание И. меры пресечения в виде заключения под стражу предусматривает его изоляцию от общества и выполнение задач, предусмотренных действующим уголовно-процессуальным законодательством. Нормами уголовно-исполнительного законодательства РФ этапирование осужденных в прокуратуру для ознакомления с материалами проверки не предусмотрено. Следовательно, данное заявителю разъяснение о праве ознакомления с материалами проверки посредством услуг представителя, с учетом статуса И. и нахождения его /____/ не препятствовало осуществлению гарантированного ему права на получение необходимой информации.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).

Оценивая доводы заявления, пояснения представителя должностного лица, представленные доказательства, принимая во внимание, что заявление И.от/___/ года №/___/ рассмотрено, ему дан мотивированный ответ, И. был разъяснен порядок ознакомления с материалами проверки по указанному заявлению, нарушений прав и законных интересов И. не усматривается.

Сообщение, данное прокурором /___/ района г.Томска Е. № /___/ от /___/ года И., не повлекло за собой нарушение прав последнего на ознакомление с материалами проверки, проведенной по его обращению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия прокурора /___/ района г.Томска Е. законны и обоснованны, оснований для удовлетворения заявления И. не имеется.

Руководствуясь ст.194-199, ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

И. в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия должностного лица - прокурора /___/ района г.Томска Е. отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Кировский районный суд г.Томска путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г.Томска со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Решение вступило в законную силу 13.05.2010 года.