На момент размещения решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.03.2011 Кировский районный суд г. Томска в составе:

судьи В.А.Тодер,

при секретаре Е.В.Даминовой,

с участием представителя заявителя Михайлечко В.С., представителя Томской таможни Щедрина Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Барышникова А.В. о признании незаконным бездействия Томского таможенного поста,

у с т а н о в и л:

Барышников А.В. обратился в суд с указанным заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Томского таможенного поста, выразившееся в невыдаче паспорта транспортного средства на автомобиль /________/; обязать Томский таможенный пост выдать паспорт транспортного средства на автомобиль /________/. В обоснование требований указал, что 25.05.2010 по грузовой таможенной декларации /________/ на Томском таможенном посту Томской таможни произведено таможенное оформление и выпуск в свободное обращение автомобиля /________/. По завершению таможенного оформления паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобиль не выдан. Бездействие Томского таможенного поста обжаловано. Решением Томской таможни от 23.08.2010 /________/ жалоба признана необоснованной.

Считает, что в нарушение ст. 60 ТК РФ, при завершении таможенного оформления автомобиля /________/ таможенным органом допущено бездействие, выразившееся в несовершении таможенной операции, необходимой для помещения автомобиля под таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления». Невыдача паспорта транспортного средства в данном случае противоречит основному закону РФ, ограничивает права и законные интересы заявителя. Отказ в выдаче ПТС на транспортные средства, классифицированные по иным товарным позициям ТН ВЭД (кроме /________/ и /________/) не соответствует целям введения ПТС. Бездействием таможенного органа созданы препятствия в реализации его законных прав, он лишен возможности произвести регистрацию автомобиля, использовать коллекционный автомобиль в автопробегах.

В судебное заседание заявитель Барышников А.В., несмотря на должное извещение о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заявителя Михайлечко В.С. требования Барышникова А.В. поддержал. Пояснил, что Барышников А.В. узнал о нарушении своих прав в конце 2010- начале 2011 года, поскольку он затруднялся определить лицо, к которому должны быть предъявлены требования. Заявитель имел намерение использовать ввозимый автомобиль по назначению с целью передвижения. Отказ в выдаче паспорта транспортного средства нарушает право владения и пользования автомобилем. Барышников А.В. полагал, что автомобиль «/________/» относится к заявленной позиции, которую заявил в таможенной декларации.

Представитель Томской таможни Щедрин Р.В. доводы заявления не признал, пояснил, что 24.05.2010 Барышниковым А.В. в Томский таможенный пост Томской таможни подана грузовая таможенная декларация на автомобиль «/________/. Помимо прочих сведений, в декларации были заявлены таможенный режим «Режим выпуска для внутреннего потребления», описание товара - «/________/ ..», код товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее -ТНВЭД ТС) «/________/». После принятия декларации ей был присвоен регистрационный номер /________/. В процессе проведения должностными лицами таможенного поста документального контроля правильности заявленного кода товара «/________/» в соответствии с ТНВЭД ТС по указанной выше декларации, правильность определения кода товара подтверждена документально, нарушений в классификации не установлено. В данную товарную группу включены товары - коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике. Исходя из заявленных при декларировании декларантом целей (предметы коллекционирования), представленных при декларировании документов на транспортные средства, с учетом вышеприведенных пояснений к товарной позиции, после проверки заявленных в декларации сведений и приложенных к декларации документов должностными лицами Томского таможенного поста декларация 25.05.2010 была выпущена в соответствии с заявленным таможенным режимом. После завершения таможенного оформления паспорт транспортного средства на автомобиль не выдавался.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» установлено, что наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Порядок выдачи паспортов транспортных средств регламентирован Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом oт 23.06.2005 МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.2005 N 6842) (далее - Положение). Пунктом 55,57 Положения предусмотрено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, на полнокомплектные транспортные средства, классифицируемые в позициях Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТНВЭД РФ).

С 01.01.2010 ТНВЭД РФ не применяется, а применяется ТНВЭД ТС. Коды товаров и их описание в ТНВЭД ТС практически полностью совпадают с кодами и описанием товарных позиций ТНВЭД РФ, в частности имеется полное совпадение по товарным позициям, указанным в п. 55 Положения, а также товарной позицией /________/ (заявленной декларантом).

Несмотря на то, что с 01.01.2010 ТНВЭД РФ не применяется, до настоящего времени Положение не приведено в соответствие с действующими нормами, в части замены ТНВЭД РФ на ТНВЭД ТС. Таким образом, Положение ссылается на нормы несуществующей ТНВЭД РФ, по существу лишая возможности выдавать паспорта транспортных средств таможенным органам.

