РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2011 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Н.А.Шороховецкой
при секретаре О.А.Казицкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Ефимова Г.А. к администрации г.Томска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Ефимов Г.А. обратился в суд с исковым заявлением о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду. В обоснование иска указал, что 31.03.2010г. обратился в администрацию г.Томска с заявлением о предоставлении в аренду под индивидуальное строительство земельного участка размером /________/.м., расположенного по адресу: /________/ В согласовании земельного участка было отказано в виду того, что он расположен в зоне городских лесов, однако согласно ответу начальника управления окружающей среды и природного комплекса от 07.06.2010г., указанный земельный участок в зону городских лесов не входит. Он вновь обратился с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка, но 27.07.2010г. повторно было отказано. С указанным решением он не согласен, так как администрация г.Томска не желает исполнять закон Томской области «О выделении земельных участков», вводя его в заблуждение противоправными отказами. Просит суд признать решение администрации г.Томска об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложить обязанность заключить договор аренды.
Истец исковые требования изменил. Просит суд признать решение администрации г.Томска об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложить обязанность предоставить земельный участок в собственность по адресу: /________/ по основанию, что земельный участок ему должен быть выделен как инвалиду, поскольку именно по этому основанию он обращался за предоставлением земельного участка.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Орлов М.С. (действующий на основании доверенности от 17.11.2010г.) своего доверителя поддержал, в судебном заседании пояснил, что его доверитель обратился в администрацию г.Томска о предоставлении ему конкретного, им найденного земельного участка, расположенного по адресу: /________/), площадью /________/.м., соответственно ответчик был обязан в силу действующего законодательства предоставить ему под строительство жилого дома указанный земельный участок. Указал, что с заявлением о постановке на учет для предоставления земельного участка как инвалиду, истец не обращался, полагает, что в этом нет необходимости, поскольку указанного заявления достаточно.
Представитель ответчика администрации г.Томска Литвина Е.С. (действующая на основании доверенности от 01.11.2010г. №6514) исковые требования не признала. Суду пояснила, что истцом не представлено доказательств обращения в администрацию г.Томска с заявлением установленной законом формы. При отсутствии такого заявления, решение об отказе или предоставлении земельного участка не может быть принято. Постановка на учет граждан для получения земельного участка происходит в установленном законом порядке. Учитывая, что установленная процедура постановки на учет Ефимовым С.Г. не была соблюдена, администрация г.Томска не вправе была принимать какое-либо решение о предоставлении истцу земельного участка, либо о заключении договора аренды. Спорный земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 18.11.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 03.12.2010г. к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска.
Представитель ответчика Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от 05.08.2010г. №93 Новак М.М. (действующая на основании доверенности от 05.08.2010г. №93) возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что истцом не представлено доказательств возникновения прав на заявленный истцом конкретный земельный участок, а у администрации г.Томска обязанности представить указанный земельный участок. Существует установленный порядок предоставления земельных участков, в том числе и лицам, являющимся ветеранами, инвалидами боевых действий. Заявление Ефимова Г.А. было подано в администрацию г.Томска в простой произвольной письменной форме, без оформления заявления в соответствии с требованиями Закона ТО №74-ОЗ и было рассмотрено в порядке ст.30 ЗК РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 31.03.2010г. истец обратился в администрацию г.Томска с заявлением о предоставлении земельного участка под проектирование и строительство индивидуального жилого дома по адресу: /________/ площадью /________/.м.
21.04.2010г. администрацией г.Томска истцу был направлен ответ, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: /________/ не соответствует утвержденному проекту планировки, расположен в городских лесах.
17.06.2010г. Ефимов Г.А. вновь обратился в администрацию г.Томска с заявлением о предоставлении земельного участка, ссылаясь на ответ начальника управления окружающей среды и природного комплекса, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: /________/ не входит в зоны городских лесов.
27.07.2010г. администрацией г.Томска истцу был направлен ответ, из которого следует, что земельный участок по адресу: /________/,/________/ не соответствует утвержденной планировочной документации /________/.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: заявлением от 31.03.2010г., ответом от 21.04.2010г., заявлением от 21.05.2010г., ответом от 07.06.2010г., заявлением от 17.06.2010г., ответом от 27.07.2010г.
Оценивая доводы истца о незаконности отказа в предоставлении земельного участка, суд исходит из следующего.
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В силу ст.6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
В соответствии с ч.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно ч.1,4 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п.1 ст.6 Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области», земельные участки могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам Российской Федерации на праве собственности за плату или бесплатно в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 7 п.3.1 Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» предусмотрено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 14.2 настоящего Закона, осуществляется в следующих случаях:… инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий.
В соответствии с ч.1 Порядка постановки на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, и предоставления указанным гражданам земельных участков, на учет для получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства принимаются граждане, имеющие согласно федеральному законодательству право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также граждане из числа категорий, перечисленных в части 3.1 статьи 7 Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области», имеющие право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно.
Учет граждан, изъявивших желание получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, осуществляется соответственно уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом, органами местного самоуправления муниципальных образований.
Для принятия на учет гражданином подается заявление на имя руководителя областного органа по управлению областным государственным имуществом, главы муниципального образования (приложение 1 к настоящему Порядку) с просьбой о постановке на учет с указанием: местонахождения земельного участка; предполагаемого вида права; вида разрешенного использования; фамилии, имени, отчества заявителя; адреса постоянного места жительства (сведения о регистрации по месту жительства) гражданина; контактных телефонов; паспортных данных; основания постановки на учет. К заявлению прилагаются: справка с места жительства гражданина; копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность заявителя; документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно.
