№ 2-350/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» марта 2011 года Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Бариновой Н.В.

при секретаре Шаровой Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Томска в интересах Аксенова С.С. к Министерству финансов РФ о взыскании единовременной денежной компенсации,

с участием представителя материального истца - Аксеновой М.М., действующей на основании доверенности от 02.09.2010г. сроком на три года ,

представителя процессуального истца - помощника прокурора Советского района г.Томска - Л.В.Ботяковой,

представителя ответчика - Цыганковой А.А., действующей на основании доверенности от 21.01.2010г. сроком действия до 31.12.2012г.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г.Томска обратился в суд с иском к Министерству финансов в лице Управления Федерального казначейства по Томской области о взыскании единовременной денежной компенсации. В обоснование иска указано, что Аксенов С.С. /________/ года рождения, заключением Томской областной врачебно-трудовой экспертной комиссии г.Томска от 19.11.1991 признан инвалидом /________/ группы с формулировкой причины инвалидности «/________/» с заболеванием: /________/. Согласно акту освидетельствования в областном государственном учреждении «Государственная служба медико-социальной экспертизы в Томской области» от 29.05.2001 /________/ Аксенову С.С. установлены медицинские показания на обеспечение спецтранспортом с указанием на наличие противопоказаний к вождению. Вступившим в законную силу кассационным определением Томского областного суда от 21.12.2010 за Аксеновым признано право на получение единовременной денежной компенсации в размере /________/. До настоящего времени денежные средства Аксеновым С.С. не получены. В связи с чем, в силу ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 22, п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ссылаясь на положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просит суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Томской области в пользу Аксенова С.С. единовременную денежную компенсацию в размере /________/ за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Советского района г.Томска Ботякова Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дала пояснения в рамках иска. Просила суд взыскание произвести с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Материальный истец Аксенов С.С., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутсвие.

Представитель ответчика Цыганкова А.А., в судебном заседании иск не признала, по существу заявленных требований пояснила, что в настоящее время произвести выплату компенсации Аксенову С.С. неполученного транспортного средства как инвалиду с детства в размере /________/ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановлением Правительства от 12.09.2008 №670 не представляется возможным. В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые по состоянию на 01.01.2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 670, /________/ компенсация выплачивается в 2009 году.

В соответствии с п. 2 Постановления обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый и плановый период.

Федеральными законами от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов» и от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» федеральные денежные средства на цели обеспечении инвалидов транспортными средствами и денежной компенсации за них выделялись только на 2008 и на 2009 годы.

Согласно Порядку представления списков инвалидов, которые на 1 января 2005 года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, для обеспечения легковыми автомобилями и получения единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.09.2008 № 494, органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации должны были представить в Минздрасоцразвития Российской Федерации к 1 января 2009 года списки инвалидов вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов с детства и детей инвалидов по установленной форме. Таким образом, заявления на получение компенсации должны были быть поданы инвалидами до 01.01.2009. Завершение расчетов на данные цели было установлено до 01.04.2009, предоставление отчетов должно было быть произведено до 20.12.2009.

На 2010 и 2011 годы Федеральными законами от 02.12.02009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011-2012 годов» и от 13.12.2010 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» расходы на оплату единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета взамен предоставления легкового транспорта инвалидам не предусмотрены. В связи с чем, в настоящее время Министерство финансов Российской Федерации не имеет правовых оснований производить выплаты единовременной денежной компенсации в размере /________/ руб. взамен получения транспортных средств.

Выслушав участников процесса, определив в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие материального истца, ознакомившись с материалами дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Конституция РФ в ст.39 гарантирует право каждого гражданина Российской Федерации на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Судом установлено, что Аксенов С.С. /________/ года рождения, заключением Томской областной врачебно-трудовой экспертной комиссии г.Томска от 19.11.1991 признан инвалидом /________/ группы с формулировкой причины инвалидности «/________/» с заболеванием: /________/ (что подтверждается справкой МСЭ /________/ от 27.04.2002г).

Согласно акту освидетельствования в областном государственном учреждении «Государственная служба медико-социальной экспертизы в Томской области» от 29.05.2001 /________/ Аксенову С.С. установлены медицинские показания на обеспечение спецтранспортом с указанием на наличие противопоказаний к вождению.

Транспортным средством до 2005 года обеспечен не был.

Вступившим в законную силу кассационным определением Томского областного суда от 21.12.2010 за Аксеновым признано право на получение единовременной денежной компенсации в размере /________/.

В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

До настоящего времени денежная компенсация Аксеновым С.С. не получена.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 30, действующей в редакции закона от 24.11.1995 предусматривал, что инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен переход к новой системе социальной поддержки населения.

Статья 153 Федерального закона № 122-ФЗ не допускает ухудшения условий предоставления ранее возникших прав на льготы, выплаты и компенсации и предусматривает, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный порядок, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» предусмотрено обеспечение инвалидов, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо легковыми автомобилями, либо выплатой им единовременной денежной компенсации в размере 100 000 рублей.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 24.11.1995) финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществлялось за счет средств федерального бюджета, то есть являлось расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно подпункту 3 п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 185 Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным органом по организации и распоряжению средствами федерального бюджета.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 114н, Казначейства Российской Федерации № 9н от 25.08.2006 «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» закреплено, что руководители управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации на основании доверенностей, выданных Министерством финансов Российской Федерации, представляют в судебных органах интересы Министерства финансов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства, учитывая гарантии со стороны государства права на социальное обеспечение в случае инвалидности, закрепленные в Конституции Российской Федерации, включая гарантии на государственную и судебную защиту нарушенных прав, а также принимая во внимание положение ч. 2 ст. 55 Конституции, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, суд считает требование прокурора Советского района г.Томска в интересах Аксенова С.С. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Томской области о взыскании единовременной денежной компенсации в размере /________/ рублей подлежащим удовлетворению.

Поскольку Аксенов С.С. является инвалидом /________/ группы с детства, материальной возможности обратиться за платной юридической помощью не имеет, не в состоянии самостоятельно осуществить защиту своих нарушенных прав в судебном порядке, в суд с заявлением в защиту его прав в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор. Таким образом, иск подан надлежащим лицом.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, ч. 1 ст. 196, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Советского района г.Томска удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерациив пользу Аксенова С.С. единовременную денежную компенсацию в размере /________/ (/________/) рублей.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Кировский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

ВЕРНО: судья: /Н.В.Баринова/

Секретарь: /Т.П.Шарова/