Учитывая то, что заявленный декларантом код товара /________/ в соответствии с ТНВЭД ТС определен правильно, Положение не приведено в соответствие с действующей ТНВЭД ТС, а аналогичный код товара не попадает в вышеуказанный перечень товарных позиций ТНВЭД РФ, на которые таможенными органами выдаются паспорта транспортных средств, в соответствии с п.55 Положения, иных правовых оснований для выдачи паспортов транспортных средств таможенными органами после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для внутреннего потребления, не имеется, после завершения таможенного оформления ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля /________/, паспорт транспортного средства таможенным постом не должен был быть оформлен и выдан.

Порядок производства таможенных операций по выдаче ПТС регламентирован Положением. Положением не определена возможность выдачи ПТС таможенными органами на товары, классифицируемые в товарной позиции - /________/. Таким образом, таможенный орган в случае выдачи ПТС на товар, классифицируемый в данной позиции, превысил бы свои полномочия, нарушив тем самым государственные интересы, поскольку приказ, утвердивший Положение, зарегистрирован в Минюсте, т.е. обязателен для исполнения всеми лицами (как государственными органами, так и частными лицами). Кроме того, заявителем самостоятельно выбран такой способ декларирования, в результате которого не предусмотрена возможность выдачи ПТС.

Считал, что Томским таможенным постом Томской таможни правильно применены подлежащие применению нормативные акты, нарушений в их бездействии, связанном с невыдачей паспорта транспортного средства после завершения таможенного оформления ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля /________/, не имеется. Полагал заявление Барышникова не подлежащим удовлетворению. Кроме того, указал, что заявителем пропущен срок обращения в суд с указанным заявлением.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Конституция Российской Федерации в статье 2 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Учитывая данное конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, на суды возложена обязанность по обеспечению надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд РФ в постановлении Пленума № 8 от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (в редакции от 06.02.2008 № 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дела об оспаривании действия (бездействия) входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и свобод заявителя. При этом, действующее законодательство возлагает на орган (должностное лицо), принявший решение, доказать, что действие (бездействие) совершено в соответствии с законом и в пределах компетенции должностного лица, а заявитель должен доказать, что указанным действием (бездействием) нарушаются его права и свободы.

Судом установлено, что 24.05.2010 заявителем в Томский таможенный пост Томской таможни подана грузовая таможенная декларация на автомобиль /________/ В декларации декларантом заявлен таможенный режим «Режим выпуска для внутреннего потребления» (графа 1), описание товара «/________/ (графа 31), код товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТНВЭД ТС) «/________/» (графа 33). После принятия декларации ей присвоен регистрационный номер /________/. Установленное судом подтверждается пояснениями представителя заявителя, представителя Томской таможни, представленной суду грузовой таможенной декларацией за указанным номером.

Согласно пояснениям представителя заявителя, представителя Томской таможни, 25.05.2010 декларация выпущена в соответствии с заявленным таможенным режимом, паспорт транспортного средства на автомобиль не выдавался.

Обосновывая заявление, Барышников А.В. указал, что оснований для отказа в выдаче паспорта транспортного средства у таможенных органов не имелось.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» установлено, что наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Порядок выдачи паспортов транспортных средств регламентирован Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом oт 23.06.2005 МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.2005 N 6842) (далее - Положение).

Согласно п. 55 Положения, паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами на полнокомплектные транспортные средства, классифицируемые в позициях Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что Положением о ПТС предусмотрены лишь два случая, при которых таможня вправе не выдать паспорта транспортного средства, а именно, на транспортные средства или шасси, изготовленные в целях вывоза из РФ и в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609, таким образом, не имелось оснований для отказа в выдаче ему ПТС, являются необоснованными.

Пунктом 57 Положения предусмотрен исчерпывающий перечень позиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТНВЭД РФ), по которым таможенными органами выдаются паспорта транспортных средств. Позиция, указанная заявителем в грузовой таможенной декларации «/________/» (графа 33), не относится к данному перечню.

Из пояснений представителя Томской таможни следует, что с 01.01.2010 ТНВЭД РФ не применяется, а применяется ТНВЭД ТС. Коды товаров и их описание в ТНВЭД ТС практически полностью совпадают с кодами и описанием товарных позиций ТНВЭД РФ, в частности имеется полное совпадение по товарным позициям, указанным в п. 55 Положения, а также товарной позицией /________/ (заявленной декларантом).