То есть заявление должно быть подано по форме, утвержденной действующим законодательством.
На территории муниципального образования «город Томск» уполномоченным органом муниципального образования для целей реализации Порядка постановки на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, является администрация г.Томска в лице ее отраслевых и специально созданных коллегиальных органов.
Заявление может быть принято только при наличии всех документов, указанных в Законе Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области».
Согласно установленного порядка постановки на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельного участка, заявление с приложенными документами рассматриваются уполномоченным органом в течение одного месяца со дня поступления. Решение о постановке или об отказе в постановке на учет гражданину сообщается в письменной форме в течение трех дней со дня принятии соответствующего решения.
Истец с заявлением о постановке его на учет на внеочередное или первоочередное получение земельного участка не обращался, что сторонами не оспаривается.
Кроме того, предоставление земельных участков гражданам производится на основании решения администрации г.Томска или органа местного самоуправления без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и без публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка в периодическом печатном издании, а также без размещения сообщения о приеме указанных заявлений на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет и оформляется договором аренды.
Решение о предоставлении земельного участка гражданину может быть принято только в отношении земельного участка, предоставленного в установленном действующим законодательстве порядке на кадастровый учет.
В судебном заседании установлено, не оспаривалось сторонами, что земельный участок по адресу: /________/ в установленном законом порядке на кадастровый учет не поставлен, следовательно, не может быть объектом гражданского оборота.
До принятия решения о предоставлении земельного участка уполномоченный орган принимает решения о предварительном распределении земельного участка, о чем письменно извещает граждан в срок не позднее семи дней со дня принятия указанного решения.
В случае поступления от гражданина уведомления о принятии земельного участка соответственно администрация Томской области, орган местного самоуправления или уполномоченные ими органы обязаны в срок не позднее срока пяти дней с момента получения указанного уведомления принять соответствующей правовой акт о предоставлении земельного участка, заключить с гражданином договор аренды земельного участка и совершить действия, необходимые для его государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что Ефимов Г.А. является инвалидом второй группы, что подтверждается удостоверением /________/ от 18.10.2005г., справкой МСЭ /________/ от 14.10.2005г., следовательно, имеет право обратиться в администрацию г.Томска с заявлением о постановке на учет и предоставлении земельного участка во внеочередном или первоочередном порядке.
Согласно п.19 Приложения к закону Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» урегулирован порядок предоставления земельных участков, указанной выше категории граждан, в котором указано, что не позднее четвертого квартала текущего года, соответственно администрацией Томской обл., органами местного самоуправления определяется местоположение и общее количество земельных участков, планируемых к предоставлению в очередном году гражданам, имеющим согласно федеральному законодательству право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а так же гражданам из числа категорий , перечисленных в ч.3.1. ст.7 Закона, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно.
По смыслу указанных норм закона, может быть предоставлен не любой земельный участок, как полагает истец, а сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, местоположение которого определено органами местного самоуправления.
Принимая во внимание, что истец в установленном порядке в администрацию г.Томска не обращался, необходимый пакет документов не представлял, на учет для предоставления земельного участка поставлен не был, что им не оспаривалось, у администрации г.Томска не возникло правовых оснований как принять решение о предоставлении Ефимову Г.А. земельного участка, расположенного по адресу: /________/), так и заключить договор аренды.
Кроме того, представителем ответчика в ходе судебного заседания было разъяснено, что вся необходимая информация о порядке постановки на учет граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление земельного участка, находится в свободном доступе, как в администрации г.Томска, так и в сети Интернет, где представлена как форма заявления, так и представлен перечень всех необходимых документов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец, имея возможность узнать о порядке постановки на учет для предоставления земельного участка как инвалиду, участнику боевых действий, не предпринял всех мер, не представил всех необходимых документов, что повлекло не соблюдение установленной процедуры, и следовательно, не повлекло оснований для принятия ответчиком положительного решения о предоставлении земельного участка и о заключении договора аренды.
Доводы истца о том, что ему должен быть предоставлен земельный участок по его выбору без постановки на учет, основаны на неверном толковании действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления земельных участков гражданам.
Предоставление земельных участков без постановки на учет для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с решением Думы г.Томск от 06.10.2009г. № 1301 «О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Город Томск» и распоряжением Мэра г.Томска от 14.10.2009г. № р1220 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Город Томск», осуществляется исключительно посредством проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды, кроме случаев прямо установленных законом.
В соответствии с ч.2 ст. 38.1 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.
Таким образом, права и законные интересы истца действиями ответчика нарушены не были.
Доказательств того, что действия администрации г.Томска не соответствуют действующему законодательству, суду не представлено.
Кроме того, согласно постановлению администрации г.Томска от 02.06.2010г. №452 «О регламенте работы администрации г.Томска при предоставлении земельных участков в соответствии со ст.14.2 Закона ТО от 04.10.2022г. №74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области», полномочия по заключению о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, передаче их в ФИО20 в аренду наделен Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г.Томска, который в случае согласия гражданина на предоставлении земельного участка в течение тридцати дней заключает договор аренды.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Ефимова Г.А. к администрации г.Томска, третье лицо Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска о признании решения администрации г.Томска об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность по адресу: /________/ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна. Судья: Н.А.Шороховецкая
Секретарь: О.А.Казицкая