Несмотря на то, что с 01.01.2010 ТНВЭД РФ не применяется, до настоящего времени Положение не приведено в соответствие с действующими нормами, в части замены ТНВЭД РФ на ТНВЭД ТС.

Поскольку указанный декларантом в грузовой таможенной декларации код товара «/________/» не попадает в перечень товарных позиций ТНВЭД РФ, на которые таможенными органами выдаются паспорта транспортных средств, правовых оснований для выдачи паспорта транспортного средства на ввезенный на территорию РФ автомобиль марки «/________/», /________/, оформленный по грузовой таможенной декларации /________/, у таможенных органов не имелось.

В соответствии со ст. 59 ТК РФ, ч.1,3 (в ред. от 28.11.2009), действующей на момент возникновения спорных правоотношений, таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Порядок производства таможенных операций по выдаче ПТС регламентирован приведенным Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.

Поскольку Положением не определена возможность выдачи ПТС таможенными органами на товары, классифицируемые в товарной позиции - /________/ ТНВЭД, невыдача таможенным органом ПТС на товар, классифицируемый в данной позиции, является правомерной.

Кроме того, представитель заявителя в судебном заседании пояснял, что декларирование товара под кодом «/________/» выбрана заявителем самостоятельно.

Из пояснений представителя Томской таможни следует, что декларирование автомобиля не как предмета коллекционирования, а как транспортного средства, при соблюдении прочих условий, позволяло заявителю получить ПТС, однако, при этом таможенные платежи должны быть уплачены в большем размере, а также необходимо представление дополнительных документов, подтверждающих соответствие экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявитель сознательно выбрал указанный способ декларирования товара, что не оспорено в суде представителем заявителя.

Кроме того, в судебном заседании нашли подтверждение доводы представителя Томской таможни о том, что заявителем пропущен срок обжалования бездействия Томского таможенного поста.

В соответствии со ст. 256 ч.1 ГПК РФ, ст. 48 Таможенного кодекса РФ (ред. от 28.11.2009), гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов.

Из пояснений представителя Томской таможни в судебном заседании, грузовой таможенной декларации /________/ следует, что декларация зарегистрирована 24.05.2010, заявленный товар выпущен 25.05.2010 в свободное обращение без выдачи ПТС.

Являются необоснованными доводы представителя заявителя о том, что заявитель не знал о нарушении своих прав до конца 2010 года- начала 2011, поскольку не мог определить, чьи действия необходимо обжаловать.

Из материалов дела следует, что 19.07.2010 Барышниковым А.В. руководителю Томской таможни подано заявление о признании неправомерным бездействия таможенного органа, выразившегося в невыдаче паспортов транспортного средства и возложении обязанности на таможенный орган выдать паспорта транспортного средства на принадлежащие ему автомобили «/________/», /________/ (VIN /________/ и /________/ (VIN /________/).

Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица вынесено 23.08.2010, получено Барышниковым А.В. 25.08.2010, что подтверждается штампом с подписью Барышникова А.В. на сопроводительном письме о направлении копии решения по жалобе.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что с 25.08.2010 Барышникову А.В. стало достоверно известно о нарушении его прав бездействием должностных лиц Томского таможенного поста, выразившегося в невыдаче паспортов транспортных средств на ввезенные автомобили. Таким образом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия Томского таможенного поста он должен был до 25.11.2010, однако, обратился 28.02.2011, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Кировского районного суда г.Томска от указанной даты, т.е. спустя 6 мес. 3 дня после того, как узнал о нарушении своих прав.

Таким образом, заявитель пропустил срок обжалования действия (бездействия) должностных лиц Томской таможни.

Доказательства уважительности причин пропуска установленного законом трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, заявитель и его представитель суду не представили.

Пропуск срока обращения в суд с указанным заявлением является одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в соответствии с ч. 2 ст. 256 ГПК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, либо права и свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая, что в действиях Томского таможенного поста нарушений действующего законодательства не установлено, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, не представлено, заявителем пропущен установленный законом срок обращения в суд, заявление Барышникова А.В. о признании незаконным бездействия Томского таможенного поста, выразившееся в невыдаче паспорта транспортного средства на автомобиль «/________/», /________/ (VIN /________/), возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении заявления Барышникова А.В. о признании незаконным бездействия Томского таможенного поста.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г.Томска со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: